ОБРАЩЕНИЕ, ЕГО НАЗНАЧЕНИЕ В ЯЗЫКЕ
Целью первого урока по данной теме является повторение изученного в 5 классе, развитие умений находить обращения в предложении, совершенствование навыков постановки знаков препинания в предложениях с обращениями. Упражнение 220 дает возможность учащимся не только вспомнить, что такое обращение, но и отметить его стилистические особенности. Предложения из упражнения помогут прийти к выводу о назначении обращения в языке – установление контакта с собеседником.
После чтения текста § 26 учащимся предлагается выполнить упражнение 221. Задание
Сделайте синтаксический разбор третьего предложения. 2. Вспомните поэтические произведения, в которых встречаются обращения (записать два-три отрывка). 3. Составьте свои предложения с обращениями-олицетворениями.
Проверяя это задание, можно организовать соревнование “Кто лучше?
” и вместе с учащимися выбрать
С точки зрения литературного языка недопустимо использование этих местоимений и междометий (эй, э и т. п.) в роли обращений. Обращениями эти слова являются только тогда, когда заменяют собой название лица, к которому обращена речь.
1. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Подчеркните подлежащие, найдите обращения.
Какую функцию выполняют обращения в предложениях? 1.
О первый ландыш из-под снега ты просишь солнечных лучей (А. Фет). 2. Спасибо моя родная земля спасибо мой отчий дом за все что от жизни знаю я что в сердце ношу своем (А. Твардовский).
3. Степи привольные горы крутые воды глубоких морей и озер все ты вместила родная Россия в свой необъятный бескрайний простор (М.
Исаковский). 4. Прекрасны вы поля земли родной (М. Лермонтов). 5.
Как я любил Кавказ мой величавый твоих сынов воинственные нравы (М. Лермонтов). 6.
И в самом обычном наряде мила ты Отчизна до слез (Л. Татьяничева). 7. Услышь меня хорошая услышь меня красивая (М. Исаковский).
2. Перестройте предложения так, чтобы подлежащие стали об Ращениями.
1. Чудесная украинская песня всегда звучит на праздниках. 2. Солнце ласковое согревает весенние всходы.
3. Леса шумят зелеными кронами деревьев. 4.
Ребята готовятся к соревнованиям. 3. Запишите отрывки из басен И.
Крылова. Подчеркните обра Щения; объясните, какие чувства передает автор, используя Обращения. Определите место обращения.
1. “Куда так, кумушка, бежишь ты без оглядки?
” – Лисицу спрашивал Сурок. “Ох, мой голубик – куманек!
Терплю напраслину и выслана за взятки”. 2. Осел увидел соловья И говорит ему: “Послушай-ка, Дружище! Ты, сказывают, петь великий мастерище…”
- Что такое Обращение Обращение – это грамматически независимое слово или словосочетание, называющее собеседника или адресата речи, оформленное при помощи особой звательной интонации. Как правило, обращение выражается формой именительного падежа существительного (реже – другими именными частями речи), как с зависимыми словами (распространенное обращение), так и без них (нераспространенное). Оно может стоять в любом месте в предложении, не является каким-либо […]...
- Знаки препинания при обращении Обращения выделяются запятыми: Сегодня, Уважаемые зрители, вы не заскучаете. Если обращение стоит в начале предложения и произносится с восклицательной интонацией, то после ставится восклицательный знак: Дорогие гости! Заходите! Слова ТЫ и ВЫ не должны использоваться в качестве обращений. Но иногда они могут входить в состав распространенного обращения: Дорогой ты мой, проходи скорее! Различай междометия и […]...
- Обращение по имени – средство выражения нашего отношения к человеку Обращения по имени Особо следует отметить обращение по имени. О специфике этих обращений мы вскользь упоминали выше: вряд ли можно представить себе языковое средство, которое позволяло бы выделить человека как уникальную, неповторимую личность. Верно сказано, что имя – это человек. Но обращение по имени – это еще и средство выражения нашего отношения к человеку. По […]...
- Правила постановки восклицательного знака – Знак восклицательный, Пунктуация Правила постановки восклицательного знака § 182. Знак восклицательный ставится в конце восклицательного предложения, например: Как хорошо! Вот сладкий плод ученья! Пушкин Печально я гляжу на наше поколенье! Лермонтов Армия пролетариев, встань стройна! Да здравствует революция, радостная и скорая! Маяковский Примечание 1. Всегда являются восклицательными и, следовательно, заканчиваются на письме восклицательным знаком: А)предложения, не являющиеся придаточными […]...
