Образ человека в романах Арагона

“Базельские колокола” изображают Францию в канун первой мировой войны. Но в романе ощутима грозовая атмосфера 30-х годов. Роман зовет к бдительности, тревожно звучат колокола антивоенного конгресса социалистов, состоявшегося в Базеле в 1912 году. Мысль о столкновении сил прошлого и будущего определяет композицию, систему основных образов, придает роману динамику и драматизм.

Отражая эпоху, когда явственно “слышится треск в старом здании”, Арагон на передний план выдвигает образ человека, который выбирает путь, преодолевает “социальную

безграмотность”, идет к народу.

Строя роман на противопоставлении антагонистических социальных сил, Арагон делает наиболее характерным их воплощением образы женщин – Дианы и Клары. Мир борьбы и больших чувств приоткрывается Катерине, восстающей против той сделки, которая именуется браком в буржуазном обществе и которая составляет смысл жизни Дианы. Катерина видит больше, чем Диана, сильнее ее чувства, значительнее порывы. Эта содержательная жизнь, существование которой совершенно неизвестно поверхностной и самолюбивой Диане, входит в роман вместе с образом рабочего-социалиста Виктора.

Новая

женщина предстает в облике Клары – Клары Цеткин, видной деятельницы международного рабочего движения. Роман Арагона заканчивается патетическим рассказом о новых отношениях, о настоящей любви, о новой женщине, рождающейся в освободительном, возвышающем человека движении пролетариата.

Судьба центрального героя романа “Богатые кварталы” – сына мэра города Сериан Армана Барбентана – также определяется разгорающейся борьбой. В результате длительной эволюции, в итоге тяжелого опыта жизни в Сериане, а затем в Париже, где он появился, порвав с отцом, карьеристом и демагогом, Арман уходит из “богатых кварталов”. В конце романа он совершает патриотический, как подчеркивает Арагон, акт: отказывается быть штрейкбрехером и присоединяется к бастующим рабочим.

Грозная мощь пролетариата проявляется и в сцене демонстрации рабочих (в первой части романа), и в антивоенном митинге парижских трудящихся (во второй части), и в забастовке, о которой говорится в конце книги. Детальное воссоздание эволюции Армана, его исканий объединяет материал книги вокруг проблемы освобождения личности. Благодаря этому второй роман арагоновского цикла свободнее от той схематичности, которая особенно заметна в композиции “Базельских колоколов”, а также в способах раскрытия некоторых героев (Виктора, Катерины).

В герое романа “Путешественники на империале” Пьере Меркадье также созревает мысль о том, что жизнь его – жизнь буржуа – абсурдна и чудовищна, что абсурдны и безнравственны моральные устои буржуазного общества. Но сам Меркадье не способен порвать с этим обществом. Арагон очень подробно, очень тщательно показывает ту бездну порочности, которая раскрывается в семьях из “богатых кварталов”, в историях Дианы, Эдмона Барбентана, Полетты Меркадье, не выдерживающих испытания на самые простые и самые обычные человеческие чувства.

Это – современные Дюруа; Эдмон Барбеитан даже не скрывает своей симпатии к этому ничтожному и циничному герою Мопассана.

Распад буржуазных семей, развал “ячейки” буржуазного уклада изображали и до Арагона. В книгах “Реального мира” этот распад прямо вписывается в общую картину распада всего общественного организма, находящегося на грани катастрофы. Даже в перипетиях интимных историй отражается характер эпохи. В “Базельских колоколах” семейные истории заключены в жесткий каркас композиции, отразившей классовую структуру общества и судьбы классов.

В следующих романах семейные драмы развертываются на фоне современного французского города (в “Богатых кварталах”), а затем и целой эпохи (в “Путешественниках на империале”). Подчеркнуты крупные, масштабные хронологические ориентиры: начинается история Пьера Меркадье в конце XIX века, затем наступает XX век, и все повествование подводит к выводу о новой странице человеческой истории. Поэтому “обесценение ценностей”, которое переживает Пьер Меркадье, воспринимается как крушение идеалов того исторического периода, который занесен на уже закрывающуюся страницу истории.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Образ человека в романах Арагона