Обличение самодержавия и крепостничества в “Путешествии из Петербурга в Москву” А. Н. Радищева

1. Осуждение Радищевым крепостничества.
2. Авторское присутствие в “Путешествии…”.
3. Отношение писателя к самодержавию.
Я взглянул окрест меня – душа моя страданиями человечества уязвлена стала.
А. Н. Радищев
Произведение А. Н. Радищева “Путешествие из Петербурга в Москву” вышло в свет в 1790 году и потрясло современников своей прямотой, откровенностью и неслыханной для того времени дерзостью, с которой автор обличал главные недостатки тогдашней императорской России: самодержавие и крепостничество.

Российская

империя во второй половине XVIII века усилилась и окрепла, став одной из самых могучих мировых держав. В это время энергично развиваются просвещение, промышленность, расцветают литература, наука и искусство. Однако на фоне такого благополучия в стране обостряются социальные противоречия, более жестоким становится крепостнический гнет. Крестьянин был в полном распоряжении помещика, который имел право ссылать крепостного на каторгу без всякого суда.

Каторгой также карались жалобы крестьян на помещиков. Именно это положение имел в виду Радищев, когда писал в своем произведении, что “крестьянин в законе

мертв”. Не было законов, определяющих размер крестьянских повинностей.

Барщины – бесплатной крестьянской работы на помещика – и оброка – суммы денег, которой крестьянин откупался от такой работы, оставаясь в собственности у помещика. Была широко распространена торговля людьми. Крепостных продавали с землей и без земли, оптом и в розницу, разлучая семьи крестьян. Радищева возмущало такое положение вещей.

Он отмечал, что помещики смотрят на крестьян как на своих домашних животных, как на “вола в ярме”, как на вещь. Причиной этого безграничного зла Радищев считал всю систему самодержавия и крепостничества. Поэтому он обрушивает свою обличительную критику на устои современной ему России: царскую власть и крепостное право, которая в полной мере отразилась в произведении “Путешествие из Петербурга в Москву”.
В тот период, когда в Радищеве созревал замысел книги, Екатерина II весной 1787 года отправилась в путешествие из Петербурга в Новороссию и Крым. Путешествие было организовано с необычайной пышностью, что повлекло за собой колоссальные затраты, тяжесть которых легла на крестьянство. Для проезда царицы и ее свиты, крестьяне в самую горячую пору должны были выставить семьдесят шесть тысяч лошадей.

По приказу новороссийского генерал-губернатора Потемкина на всем протяжении пути императрицы были сооружены искусственные деревни, впоследствии названные “потемкинскими деревнями”. Целью создания таких деревень был показ якобы счастливой и изобильной жизни русского крестьянства. Подкупленные писатели отображали в своих сообщениях то, что народы России процветают под руководством императрицы.

Радищева крайне возмущал подобный обман. В своем “Путешествии из Петербурга в Москву”, которое в известной степени совпадает с маршрутом Екатерины II, автор показывает истинную, не приукрашенную картину крепостнической действительности. Цель этой книги – открыть глаза общественности на безграничное бесправие закрепощенного крестьянства, на невыносимую тяжесть самодержавного гнета. Повествование в книги ведется от имени путешественника, устами которого Радищев выражает свои взгляды.

Путешествие совершается из Петербурга в Москву на перекладных, по дороге рассказчик останавливается на двадцати четырех почтовых станциях, где меняет лошадей. Путешественник является любознательным, внимательным и душевным человеком, который располагает встречающихся ему людей к доверительному общению. В каждой новой главе “Путешествия из Петербурга в Москву” перед читателем предстают разнообразные, но одинаково типичные картины произвола, обмана и угнетения, безнаказанно совершающиеся в самодержавно-крепостнической стране.

О тяжкой крестьянской неволе повествование развертывается уже с третьей главы “Путешествия…” – “Любани”, при описании крестьянской пахоты в воскресенье. С чувством негодования и скорби рисует автор картины крепостного угнетения и насилия во всех главах своего произведения. В “Зайцово”, где описывается зверское отношение с крестьянами отставного чиновника, который начал свою службу в должности придворного истопника и дослужился до дворянского чина.

В главе “Вышний Волочок”, где ведется рассказ о помещике, который достиг процветания в своем имении за счет полного разорения крестьян. В главе “Медное” – трагедия продажи крестьян с публичного торга, в “Городне” – жестокость рекрутского набора, в “Пешках” – описание нищего крестьянского быта, убогой избы.

В “Путешествии из Петербурга в Москву” не существует “благополучных” деревень. Конечно, иногда в произведении встречаются положительные образы “добрых” дворян. В главе “Кресцы” добродетельный дворянин прививает своим детям здравые понятия о семейных отношениях и воспитании.

В главе “Городня” добрый старый барин воспитывает крепостного мальчика наравне со своим родным сыном, но, не успев дать ему “отпускную”, умирает. С новыми господами для Ванюши настает мучительная, полная унижений и издевательств, жизнь. Радищев показывает, что личные качества некоторых добрых дворян не способны изменить существующее положение вещей.

Добро, которое они делают, силой крепостного строя превращается в зло.
Радищев осознавал, что крепостничество и самодержавие органически связаны друг с другом. По мнению писателя, царь – “преступник изо всех первейший”, который является главным виновником совершающегося зла. Не имея возможности прямо выступить против Екатерины II, Радищев в главе “Спасская Полесть” помещает аллегорический сон путешественника – очень смелую сатиру на императрицу и ее ближайшее окружение. В нем Радищев замечает, что царь прослыл в народе “обманщиком, ханжою и пагубным комедиантом”, и обращает внимание на несоответствие между словами и делами Екатерины II: показной блеск и великолепие фасада империи скрывает ужасные картины угнетения народа.

Центральное место сна занимает встреча царя с “неизвестной странницей” Прямовзорой, истиной, которая снимает царю пелену с глаз. После этого все вещи предстают перед царем в естественном их виде. Прямовзора обращается к царю со словами, полными гнева и презрения: “Ведай, что ты…первейший разбойник,…враг лютейший, устремляющий злость свою на внутренность слабого”.

Обличив Радищевым самодержавия и крепостничества отличаются небывалой для того времени резкостью и силой. Для Радищева зло и угнетение не являются исключением в жизни, как для его литературных предшественников, а существуют, как правило, сложившееся в самодержавно-крепостническом строе. Описывая частные примеры проявления насилия, обмана и произвола, Радищев неизменно указывает на их основную причину – самодержавную власть и крепостное право.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Обличение самодержавия и крепостничества в “Путешествии из Петербурга в Москву” А. Н. Радищева