Обличение нравов провинциальной России в комедии Н. В. Гоголя “Ревизор”

Известно, что единственный случай, когда Го­голь имел возможность наблюдать русский про­винциальный город, был в Курске, где ему при­шлось задержаться на неделю из-за поломки экипажа. Силою писательского таланта эти впе­чатления превратились в образы, вместившие всю Россию времен царствования Николая I. Любопытно, что это подтвердил даже сам Нико­лай. На пути из Пензы в Тамбов царь получил увечье и две недели лечился в Чембаре.

Выздо­ровев, он пожелал увидеть местных чиновников. Рассказывают, что государь пристально осмот­рел пришедших

и сказал губернскому предво­дителю дворянства: “Я их знаю…” А затем при­бавил по-французски, что видел их на представ­лении гоголевского “Ревизора”.

Действительно, героями комедии Гоголь сде­лал чиновников уездного города. Благодаря простому на первый взгляд сюжетному ходу, когда проезжего мелкого чиновника принимают за ревизора, автор раскрывает быт и нравы не только провинциального заштатного городка, но и всей России.

Какова же Россия в миниатюре – город, из ко­торого, “хоть три года скачи, ни до какого госу­дарства не доедешь”? “На улицах кабак, нечисто­та!” Возле старого

забора, “что возле сапожни­ка… навалено на сорок телег всякого сору”. Церковь при богоугодном заведении, “на которую назад тому пять лет была ассигнована сумма… начала строиться, но сгорела”. Что и говорить, уд­ручающая картина.

А как живется “купечеству” да “гражданству”? Кто обобран, кто выпорот, у кого синяки на ску­лах от усердия Держиморды, арестанты не кормлены, в больницах вонь, нечистота и боль­ные “все как мухи выздоравливают”.

Всему виной в данном случае крайний цинизм и самоуправство “столпов города” – тех, кто в силу своего общественного долга призван противостоять беззаконию и радеть о благе го­рожан. Однако комический эффект в пьесе как раз и основывается на несоответствии поступ­ков героев их общественному долгу. Городни­чий, например, с гордостью объявляет: “Трид­цать лет живу на службе!

Трех губернаторов об­манул!” Ему вторит судья: “Я говорю вам откровенно, что беру взятки, но чем взятки? Борзыми щенками; Это совсем иное дело”. Почтмейстер, выслушав поручение “всякое письмо этак немножко распечатать”, наивно признается: “Знаю, знаю, этому не учите, это я делаю не то чтоб из предосторожности, а боль­ше из любопытства: смерть люблю узнать, что есть нового на свете”.

Итак, полная беспринципность, корыстный расчет, злоупотребление служебным положени­ем – вот то, что составляет основу сознания и деятельности “хозяев жизни”. Гоголь открыто критикует взяточничество – самый опасный и распространенный порок огромного чиновни­чьего аппарата России. Недаром во время монолога городничего “Чему смеетесь?

Над собой смеетесь!” актер Щепкин подходил близко к рампе и бросал эти слова в чопорный партер, где сидело немало прототипов гоголевских ге­роев, среди которых, по словам самого Михаила Семеновича, половина “берущих” и половина “дающих”.

Казнокрадство, взяточничество – все эти ужасные по своей сути явления – показаны Го­голем явлениями повседневными и вполне за­кономерными. По глубокому убеждению Антона Антоновича, “нет человека, который бы за со­бою не имел каких-нибудь грехов”, который пропустил бы то, “что плывет в руки”.

И вот теперь в городе ревизор “инкогнито” – неожиданная опасность для всех чиновников, но особенно для городничего. Ведь с отца горо­да первый спрос, да и грехи у него посолиднее: “в руки плывут” не только шубы и шали да кули товаров от купцов, а и государственная казна, средства, отпущенные на благоустройство го­рода, социальные нужды. А это скорым распо­ряжением не поправишь: “Не вывезешь горы мусора, не прикроешь соломенной вехой пустот и развалин, не выстроишь церковь, а главное – не заставишь молчать всех обиженных”.

Однако в гостинице живет не ревизор, а жал­кий “елистратишка”, промотавший в Петербур­ге все свои деньжонки. По законам комического жанра Гоголь наделяет своего героя, можно сказать, устрашающей фамилией, образован­ной от слова “хлестать” – бить наотмашь. И чи­новники трепещут.

Не распознал “фитюльку”, “пустышку” и сам городничий. Каждую реплику перепуганного Хлестакова еще более перепу­ганный Антон Антонович воспринимает совсем в ином смысле. Однако все решило многократ­но испытанное средство – взятка.

Она подтвер­дила мысль, что игра пошла по всем правилам. Теперь бы подпоить гостя и разведать все окон­чательно. Кто из ревизоров отказывался от обильного хлебосольного угощения!

В конце концов, ревизор – “фельдмаршал” уже становится без пяти минут зятем Антона Анто­новича и покровителем его семейства. Зритель убеждается, что “легкость в мыслях необыкно­венная” свойственна не одному Хлестакову. Она уносит семейство городничего в Петербург, где Антон Антонович собирается “зашибить” гене­ральский чин, есть ряпушку и корюшку, а у Анны Андреевны должно быть в комнате “такое амб­ре, чтоб нельзя было войти”.

И уже торжествует новоявленный генерал, перед которым все тре­пещут и дрожат: титулярные, городничие…

Несмотря на то, что сам городничий только что пережил панический страх, узнав, что купцы жа­ловались на него, теперь он безмерно счастлив. Ведь в дальнейшем, как он считает, этот страх будет пробирать других уже перед его особой. Приятно видеть дрожащих и трепещущих!

Пре­зрение к низшим и трепет перед высшими чина­ми – вот что составляет основу взаимоотноше­ний в чиновничьем мире.

Гоголь обещал Пушкину, что комедия будет “смешнее черта”. И действительно, смешон каждый эпизод, каждая сцена комедии. Однако, показав не частных, а должностных лиц, в руках которых находится власть над людьми, Гоголь выводит сценическое действие за рамки анек­дотического случая. Вспоминаются слова Чер­нышевского, который говорил, что Гоголь “пер­вый представил нас нам в настоящем нашем ви­де…

Первый научил нас знать наши недостатки и гнушаться ими”.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Обличение нравов провинциальной России в комедии Н. В. Гоголя “Ревизор”