Образ Дон Жуана
Более ста вариантов образа Дон Жуана знает мировое искусство. Крупнейшие мастера, гениальные поэты, композиторы, художники участвовали в создании блестящей галереи портретов пылкого, беспечного испанца, покорителя и соблазнителя женских сердец. У них разные лица, но одно имя – знаменитое, ставшее нарицательным имя Дон Жуана.
Среди них откровенный циник, обманщик, злодей-насильник Дон Хуан Тирсо де Молина, прототип всех будущих Дон Жуанов, Среди них женственно прекрасный, детски простодушный, пылкий герой поэмы Байрона “Дон Жуан”,
Недостаточно видеть в комедии Мольера только сатиру на распутство
Его философские дебаты с хозяином полны значения при всей их комедийности. Образ Дон Жуана противоречив. Дон Жуан сочетает в себе и хорошие, и дурные качества.
Для драматургии Мольера это столь несвойственно, что поставило в тупик многих толкователей его творческих замыслов. Более того, образ Дон Жуана не статичен, он дан в развитии, и это также выводит его за рамки классицистического театра. Зритель первоначально знакомится с Дон Жуаном по характеристике его слуги Сганареля. Он – “величайший злодей”, он – “собака, черт, турок, еретик, не верующий ни в рай, ни в ад”, “оборотень”, “эпикурейская свинья”, “Сарда-напал”.
В чем же основной порок Дон Жуана? У него самое “непоседливое” на свете сердце; он ветрен, женолюбив, все женщины мира кажутся ему красавицами, каждой он хочет обладать. Но…. “Я каждой выдаю почет и поклонение, к которым нас обязывает природа… будь у меня десять тысяч сердец, я бы отдал их все”, – рассуждает Дон Жуан. Дон Жуан зажег во многих женщинах (донья Эльвира, крестьянка Шарлотта) пламенную любовь.
Им он клялся в вечной верности. Лгал ли он? Нет.
Когда Дон Жуан говорил о любви, он действительно любил, говорил вполне искренне и сам верил каждому своему слову. Его можно обвинить в ветренном самообольщении, в жестокой беспечности к судьбе другого человека, но отнюдь не в преднамеренном обмане. Прошли первые восторги, и Дон Жуану уже скучно, его влекут другие цветы, а их так много на белом свете! Дон Жуан храбр.
Храбрость была всегда благородна. Заслышав в лесу крики, он спешит на помощь пострадавшим, рискуя жизнью ради незнакомого ему человека, подвергшегося нападению разбойников. “Мой господин прямо сумасшедший: кидается в опасность без всякой для себя надобности”, – добродушно, не без известного восхищения, ворчит Сганарель. В первых четырех актах комедии Дон Жуан смел и дерзок, и, что особенно важно, он откровенен. Но с ним произошло необыкновенное, он вдруг переродился: – “Я отрекся от всех своих заблуждений: я уже не тот, что был вчера вечером, и небо внезапно произвело во мне перемену, которая удивит весь мир: оно озарило мою душу, мои глаза прозрели, и я с ужасом взираю теперь на долгое ослепление, в котором находился; и на преступное беспутство жизни, которую вел”.
Отец в слезах приветствует раскаявшегося блудного сына, в восторге и Сганарель. Но перерождение Дон Жуана иного свойства: он решил зло посмеяться над людьми, надеть маску Тартюфа и в ней снискать себе их благоволение. “Лицемерие – модный порок”, – заявляет он. И Дон Жуан стал святым – он стал неуязвим.
И теперь он поистине мерзок. Честнейший Сганарель смущен преображением хозяина: “Сударь, что за дьявольский тон у вас появился! Это хуже всего, что было, и вы мне нравились больше, каким были раньше”.
Теперь Дон Жуан стал действительно отрицательным лицом и может и должен быть наказан. Появляется традиционная фигура Каменного гостя. Гром и молния обрушиваются на Дон Жуана, разверзается земля и поглощает великого грешника. Но не священным трепетом объяты зрители, устрашенные карой небесной: они смеются весело и беззаботно.
Итак, на кого же писал сатиру Мольер? Думается, что образ Дон Жуана стал своеобразным дополнением к образу Тартюфа, раскрытием того же образа в ином плане. “Дон Жуан” Мольера вызывал и до сих пор вызывает горячие споры” Существуют самые различные толкования мыслей и поступков героя, так как он сам был противоречив.