Об особенностях сюжета романа Горького “Мать”

В романе “Мать” показаны события, характеризующие третий период русского освободительного движения, когда в качестве основной революционной силы выступил рабочий класс. Своеобразие романа состоит в том, что главным предметом изображения II нем является рост революционного сознания народных масс. Оригинальность предмета, выбранного Горьким для отображения в романе, определила не только особенности сюжета, но и приемы литературного изображения, систему изобразительно-выразительных средств: описательно-повествовательный речевой

стиль, похожий своей метафоричностью на стиль ранних революционно-романтических произведений писателя, насыщен элементами рассуждения, публицистики.

Исходной позицией автора в показе развития революционного сознания широких народных масс является описание жизни рабочих слободки. “Ключевыми” сценами в первых главах первой части романа можно назвать следующие: описание фабрики как символа капиталистического мира, характеристика сознания и образа жизни большинства рабочих и изображение стихийного протестанта – Михаила Власова.

Фабрика, с се ревущим гудком, тяжелой возней машин, ворчанием

пара, с высокими черными трубами, угрюмо поднимающимися над слободкой, изображается как некое чудовище, высасывающее из рабочих жизненные силы и выкидывающее по вечерам их “из своих каменных недр, словно отработанный шлак”. Из общей массы рабочих выделяется Михаил Власов, “лучший слесарь на фабрике и первый силач и слободке”, человек, “недоступный страху, готовый они беспощадно”. Но, не понимая, кого следует бить, он обрушивает свой гнев и свою силу на еще более слабых и беззащитных, чем сам.

Такова была рабочая масса до возникновения на квартире Павла Власова подпольного революционного кружка.

И не так уж много прошло времени, а что-то изменилось в сознании большинства рабочих. На митинге по поводу “болотной копейки” мы видим толпу рабочих, хотя и не готовую еще к активному действию против своих поработителей, но уже ищущую хоть какого-нибудь выхода. Особенно примечательно в этом эпизоде описание рабочих, собравшихся слушать речь Павла: “Павел, овладевая собой, стал говорить проще, спокойнее, толпа медленно подвигалась к нему, складываясь в темное, тысячеглавое тело.

Она смотрела в его лицо сотнями внимательных глаз, всасывала его слова”.

Что же изменилось в жизни рабочих слободки? Что так всколыхнуло их сознание? Листки, написанные синими чернилами, заставляли рабочих глухо шуметь.

Революционеры в листках “зло писали о порядках на фабрике, о стачках рабочих в Петербурге и в южной России, рабочие призывались к объединению и борьбе за свои интересы”. Отношение рабочих к этим листкам было неодинаковым. “Пожилые люди, имевшие на фабрике хороший заработок, ругались”, обзывали социалистов смутьянами “и носили листки в контору”. Молодежь читала прокламации с увлечением, но “большинство, забитое работой и ко всему равнодушное, лениво отзывалось: “Ничего не будет, – разве можно””.

Но листки волновали людей. Если на первом занятии кружка из местных рабочих, кроме Павла, были только Николай Весовщиков, Федя Мазин и еще один парень, то вскоре в кружок приходят Самойлов, Иван Букин, Яков Сомов, Михаил Рыбин.

Рыбин не сразу принял правду Павла и революционных интеллигентов. У него своя правда: “Надо говорить о том, что есть, а что будет – нам неизвестно, – вот! Когда народ освободится, он сам увидит, как лучше”.

Из-за недоверия к “господам”, т. е. к революционным интеллигентам, из-за неспособности понять, зачем “господа книжки составляют”, в которых пишут “против господ”, из-за полной убежденности в том, что есть во всем этом обман, Рыбин уходит в деревню. Настроение рабочих слободки после ареста Павла за его выступление на митинге по поводу “болотной копейки” очень хорошо выразила торговка Марья Корсупова: “Я скажу – от арестов этих добра начальству не будет,- ты погляди, что на фабрике делается? Нехорошо говорят…

Они там, начальники, думают – укусили человека за пятку, далеко не уйдет! Ан выходи г так, что десяток ударили – сотни рассердились!” И когда Ниловна пришла первый раз на фабрику, она сама увидела, как растревожил людей арест Павла:

“Все были возбуждены, собирались, расходились, перебегали из одного цеха в другой. В воздухе, полном копоти, чувствовалось чего-то бодрого, смелого. То здесь, то там раздавались одобрительные восклицания, насмешливые возгласы. Пожилые рабочие осторожно усмехались.

Озабоченно расхаживало начальство, бегали полицейские, и, заметив их, рабочие медленно расходились пли, оставаясь на местах, прекращали разговор, молча глядя в озлобленные, раздраженные лица”.

Фабричное начальство напугано: реакция рабочих па листовки социалистов воспринимается ими как начало разрушения устоев государства. Таков первый итог деятельности подпольного кружка, руководимого революционными интеллигентами, социалистами (Николай Иванович, Егор Иванович, Наташа, Саша). Участие рабочих в первомайской демонстрации – но новый этап в процессе становления сознания масс.

В ответ на предупреждение Андрея: “Далеко от нас наша цель, терновые венцы – близко! Кто не верит в силу правды… кто не верит в себя и боится страданий – отходи от нас в сторону! Мы зовем за собой тех, кто верует в победу нашу” – толпа слилась еще плотнее. “Павел махнул знаменем, оно распласталось в воздухе и поплыло вперед, озаренное солнцем, красно и широко улыбаясь…”

И когда плотная серая цепь солдат остриями штыков остановила демонстрацию, когда масса демонстрантов раскололась на отдельные толпы и кучки людей, мать то в одном, то в другом месте слышала одобрительные слова в адрес социалистов: “- Ради озорства, братцы, на штыки не лезут! – Ка-ак они, а? Идут на них – стоят! Стоят, братцы мои, без страха…”

Старик Сизов, потрясенный смелостью демонстрантов, говорит толпе: “Задавило на фабрике сына моего, Матвея, – вы знаете. Но если бы жив был он – сам я послал бы его в ряд с ними, с теми, – сам сказал бы: “Иди и ты, Матвей! Иди, это – верно, это – честное”.

Он оборвался, замолчал, и все угрюмо молчали, властно объятые чем-то огромным, новым, но уже не пугавшим их”.

Таким образом, первомайская демонстрация, с одной стороны, наглядно показала революционизирующее влияние социалистов на широкие массы рабочих, а с другой – демонстрация как акт политического выступления против хозяев жизни явилась могучим средством воспитания этих же масс в революционном духе: укрепила веру людей в справедливость революционного слова.

Во второй части романа изображается подпольная революционная деятельность социалистов, оставшихся на воле после ареста Павла и всего его кружка за участие в демонстрации. Действие романа переносится из слободки в город и деревню. Революционное слово побуждает к активному действию крестьян, оказавшихся свидетелями избиения Рыбина в селе Никольском.

Стойкость и мужество Рыбина, его горячее слово, обращенное к крестьянам, убеждает пас в том, что из людей типа Рыбина, стихийно вступивших па пун, революционной борьбы, постепенно, под влиянием революционного пролетариата, выковывается тип сознательного революционера.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Об особенностях сюжета романа Горького “Мать”