Об одном образе в стихотворении В. Маяковского “А вы могли бы?”
“Многие стихотворения раннего Маяковского отличаются смысловой многоплановостью. Метафорическая система их сложна и в некоторых случаях требует расшифровки”, – указывал выдающийся знаток и исследователь русского авангарда Николай Иванович Харджиев. В качестве примера Харджиев далее анализирует “первое декларативное стихотворение Маяковского” 1913 года “А вы могли бы?”:
Я сразу смазал карту будня,
плеснувши краску из стакана;
я показал на блюде студня
косые скулы океана.
На чешуе жестяной рыбы
прочел
А вы
ноктюрн сыграть
могли бы
на флейте водосточных труб?
Цель настоящей заметки: выявить одно из существенных значений ключевого слова первой строки стихотворения Маяковского – карта (будня). Это слово осталось без подробного комментария как в статье Харджиева, так и в очень хорошей работе о стихотворении “А вы могли бы?”, написанной В. Н. Топоровым.
Впрочем, В. Н. Топоров совершенно справедливо отмечает, что карта в стихотворении “А вы могли бы?” предстает “как план, расписание, способ организации-упорядочения”. Вопрос только в том, о какой карте идет речь
В первую очередь, разумеется, – о географической: пятно выплеснутой краски образует на географической карте новый, неведомый путешественникам и ученым “материк”. Вместе с тем, целый ряд образов стихотворения “А вы могли бы?” (“из стакана” – “на блюде студня” – “На чешуе жестяной рыбы”) актуализирует в сознании читателя то значение существительного карта, которое в словаре В. И. Даля приводится после карты географической и перед картой игральной: “Список кушаньям, роспись блюдам.
Обед по карте”.
Напомним, что во многих произведениях раннего Маяковского едящие люди описываются дотошно и с ненавистью. Еда – как “способ организации-упорядочения” изображена, например, в стихотворении поэта “Гимн обеду” (1914):
Если взрежется последняя шея бычья
и злак последний с камня серого,
ты, верный раб своего обычая,
из звезд сфабрикуешь консервы.
В заключение отметим, что на одном из футуристических вечеров, состоявшихся вскоре после написания Маяковским стихотворения “А вы могли бы?”, содержащуюся в его первой строке ресторанную метафору весьма своеобразно реализовал Алексей Крученых: “Усевшись на дырявом кресле спиной к публике, он потребовал чаю. Выпил стакан, остатки выплеснул на стену и, заявив: “Так я плюю на низкую чернь!”, – удалился”.
- “А вы могли бы?” анализ стихотворения Маяковского Творчество Владимира Маяковского до сих пор вызывает много споров. Будут ли грядущие поколения читать Маяковского или не будут? Настоящий он поэт или нет? Искренне ли он писал о Ленине или наводил “хрестоматийный глянец”? Наверное, каждый, кто знаком с поэзией этого страстного человека, тонкого лирика и при этом “грубого гунна”, нашел для себя ответы на интересующие […]...
- Об одном стихотворении В. Маяковского Я не говорю про тех, кто на позициях: должно быть, там и прапорщик порядочный человек. Но здешних интеллигентов надо вешать Говорил с ранеными. Честные люди. Я тебе одно скажу: если бы не, если бы не и если бы не, – я бы пошел добровольцем. Смешно? Нет. По крайней мере, вернувшись (тоже, если не), – с […]...
- А вы могли бы? (Маяковский Владимир Стихи) Я сразу смазал карту будня, Плеснувши краску из стакана; Я показал на блюде студня Косые скулы океана. На чешуе жестяной рыбы Прочел я зовы новых губ. А вы Ноктюрн сыграть Могли бы На флейте водосточных труб? Обилие глагольных форм – “смазал”, “плеснувши”, “показал”, “прочел” – придает стиху динамичность. Глаголы связывают (одновременно противопоставляя друг другу) художественные […]...
- Анализ стихотворения “А вы могли бы?” Маяковский “А вы могли бы?”; (1913). В стихотворении реальная действительность соприкасается с лирическим бытием поэта; А вы ноктюрн сыграть могли бы на флейте водосточных труб? В данном стихотворении Маяковский утверждает, что поэзии дано право преображать будничную действительность: Я сразу смазал карту будня, Плеснувши краску из стакана, В произведении образ города изображается живописно и музыкально. Образы первого […]...
