Обращение к социальной проблематике драматурга Альфонсо Пасо



Один из основателей экспериментального театра “Арте нуэво”, где в конце 40-х годов была осуществлена постановка нескольких его пьес в “авангардистском” духе, Пасо пишет в 1956 г. трагикомедию “Бедняжки” (Los pobrecitos). Персонажи пьесы, действие которой развертывается в столичном пансионе средней руки, принадлежат к тому классу людей, которые не умирают с голоду, но редко едят досыта; как говорит драматург, это “бедняки при галстуке”. Их тусклое существование может стать только материалом трагикомедии, в которой нет ни подлинно

трагической глубины, ни неподдельного веселья. Более или менее достоверной зарисовкой реальности без всякого намерения вершить над ней суд была и пьеса “Свадьба” (La boda de la chica, 1960), которую испанская печать восприняла чуть ли не как критику социальных контрастов буржуазного общества.

В последующие годы ни Муньис, ни Пасо не возвращались более к социальным проблемам современности, став авторами многочисленных развлекательных, хотя и нередко умело написанных пустяков.

Тех же драматургов, кто не пожелал угождать мещанским вкусам, ждали преследования и “отлучение” от сцены. Такова, в частности,

судьба Лауро Ольмо (Lauro Olmo, род. в 1925 г.). В 1962 г. в Мадриде была показана его пьеса “Рубашка” (La camisa, написана в 1961), одно из самых ярких произведений последних десятилетий.

Это полный трагизма рассказ о жителях мадридского “бидон-виля”, пояса трущоб. Из беспросветной нищеты, в которой живут герои Ольмо, есть лишь два выхода – эмиграция за рубеж в поисках лучшей доли или самоубийство. Пьеса, подчеркнуто сдержанная в своих прямых оценках, так глубоко затрагивала самые болезненные проблемы действительности, что власти запретили ее постановку после первых же представлений, не разрешили ее экранизировать, а самого писателя обрекли на годы молчания.

На этом примере нетрудно понять, почему в испанском профессиональном театре эпохи франкизма социальная драма осталась явлением редким, исключительным. Лишь в полупрофессиональных, экспериментальных театральных труппах, да и то преодолевая жестокие цензурные рогатки, получили на рубеже 60 -70-х годов возможность поставить некоторые свои пьесы молодые драматурги, которых назвали “независимыми”. Творческий почерк этой группы авторов, среди которых наибольшей известностью пользуются Мануэль Мартинес Медьеро (Manuel Martinez Ме-diero), Хосе Руибаль (Jose Ruibal), Анхель Гарсиа Пин-тадо (Angel Garcia Pintado) и другие, при всем различии их индивидуального почерка, имеет некоторые общие особенности. Прежде всего драматурги решительно не приемлют не только франкистскую идеологию, но и вообще мораль “потребительского общества”.

Все они стремятся облечь свое отрицание современной действительности в предельно обобщенные, чаще всего гротесково заостренные и аллегорические формы, многое в этом смысле восприняв от европейского “театра абсурда”. Вместе с тем, в противовес Ионеско, Адамову, Беккету и другим “абсурдистам”, “независимые” подчеркнуто национальны в своей драматургии. В этом отношении они, как прежде и А. Састре, следуют традициям эсперпентизма Валье-Инклана. Большинство пьес “независимых” при франкистской диктатуре либо находилось под цензурным запретом, либо осталось достоянием лишь немногих зрителей экспериментальных театров.

И, тем не менее, драматургия “независимых” стала важным фактором культурной жизни Испании начала 70-х годов, в канун гибели франкистской диктатуры.

Смерть генерала Франко в ноябре 1975 г. положила конец фашистскому режиму, просуществовавшему почти сорок лет. За исключением сравнительно небольшой, хотя и влиятельной группы франкистских чиновников и военных, так называемого “бункера”, стремившегося сохранить в неприкосновенности франкизм и после смерти “каудильо”, почти все в Испании понимали необходимость перемен. Своеобразие процессов, развернувшихся в стране после ноября 1975 г., заключается прежде всего в том, что демократизация различных сторон жизни Испании осуществляется сверху и пользуется поддержкой различных социальных и политических сил. В результате этого процесса, как бы временами медленно и непоследовательно он ни развивался, Испания превратилась в буржуазно-демократическое государство, где провозглашены основные демократические права и свободы, осуществляется автономия национальных меньшинств, проведены всеобщие выборы в парламент и местные органы власти, созданы условия для равноправного развития различных национальных культур и т. д.

Все прогрессивные силы страны приветствуют уже осуществленные демократические преобразования и ведут борьбу за дальнейшее их расширение и углубление. В этом немалую роль призвана сыграть и многонациональная культура Испании, перед которой открываются новые перспективы развития и расцвета.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

Обращение к социальной проблематике драматурга Альфонсо Пасо