Образ автора в ранних рассказах М. Горького

Рассказы “Макар Чудра”, “Старуха Изергиль”, “Песня о Соколе” имеют сложное построение – рассказ в рассказе. Следовательно, в каждом из названных произведений есть два рассказчика: “внутренний” рассказ ведет старый человек (Макар Чудра, Изергиль, Надыр-Рагим-оглы), а “внешний” рассказ, который, как рама, окружает историю старика, принадлежит автобиографическому герою.
Благодаря этому молодому человеку, читатель имеет представление о внешности стариков рассказчиков. Макар Чудра – красивый цыган – сторожит

коней своего табора. Он “похож на старый дуб, обожженный молнией, но все еще мощный, крепкий и гордый своей силой”.

Старуха Изергиль работает на винограднике и напоминает автобиографическому герою страшную колдунью из романтической сказки: тусклые глаза; сухие, потрескавшиеся губы; сморщенный нос, загнутый, как у совы; черные ямы вместо щек; звук голоса похож на хруст костей. Надыр-Рагим-оглы – крымский чабан. Этот мудрый старик – пантеист, он совершенно слит с природой.

Достаточно вспомнить, как он рукой прогоняет волну и она послушно скатывается в море.
Автобиографический герой описывает

обстановку, в которой происходит его беседа со стариками. Судить об авторе можно по тому, как он воспринимает окружающий мир – пейзаж в анализируемых рассказах романтический: ночь, степь, рядом таинственно шепчет море, неясные тени скользят вокруг (это Ларра бежит по степи), призрачные огоньки мелькают вдали (это искры от сердца Данко). Природа одушевляется автором, поэтому море вздыхает и шепчет, ночь пугливо отодвигается от костра Макара Чудры, звезды ласково блестят усталым людям. Мало того, тучи и тени складываются в призрачные фигуры, и старуха Изергиль узнает Ларру, а автобиографический герой видит, как в воздухе кружатся Лойко Зобар и Радда.

Из приведенных рассуждений следует, что пейзаж в ранних рассказах Горького не только романтический, но и психологический.
В начале рассказов ночная природа таинственна, так как автобиографический герой ожидает услышать от стариков чудесную легенду или необычную историю о сильных, красивых, мужественных людях. А в конце рассказа помещается печальная картина предрассветной поры, когда после увлекательной истории молодой человек опять возвращается в привычную, серую жизнь. Например, рассказ “Макар Чудра” заканчивается так: “Макар замолчал и, спрятав в кисет трубку, запахнул на груди чекмень. Накрапывал дождь, ветер стал сильнее, море рокотало глухо и сердито”.

Очень похожую концовку имеет “Старуха Изергиль”: “По небу все ползли гучи, медленно, скучно… Море шумело глухо и печально” (III).
Кроме описания старика рассказчика и окружающей обстановки автобиографический герой выполняет и третью функцию: он слушает стариков и спорит с ними, помогая тем самым раскрыться этим героям. Молодой человек из “Макара Чудры” озабочен несчастливой жизнью простых людей, он хочет учиться у них и учить их. Л старый цыган советует ему только ходить и смотреть на мир, так как давно проверено – люди не слушают никаких поучений: “Кто скажет, зачем он живет?

Никто не скажет, сокол! И спрашивать себя про это не надо. Живи, и все тут”.

Старуха Изергиль упрекает автобиографического героя за пассивность, осторожность, рассудочность: “У!., стариками родитесь вы, русские. Мрачные все, как демоны… (…) Мы любим жить. Смотри-ка, разве не устали за день те, которые поют там?

С восхода до заката работали, взошла луна, и уже – поют! Те, которые не умеют жить, легли бы спать. Те, которым жизнь мила, вот – поют” (I, II).

Чабан Рагим после недолгих уговоров соглашается рассказать молодому слушателю сказку-песню о Соколе – своего рода поучение о правильной и прекрасной, с точки зрения чабана, жизни.
Наконец, автобиографический герой подводит итог философского спора, который ведется в каждом рассказе. Ведь легенды и истории стариков ставят важнейшие нравственные вопросы о смысле жизни и предназначении человека. Макар Чудра, как романтический герой, считает, что в мире есть одна ценность – абсолютная свобода, которую надо отстаивать всеми силами до конца.

Поэтому с таким воодушевлением рассказывает Макар о любви-поединке двух замечательных молодых людей – Лойко и Радды. Конечно, этот поединок любви и гордости не мог закончиться ничем, кроме смерти обоих героев. Старого цыгана, однако, это не пугает, он произносит свой вывод-приговор: “Ну, сокол, хочешь, скажу одну быль?

А ты ее запомни и, как запомнишь, – век свой будешь свободной птицей”. А молодой слушатель не соглашается с такой жизненной позицией: по его мнению, абсолютная свобода, к которой стремились герои из рассказа Макара Чудры, внешне очень привлекательна, но по сути ведет к самоизоляции и одиночеству. Жизнь гордых красавцев Лойко и Радды весьма романтична, но совершенно бесполезна.

Недаром финал их любви не рождает в душе автора ничего, кроме грусти. А вот песня о Соколе, песня “смелых и сильных духом” (II), вызывает у автобиографического героя прилив бодрости, желание жить и постичь тайны мира. Оценки Сокола у автора и старого Рагима совпадают.
Изергиль, как романтическая героиня, считает, что главное в жизни – любовь к людям. Поэтому она осуждает крайний индивидуализм в Ларре и восхищается безграничной любовью к людям в Данко. По мнению старухи, ее собственная жизнь похожа на жизнь Данко, ибо она тоже посвятила свою жизнь любви клюдям.

Но автобиографический герой оценивает Изергиль иначе: ее любовь к людям совсем иного рода, чем любовь Данко; ее красивые рассуждения о подвигах так и остались рассуждениями; в ней есть черты и Данко, и Ларры.
Подводя итог, следует отметить, что образ автобиографического героя присутствует в каждом из анализируемых рассказов. Хотя этот герой всегда остается в тени, явно почти не проявляет себя, можно утверждать, что он является главным героем (наравне со стариками рассказчиками), так как на нем “держится” весь “внешний” рассказ. Автобиографический герой выполняет несколько функций: через его восприятие читатель видит стариков и окружающий пейзаж; молодой путешественник слушает легенды; он дает последнюю (а значит, главную в рассказе) оценку героям легенд и самим рассказчикам.

Автор вызывает уважение у стариков, хотя он не всегда соглашается с ними.
Анализируемые рассказы являются романтическими и по художественным приемам, и по идеям. Автобиографический герой из множества людей, встречающихся ему во время странствий, выбирает и описывает неординарных, интересных для него своей немещанской жизненной позицией. Автор вместе с рассказчиками восхищается силой и красотой Лойко и Радды, Данко и Сокола, но он понимает однобокость романтического мировоззрения стариков, которое заманчиво выглядит в легенде, но плохо приспособлено к реальной жизни.

Поэтому автобиографического героя можно назвать единственным реалистическим персонажем в ранних рассказах Горького.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Образ автора в ранних рассказах М. Горького