- Особенности словесного ударения в русском языке (силовое, подвижное, разноместное) Простые предложения – это предложения с одной грамматической основой. Грамматическая основа двусоставного предложения состоит из двух главных членов: и подлежащего, и сказуемого, причем оба главных члена необходимы для понимания смысла предложения. В односоставных предложениях грамматическая основа состоит из одного главного члена (подлежащего или сказуемого), причем второй главный член не нужен для понимания смысла предложения. По […]...
- Обращение Обращение – это грамматически независимое слово или словосочетание, называющее собеседника или адресата речи, оформленное при помощи особой звательной интонации. Как правило, обращение выражается формой именительного падежа существительного, как с зависимыми словами, так и без них. Оно может стоять в любом месте в предложении, не является каким-либо членом предложения и отделяется от других слов запятыми. Обращение […]...
- Раскрыть смысл высказывания Реформатского Что же в языке позволяет ему выполнять (Гиа по русскому) Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания лингвиста Александра Александровича Реформатского: “Что же в языке позволяет ему выполнять его главную роль – функцию общения? Это синтаксис”. Синтаксис – это раздел языка, который помогает выполнять функцию общения, поскольку именно синтаксис изучает строение связной речи. Важным приемом синтаксиса является диалог (это форма речи, которая представляет собой непосредственно общение). В […]...
- Раскрыть смысл высказывания Успенского В языке есть слова (Гиа по русскому) Успенский: “В языке есть… слова. В языке есть… грамматика. Это – те способы, которыми язык пользуется, чтобы строить предложения”. Пояснить смысл высказывания Л. Успенского мне хотелось бы на примере предложения №30, в котором автор глазами мальчика рисует образ взволнованной бабушки. Она кропотливо протирает пыль, забыв при этом раздеться. Лексические средства помогают нам определить ее внутреннее […]...
- Обращение к историческому прошлому в повести “Тарас Бульба” Обращение к историческому прошлому для Пушкина, Гоголя и Лермонтова означало, прежде всего, выяснение движущих начал общественного развития. Совсем не случайно то, что все эти писатели показывают решающую роль народа в историческом процессе, “Тарас Бульба”, “Вадим”, “Капитанская дочка” по-разному, с разных сторон освещают общую для них, основную тему. Носителем исторической справедливости, исторического разума являются не высшие […]...
- Синтаксис что изучает и зачем нужен в русском языке Синтаксис – это раздел языкознания, изучающий, как и с помощью чего слова и формы слов соединяются в словосочетания и предложения, как из простых предложений образуются сложные. Синтаксис включает типологию словосочетаний и предложений, где описаны значения наиболее популярных моделей. Мысль не выражается взятыми по отдельности словами. Они лишь являются кирпичиками для построения предложения. И только включив […]...
- Раскрыть смысл высказывания лингвиста Реформатского: “Что же в языке позволяет ему выполнять его главную роль – функцию общения? Это синтаксис (ЕГЭ по русскому) Термин “синтаксис” используется в качестве названия раздела науки о языке, предназначенного для изучения построения предложений и словосочетаний. Их применяют люди с целью общения между собой. Если дело касается процесса общения, то синтаксису отводится в нем очень важная роль, так как посредством правильно построенной речи собеседники способны понять мысли друг друга. В противном случае, любая точка […]...
- Биография Исаковский Михаил Васильевич (1900 – 1973) Исаковский Михаил Васильевич (1900 – 1973), поэт. Родился 7 января (19 н. с.) в деревне Глотовка Смоленской губернии в бедной крестьянской семье. Окончил начальную школу. Учился в гимназии, но тяжелое материальное положение заставило его уйти из 6-го класса и начать работать. Во время Октябрьской революции Исаковский ведет активную общественную деятельность. Работает секретарем […]...
- Каковы функции частиц в русском языке? Частица – это служебная часть речи, предназначенная для выражения значения оттенков слов или предложений, а также для формообразования. Существует множество разрядов частиц. Какие из них встречаю в этом тексте? Во-первых, в предложении 7 нахожу формообразовательную частицу “бы”: “И земля бы лежала пепельная”. Во-вторых, в предложениях 1, 5 , 16 встречаю самую употребительную в речи частицу […]...