- Трагические черты города в ранней лирике Маяковского Сквозь экстравагантные формы стихотворений проступают трагические черты капиталистического ада, города-убийцы, города-неволи, город-развратник. Город (“Утро”, “Из улицы в улицу” и др.) выявляет суть жизни – смесь материального достатка и богатства, человеческой и духовной бедности. Лирический герой раннего Маяковского противопоставляет себя окружающему его миру. Он заявил о себе впервые в стихотворении с названием-вызовом “А вы могли бы? […]...
- Новаторство на примере анализа стихотворения А вы могли бы? (Маяковский В. В.) Маяковский – поэт-футурист. Он стремится создать совершенно новое искусство. Поэтому он старается привносить в поэзию что-то новое, свое. С помощью ярких метафор (“карта будня”, “флейта водосточных труб”) Маяковский создает масштабные образы. Благодаря этим приемам, лирический герой предстает перед нами большим и могучим. Он уверенный в себе человек, поднявшийся над обществом. Ему под силу делать совершенно […]...
- “Адище города” в ранней лирике Маяковского “Адище города”-ключевой образ поэзии Маяковского до 1917 г. Поэт дал оценку атмосфере, укладу города и человеку, томящемуся в нем. Все несется, движется, падает, скрежещет, ослепляет в этом сгустке цивилизации: “рыжие дьяволы, вздымались автомобили”, “трамвай с разбега взметнул зрачки”, “железо поездов громоздило лаз”, “темнота разрывается сосущим светом” электричества, “лебеди шей колокольных в силках проводов”. Картина дополняется […]...
- Анализ стихотворения Маяковского А вы могли бы? Маяковский – это талантливый, и весьма необычный человек. Именно потому, его стихотворения, и вообще, произведения весьма необычны, так как его характер и ироничность, иногда часто проявлялись и в произведениях его. Поэзия Маяковского также, как выделяют все критики, отличается весьма большой резкостью, что проявляется не только в произведениях. Но произведение под названием “А вы смогли бы?” […]...
- Сочинение на тему Раннее творчество Маяковского Понимание “неизбежности крушения старья” и в жизни, и в искусстве привело к созданию “искусства будущего”, нарочито противопоставленного искусству прошлого (в этом смысл печально знаменитого призыва “бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с Парохода современности”). Так родился российский футуризм с характерным для него бунтом против всего и всех – против морали обывателей, против содержания […]...
- Какие черты гротесковой лирики В. В. Маяковского нашли воплощение в стихотворении “Нате!”? Какие черты гротесковой лирики В. В. Маяковского нашли воплощение в стихотворении “Нате!”? Размышляя над поставленной проблемой, вспомните, что в творчестве В. В. Маяковского 1913-16 гг. выделяется группа произведений, в которой сопрягаются лирический и сатирический пафос, приобретающий зачастую трагическую тональность. Обратитесь к тексту стихотворения “Нате!” и покажите, как в нем находит развитие конфликт лирического героя В. […]...
- Об одном стихотворении Иосифа Бродского Разбор стихотворений Иосифа Бродского, которые входят в последнее время в школьную программу, часто становится труден как для школьников, так и для самих учителей. Трудности возникают даже не во время анализа, но еще на подступах к нему: сам смысл стихотворения остается читателю неясен. Мы предлагаем вам вариант интерпретации одного стихотворения И. Бродского, входящего во многие школьные […]...
- Сочинение на тему: “Об одном стихотворении Серебряного века” Первые двадцать лет минувшего столетия называют серебряным веком русской поэзии. В этот период лирика проходит три фазы развития: символизм, акмеизм и футуризм. Наряду с этими направлениями существовали и другие. Несмотря на то, что был расцвет всевозможных поэтических “школ” и “кружков”, некоторые авторы не примкнули ни к одному из них. К ним принадлежала и оригинальная, талантливая […]...
- Сергей Носов: “С Достоевским мы могли бы запросто ехать в одном купе” – Сергей Анатольевич! Вы один из самых популярных современных авторов. Упоминания о Вас можно обнаружить, по статистике Яндекса, на десятках тысячах интернет-страниц. В Сети выложены тексты Ваших романов, рассказов и пьес. Вам посвятила страницу “Википедия”. Вы ведете блог в ЖЖ… Это сейчас. А как все начиналось? Ведь в “лирики” Вы пришли из “физиков”, а такое […]...
