Образ Бочкаревой
Образом Бочкаревой (в настоящем заведующей горздравотделом, а в прошлом председателя кондитерского объединения) Корнейчук открыл в своем творчестве галерею комедийных персонажей. Человек не на своем месте. Так ли редко это случается?
Героиня “кипит”, “подтягивает” “серый народ” (т. е. врачей), “реагирует” с утра до ночи, ничего не понимая ни в медицине, ни в людях.
Истинная сущность Бочкаревой раскрывается приемом саморазоблачения, часто используемым сатириками.
Тип пьесы, близкой к классическим традициям
Причем проявляется это не в спорах и дискуссиях, а прежде всего в действии. Массовые сцены, широкая панорама эпохи – черты, присущие пьесам Вс. Вишневского и Н. Погодина,- здесь отсутствуют.
Конфликт, построенный на противостоянии различных жизненных позиций, выявляющий
В центре пьесы – директор института профессор Бородин, человек незаурядного мужества, благородный, с большим темпераментом. Приверженец “чистой науки”, науки вне политики, он ставит себя в оппозицию к существующему строю, утверждая, что “способы управления и руководства людьми в социалистической стране неприемлемы”. Бородин готов доказать свою формулу с помощью теории физиологических стимулов, согласно которой поступки людей обусловлены чувством страха, голода, любви и гнева, а отнюдь не социально-историческими, классовыми мотивами. Драматическая кульминация – доклад профессора и резкая, страстная отповедь со стороны Клары Спасовой, старой большевички, этой идеалистической теории.
Именно она, человек большого сердца и ума, настойчиво, но тактично помогает молодым ученым Елене Макаровой и Хусаину Кимбаеву усваивать нравственные принципы социализма.
Противоречивость взглядов и поведения Бородина – прокламируемая аполитичность, а на деле определенная оппозиция, его проповедь “чистой науки” и тенденциозная подборка фактов для доказательства своей концепции – ведет к далеко не однозначным последствиям. Под прикрытием авторитета ученого в институте свивает гнездо контрреволюционная группа, в которой самую активную роль играют его ученики и сотрудники. Однако Бородин отнюдь не из тех, кто не умеет видеть и слышать время. Медленно, но неотвратимо происходит переоценка ценностей.
Бородин не пытается переложить ответственность за события в институте на других, напротив, он в полной мере готов ответить за все сам. И в своем раскаянии, и в стремлении работать с народом и для народа он так же честен, открыт, как и в начале пьесы, когда руководствовался противоположной точкой зрения. Заключительные слова Бородина: “…я пойду к тем, кто властно требует ключей от всех кабинетов, и отдам им все свои ключи” – не оставляют сомнения в искренности ученого.