- Обращение как средство поэтического синтаксиса Известно, что язык нужен людям, чтобы сообщать свои мысли, чувства, желания – одним словом, для общения. Для того чтобы общаться, нужны слова, которые бы называли все то, что нас окружает, что мы видим, воспринимаем, чувствуем. Слова обозначают предметы, явления природы и общественной жизни, различные действия, свойства, качества и даже то, чего нет на самом деле, […]...
- Рассуждение В языке есть слова грамматика (Гиа по русскому) Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского филолога Л. В. Успенского: “В языке есть… слова. В языке есть… грамматика. Это – те способы, которыми язык пользуется, чтобы строить предложения”. Не вызывает сомнений высказывание Л. В. Успенского о том, что язык использует слова и грамматику для создания предложений. В русском языке имеется огромное количество слов, кроме того, […]...
- Назначение поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова (по двум или боле произведениям) (Сравнительный анализ) В жизни каждого человека поэзия играет огромную роль. Она помогает найти себя, понять собственные чувства, учит нравственности и осознанию жизненных ценностей. Но поэзия не существует сама по себе, именно поэт является тем самым человеком, который задевает сердца. Кем же является писатель для человечества? Этот вопрос себе задавал не один человек, имеющий талант писать: Гораций, Державин, […]...
- Сущность и назначение урока Урок представляет собой ограниченную во времени, организованную систему обучения, воспитательного взаимодействия учителя и учащихся, в результате которого происходят усвоение детьми знаний, формирование умений и. навыков, развитие их способностей и совершенствование опыта педагога. Структура и типы урока. Структура урока и его тип образуются из комбинации основных элементов процесса обучения. Структурное построение урока зависит от конкретных учебно-воспитательных […]...
- Какое назначение “каменщиков” (по стихотворению И. Франко “Каменщики”) Стихотворение “Каменщики” Иван Яковлевич Франко поместил в сборник с красноречивым названием “Думы пролетарства”. Всю жизнь поэт чувствовал свою близость к народу, призывал обездоленных, подавленных рабским положением людей бороться со своеволием и неправдой. Стихотворение “Каменщики” наполнено символическими образами, среди которых, – очень высокая гранитная скала, символ неправды и неволи. К этой скале прикованы железными цепями тысячи […]...
- О культуре, искусстве. Каково истинное назначение писателя или поэта? Каково истинное назначение писателя или поэта? Вот вопрос, над которым задумывается Юрий Карлович Олеша. Автор, размышляя над этой проблемой, уверенно заявляет, что главная задача писателя-творца – создать книги, “которые вызвали бы в нашей молодежи чувство подражания, чувство необходимости быть лучше”. Ю. К. Олеша понимает, насколько это трудно, потому что писатель вначале должен осознать “все пороки […]...
- Урок для 8 класса на тему “Назначение и устройство компьютера. Принципы организации внутренней и внешней памяти” Технологическая карта урока 1. Ф. И. О. учителя : Бобина Алла Владимировна, учитель информатики ГБОУ школа№494 Выборгского района г. Санкт-Петербурга 2. Класс: 8 Предмет: информатика и ИКТ № урока по расписанию: 2 3. Тема урока: “Назначение и устройство компьютера. Принципы организации внутренней и внешней памяти” 4. Место и роль урока в изучаемой теме: первый урок […]...
- Частица в русском языке По своим характеристикам частицы разделяют на четыре разряда: формообразующие (Б, бы, бывало, да, давай, давайте, пусть, пускай). отрицательные частицы (Вовсе не, далеко нет, не, ни, отнюдь нет) частицы обозначающие признак (Какое либо состояние или действие) модальные частицы в предложениях: – указательные частицы (Вон, вот); – восклицательные частицы (Как, что за); – уточняющие частицы (Именно, как […]...
- Конспект урока по труду “Гербарий и его назначение” 10 класс Безрукова Ольга Анатольевна КУ “Нефтеюганская коррекционная общеобразовательная школа – интернат VIII вида” Учитель профильного труда Тема урока : Гербарий и его назначение Цель урока: Раскрытие понятия сущности понятия “гербарий”. Задачи: Образовательная – Обеспечить усвоение учащимися понятия “гербарий” Развивающая – Способствовать приобретению опыта освоения научной картины мира, ориентации и природосообразной экологической деятельности в природной среде. Воспитательная […]...
