Образ Бочкаревой

Образом Бочкаревой (в настоящем заведующей горздравотделом, а в прошлом председателя кондитер­ского объединения) Корнейчук открыл в своем творче­стве галерею комедийных персонажей. Человек не на своем месте. Так ли редко это случается?

Героиня “кипит”, “подтягивает” “серый народ” (т. е. врачей), “реагирует” с утра до ночи, ничего не понимая ни в медицине, ни в людях.

Истинная сущность Бочкаревой раскрывается при­емом саморазоблачения, часто используемым сатири­ками.

Тип пьесы, близкой к классическим традициям

пси­хологической и бытовой драмы, разрабатывает Алек­сандр Афиногенов. Конфликты времени драматург рас­крывает на примерах судьбы одного или нескольких персонажей. А. Афиногенов показал себя мастером лирико-психологической драмы с присущими ей четко проявленными конфликтами характеров и углублением в мир человеческой души.

Причем проявляется это не в спорах и дис­куссиях, а прежде всего в действии. Массовые сцены, широкая панорама эпохи – черты, присущие пьесам Вс. Вишневского и Н. Погодина,- здесь отсутствуют.

Конфликт, построенный на противостоянии различ­ных жизненных позиций, выявляющий

меру ответствен­ности, долг интеллигенции перед своим народом (впер­вые отчетливо прослеживается драматургом в “Чуда­ке”), в пьесе “Страх” (1930) разрешается в острых и сложных обстоятельствах. Столкновение идей, классовая борьба в науке – вот что движет сюжет “Страха”.

В центре пьесы – директор института профессор Бородин, человек незаурядного мужества, благород­ный, с большим темпераментом. Приверженец “чистой науки”, науки вне политики, он ставит себя в оппози­цию к существующему строю, утверждая, что “способы управления и руководства людьми в социалистической стране неприемлемы”. Бородин готов доказать свою формулу с помощью теории физиологических стимулов, согласно которой поступки людей обусловлены чувст­вом страха, голода, любви и гнева, а отнюдь не соци­ально-историческими, классовыми мотивами. Драмати­ческая кульминация – доклад профессора и резкая, страстная отповедь со стороны Клары Спасовой, старой большевички, этой идеалистической теории.

Именно она, человек большого сердца и ума, настойчиво, но тактично помогает молодым ученым Елене Макаровой и Хусаину Кимбаеву усваивать нравственные принципы социализма.

Противоречивость взглядов и поведения Бороди­на – прокламируемая аполитичность, а на деле опре­деленная оппозиция, его проповедь “чистой науки” и тенденциозная подборка фактов для доказательства своей концепции – ведет к далеко не однозначным по­следствиям. Под прикрытием авторитета ученого в ин­ституте свивает гнездо контрреволюционная группа, в которой самую активную роль играют его ученики и сотрудники. Однако Бородин отнюдь не из тех, кто не умеет видеть и слышать время. Медленно, но неотвра­тимо происходит переоценка ценностей.

Бородин не пытается переложить ответственность за события в ин­ституте на других, напротив, он в полной мере готов ответить за все сам. И в своем раскаянии, и в стремле­нии работать с народом и для народа он так же честен, открыт, как и в начале пьесы, когда руководствовался противоположной точкой зрения. Заключительные сло­ва Бородина: “…я пойду к тем, кто властно требует ключей от всех кабинетов, и отдам им все свои клю­чи” – не оставляют сомнения в искренности ученого.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Образ Бочкаревой