Обличение порока общества в рассказах Чехова

Обличение порока общества в рассказах А. П. Чехова Гениальный русский писатель А. П. Чехов, творивший на грани веков, создал множество замечательных произведений, повествующих о жизни российского общества в этот переход­ный период. В рассказах этого писателя нашли свое отражение многие недостатки и “болезни” того времени, среди которых – чинопочитание и мещанство, пошлость и стремление оградить себя от активной жизни на благо общества. Чехов, будучи непримиримым борцом с пошлостью и мещанством, яростно сражался с этими пороками на

протяжении всей своей твор­ческой жизни.

В его рассказах, как и в произведениях кори­феев русской литературы, “отразился век и современный че­ловек”. В разные периоды своей жизни писатель обращал внима­ние на различные недостатки современной ему действитель­ности. Так, в самом начале своего творческого пути писатель обличает незначительные пороки, лежащие на поверхности человеческой натуры, выявление которых не требует глубокого анализа.

В числе этих пороков – невежество, желание чело­века во все вмешиваться, навязывать всем свое мнение и об­разец поведения, чинопочитание. Вспомним гениальный

рас­сказ А. П. Чехова “Смерть чиновника”, в котором показан пример преклонения перед званиями, способного в прямом смысле уничтожить человека. Обличение этой общественной “болезни” достигло своего апогея в знаменитом рассказе “Толс­тый и тонкий”.

В этом рассказе на борьбу с чинопочитанием Чехов поднял всю силу своей уничтожающей сатиры, приме­нив множество доступных художественных приемов, из кото­рых особенно хотелось бы отметить неожиданную концовку: “Тонкий вдруг побледнел, окаменел, но скоро лицо его искри­вилось во все стороны широчайшей улыбкой…” В этом рас­сказе А. П. Чехову удалось показать процесс потери чиновни­ком человеческих черт. Другим пороком, осмеянным Чеховым, является незнание человеком своих обязанностей. Этот недуг имеет множество выражений, начиная от незнания медицины фельдшером Ку-рятиным из рассказа “Хирургия” и кончая унтер-офицером Пришибеевым, который везде старательно наводил порядок: “… расходись! Не толпись!

По домам”. Эти темы, подобно любви, дружбе, верности долгу, к сожалению, являются веч­ными.

И по сей день они представляют собой пищу для ума многим сатирикам и фельетонистам. Со временем рассказы А. П. Чехова перестают быть весе­лыми и жизнерадостными. На первый план в них начинают выходить скрытые пороки. Именно на них обрушивался всей мощью своего таланта писатель.

Основой творчества позднего Чехова стала борьба с ложными ценностями. Чехов увидел, как подлинные “формы жизни” подменяются ошибочными идеями и стремлениями.

Человек начинает становиться слу­жителем идеалов, не имеющих будущего. А. П. Чехов, подобно многим передовым людям своего времени, старался указать людям на их ошибки, хотел направить общество в новый век по верной дороге. В рассказе “Попрыгунья” на примере молодоженов писа­телю удалось показать раскол в обществе на людей, служащих ложным идеалам, и людей, всю свою жизнь посвящающих служению Родине и науке.

Ольга Ивановна ищет гениев, та­лантливых и душевных людей в среде мнимой творческой ин­теллигенции, не знающей своего назначения в жизни, неспо­собной двигаться в будущее, пораженной пошлостью интриг и любовных романов.

Ольге Ивановне не удалось найти истин ного интеллигента, она не видела, что человек будущего, ода­ренный талантом и богатой душой, находится рядом с ней. Это был ее муж, доктор Дымов.

В конце рассказа, только после смерти Дымова, Ольга Ивановна поняла, как много она поте­ряла. Она увидела, где было ее счастье, поняла свои заблуж­дения: “Она хотела объяснить ему, что то была ошибка, что не все еще потеряно…” Такой конец показывает, что ненужные идеалы уходят в прошлое, на сцене появляются идеи новой жизни, но они еще не могут одержать решительной победы, они падают перед “количеством силы старой”, что символизи­рует смерть доктора Дымова.

Проблеме ложных идеалов посвящен также рассказ “Кры­жовник”. Во многих случаях именно частная собственность способствует уничтожению в человеке всего человеческого, переводу всей его жизненной энергии на накопление имуще­ства. Действительно, в рассказе уничтожающе показано ис­тинное лицо капиталистическо-мещанского общества, к кото­рому яростно стремится сегодняшняя Россия.

В образе Нико­лая Ивановича показано, что, получив возможность владеть чем-нибудь, человек превращается в свинью, стремящуюся подмять под себя все, что только возможно, забывая при этом обо всех обездоленных и обиженных, забывая даже о собствен­ном внутреннем мире. Чехов пишет: “Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть не­счастные…” Но “перемена жизни к лучшему, сытость, празд­ность развивает в русском человеке самомнение, самое наглое”. За стенами этого самомнения собственник, подобно улитке, чувствует себя как в футляре, замыкается на себе, теряет кон­такты с окружающим миром, перестает ощущать необходи­мость общения: “Придет к учителю, сядет и молчит…

Это называлось у него “поддерживать добрые отноше­ния с товарищами”…” У “футлярного” человека исчезают ду­ховные потребности, остается только желание физического по­требления. Человек из созидателя превращается в универсаль­ного потребителя. На мой взгляд, потребительство является страшнейшим пороком современности, который, к сожалению, не признается недостатком, а, наоборот, защищается всевоз­можными законами и указами.

Рассказы Чехова, указывающие обществу на его пороки, направлены на очищение, “лечение” человека от “обществен­ных недугов”. Чехов пошел дальше своих предшественников и учителей. Кто-то из физиков сказал: “Если мы видели дальше других, то это потому, что мы стояли на плечах гигантов”.

Да, Чехову удалось с необычайной меткостью и художественной прозорливостью не только указать пороки современного ему общества, но и намекнуть на средства избавления от этих по­роков.

Однако человечество в массе своей никогда не прислушивается к голосам великих, оно само лучше знает, как и куда ему двигаться. А потому, к великому сожалению, рассказы Чехова не потеряли и не потеряют своей актуальности. Невоз­можность уничтожения мещанства и пошлости делает произ­ведения А. П. Чехова бессмертными не только по своему ху­дожественному исполнению, но и по социальному звучанию.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (3 votes, average: 3.67 out of 5)
Loading...

Обличение порока общества в рассказах Чехова