- Согласны ли вы с А. С. Пушкиным в том, что “России определено было высшее назначение”? Идея высшего предназначения России в истории человеческой цивилизации была популярна еще в XIX веке. Многие крупные мыслители выдвигали теории, согласно которым Россия – страна, отмеченная печатью избранничества. Наиболее близки мне взгляды таких выдающихся деятелей русской общественной мысли, как Ф. Тютчев и А. Блок. Ф. И. Тютчев декларировал в своем творчестве идею избранничества Российского государства и […]...
- Предложение бессоюзное Бессоюзные предложения – сложные предложения, в которых смысловые отношения между предикативными конструкциями выражаются без союзов и союзных слов. Отсутствие союзов и союзных слов компенсируется интонацией, местоимениями, порядком следования частей сложного предложения и, наконец, общим смыслом предложения. Например, в предложении: Засяду за учебники – нужно готовиться к экзамену между двумя предикативными конструкциями устанавливаются причинные отношения. В […]...
- Неопределенно-личные предложения Неопределенно-личные предложения – это односоставные предложения, в которых глагол-сказуемое обозначает действие, совершаемое неопределенными лицами. В неопределенно-личных предложениях действующее лицо имеется, но не называется, остается “неопределенным”, потому что оно неизвестно или, наоборот, известно всем, поэтому нет необходимости его называть. В неопределенно – личных предложениях может быть неопределенным даже число действующих лиц: Меня проводят. Сказуемое в неопределенно-личном […]...
- “Эй, как вас там?” Речевой этикет – это совокупность правил, благодаря которым наша речь соответствует “приличиям”. В конечном счете, за речевым этикетом стоит такое важное с моральной точки зрения качество, как уважение. Не только к другим, но и к себе, ведь человек, который способен уважать других, неизбежно начинает уважать самого себя. Тема речевого этикета безгранична. А потому мы остановимся […]...
- Обращение Джимми Валентайна АМЕРИКАНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА О. Генри (О. Henry) Обращение Джимми Валентайна The Conversion of Jimmy Valentine) Из сборника рассказов “Дороги судьбы” (1910) Знаменитый взломщик сейфов Джимми Валентайн, в очередной раз выходя на свободу, преспокойно принимается за старое. Следует серия дерзких ограблений, убытки значительны, а улики ничтожны. Дело принимает столь серьезный оборот, что расследование поручается знаменитому сыщику Бену […]...
- Стилистические различия в языке В русском языке для высокого стиля характерны, в частности, такие слова и выражения, как година (вместо нейтрального время), гордыня (вместо гордость), отчизна, возмездие, чаяния, сокровенный, незыблемый, извечный, предначертанный, обуять, осенить, краеугольный камень, с открытым забралом, сжечь свои корабли и т. д., более частое, чем в других стилях, использование устаревших церковнославянизмов (страждущий вместо страдающий, разверстый вместо […]...
- Тема урока. Итоговое повторение. Предложения с обособленными членами, обращениями, вводными словами Цели: систематизировать и обобщить теоретические сведения по теме урока; совершенствовать правописание, учебно-языковые умения и навыки. оборудование: обобщающие таблицы, раздаточный материал. тип урока: урок обобщения и систематизации знаний и умений. Ход урока I. Организационный этап II. Мотивация учебной деятельности Законы математики, физики, химии отражают “устройство” окружающего нас мира. а правила орфографии и пунктуации в определенном смысле […]...
- Сочинение для ГИА по цитате из Открытого банка заданий 8 Известный современный лингвист Н. С. Валгина считает, что пунктуационные знаки “помогают пишущему сделать очень тонкие смысловые выделения, заострить внимание на важных деталях, показать их значимость”. Эту фразу я понимаю так. Одна из функций знаков препинания – функция выделения. Выделяющие знаки – это парные запятые, тире, скобки и кавычки, при помощи которых выделяются такие конструкции, как […]...
- Бессоюзные предложения Бессоюзные предложения – сложные предложения, в которых смысловые отношения между предикативными конструкциями (частями сложного предложения) выражаются без союзов и союзных слов. Отсутствие союзов и союзных слов компенсируется интонацией, местоимениями, порядком следования частей сложного предложения и, наконец, общим смыслом предложения. Например, в предложении: Засяду за учебники – нужно готовиться к экзамену между двумя предикативными конструкциями устанавливаются […]...
- Краткое изложение Обращение Джимми Валентайна О. Генри Обращение Джимми Валентайна Знаменитый взломщик сейфов Джимми Валентайн, в очередной раз выходя на свободу, преспокойно принимается за старое. Следует серия дерзких ограблений, убытки значительны, а улики ничтожны. Дело принимает столь серьезный оборот, что расследование поручается знаменитому сыщику Бену Прайсу, что позволяет владельцам сейфов вздохнуть с облегчением. Тем временем Джимми Валентайн прибывает в почтовой […]...
- Как Пушкин представлял себе назначение поэта Как Пушкин представлял себе назначение поэта и поэзии Пушкин-необычное явление в русской литературе. Вот как оценивает творчество Пушкина Белинский: “Это был… не только великий русский поэт своего времени, но и великий поэт всех времен и народов и всех веков, гений европейский, слава всемирная. ” Литературное наследие Пушкина очень велико. Александр Сергеевич много говорил о русских […]...
- “Долой небрежность в языке!” “Долой небрежность в языке!” Правильность – соответствие речи стандартам, нормам, существующим в рамках общности носителей языка. Эти стандарты вырабатывались в процессе использования языка, когда его носители пытались определить, как говорить “правильно” (“хорошо”) и что в речи людей нельзя считать “хорошим”. Затем нормы были закреплены специалистами в словарях, справочниках и пособиях. Норма в наши дни, пожалуй, […]...
- Принципы обучения на родном языке по Коменскому Ян Амос Коменский – один из самых выдающихся педагогов-мыслителей. В “Великой дидактике” Я. А. Коменский впервые в истории образования предложил стройную систему школ, аргументируя ее разработанной им же самим возрастной периодизацией развития человека от рождения до зрелости, по Я. А. Коменскому, до 24 лет. I ступенью воспитания и образования детей от рождения до 6 лет […]...
- О видах сложных предложений в русском языке Сложными называются предложения, в которых не менее двух грамматических основ, двух простых предложений. В зависимости от способа соединения частей сложные предложения бывают: А) сложносочиненные, в которых для соединения частей используются сочинительные союзы: и, ни-ни, тоже, также, да(и), а, но, да(но), зато, однако, или, либо, тпо-тпо, не пго-не гпо; Б) сложноподчиненные, в которых части соеди-нены подчинительными […]...
- Зачем нужен Восклицательный знак Бесконечен мир человеческих чувств: радость, гнев, печаль, страх, счастье. В устной речи эти чувства передают не только слова, но и выражения, жесты, звучание голоса. В письменной речи “носителем самых разнообразных чувств служит лишь восклицательный знак”. В предложенном для анализа тексте восклицательный знак встречается несколько раз, выполняя различные функции. Во-первых, предложение 54 “У меня лучшая профессия […]...
- Проблема жизненной цели и назначение человека в пьесе Чехова “Чайка” Антон Павлович Чехов в мировом литературном процессе занимает одинаково выдающееся место и как прозаик, и как драматург. Но как драматург он определился раньше. В восемнадцатилетнем возрасте Чехов начал работу над своей первой пьесой, которая не вышла в свет при жизни автора. Но большая работа Чехова-драматурга началась значительно позже, через восемнадцать лет, из “Чайки”, которая была […]...
- Конспект урока на тему “Понятие модели. Назначение и свойства моделей. Графические информационные модели” Тема урока: “Понятие модели. Назначение и свойства моделей. Графические информационные модели” На этом уроке вы: Узнаете, что такое модель, каково назначение и свойства моделей; Познакомитесь с различными видами моделей, выясните, в чем разница между натурными и информационными моделями Научитесь работать с различными видами моделей. План урока: Изучение нового материала Практическая работа Составление опорного конспекта Тестирование […]...
- Краткое изложение повести О. Генри “Обращение Джимми Валентайна” Знаменитый взломщик сейфов Джимми Валентайн, в очередной раз выходя на свободу, преспокойно принимается за старое. Следует серия дерзких ограблений, убытки значительны, а улики ничтожны. Дело принимает столь серьезный оборот, что расследование поручается знаменитому сыщику Бену Прайсу, что позволяет владельцам сейфов вздохнуть с облегчением. Тем временем Джимми Валентайн прибывает в почтовой карете в городок Элмор в […]...