- Какое значение приобретает в стихотворении Маяковского “Необычайное приключение, бывшее с поэтом Владимиром Маяковским летом на даче” солярная тематика? Какое значение приобретает в стихотворении Маяковского “Необычайное приключение, бывшее с поэтом Владимиром Маяковским летом на даче” солярная тематика? Выполняя задание, раскройте, как в стихотворении “Необычайное приключение…” представлен фантастический сюжет – встреча поэта с солнцем. Автором рассматривается характерная для Маяковского тема роли творца в общественной жизни. Уточните, что поэтом реализуется известная метафора, отсылающая нас к личности […]...
- Тема противостояния героя и толпы в поэзии Маяковского В. В. Маяковский ворвался в литературу как поэт новый, нетрадиционный, “кричащий”. Он раскрывал в своем творчестве темы и проблемы, которых касались и творцы прошлого (Пушкин, Лермонтов), и современные ему поэты (Блок, Есенин). Но благодаря удивительной самобытности, неповторимому таланту поэта эти темы звучали с особой свежестью и остротой. Одной из тем, отраженных в раннем творчестве Маяковского, […]...
- Как в стихотворении Твардовского “Вся суть в одном-единственном завете…” выражено жизненное и творческое кредо поэта? Как в стихотворении А. Т. Твардовского “Вся суть в одном-единственном завете…” выражено жизненное и творческое кредо поэта? Выполняя задание, вспомните, что стихотворение А.Т. Твардовского “Вся суть в одном единственном завете…” является программным произведением автора. Написанное в 1958 г., оно воплощает жизненное кредо, своего рода нравственный устав творца и человека. Поэт провозглашает в нем свободу творчества, […]...
- Герой и толпа в лирике Маяковского Лирика Маяковского близка традициям романтической поэзии: в ней воплощается конфликт исключительного человека и толпы. За внешней грубостью лирического героя скрывается ранимое и нежное сердце. Его вызов – от боязни непонимания и одиночества. Герой раннего Маяковского романтичен по своему мироощущению. Он тоскует, видя беззвездное небо: И, надрываясь В метелях полуденной пыли, Врывается к богу, Боится, что […]...
- Анализ Стихотворения В. В. Маяковского “Скрипка и немножко нервно” Восприятие, истолкование, оценка Восприятие, истолкование, оценка Луначарский сказал о Владимире Владимировиче Маяковском, что “это была жизнь в одном из ее предельных проявлений”. И это, по-моему, очень точно. Лирик по самой строчечной сути своей, Владимир Маяковский ищет путь к сердцу читателя. Именно к сердцу. Для Маяковского-лирика единственно лирика – доступный для него способ общения с миром, с людьми… Особое […]...
- Опорные понятия по теме “Творчество В. Маяковского” По теме “Творчество В. Маяковского” предполагается дать определения и краткие характеристики следующим понятиям: “лирический герой”, “остранение”, “пафос”, “метафора”, “тоническая система стихосложения”, “миф”, “утопия”. Темы сочинений Человек настоящего и человек будущего в творчестве Маяковского. Трагедия художественная и трагедия человеческая. Романтическое двоемирие Маяковского. Тема цивилизации и образ города в стихах Маяковского. Пафос дооктябрьского творчества. Лирика любви. Современность […]...
- Ранняя лирика Маяковского Разрыв поэта и действительности – важнейшая особенность ранней лирики В. Маяковского. Поэт стремиться отдать себя людям, чувствует, что “я” для него мало, он выступает новых истин, но оказывается не нужным, одиноким, так как окружающий его мир бесчеловечен, жесток и духовно нищ. Каждое столкновение поэта с действительностью кончается трагически, но этот трагизм не ведет пессимизму, напротив, […]...
- Темы и образы ранней лирики В. В. Маяковского Начинал поэт с громогласных футуристических выступлений, издевательских “пощечин общественному вкусу”. С первых шагов он заявил о себе резко и грубо. Со всей бескомпромисностью молодости “бросался” Маяковский в новое искусство, веря, что, выбросив из поэзии “слова с чужими брюхами”, он принесет в жизнь новое настроение. Сам поэт истолковал этот период как “формальную работу, овладение словом”. Годы, […]...
- Будничное и высокое в стихотворении В. Маяковского “Товарищу Нетте, пароходу и человеку” В. Маяковский – один из самых сильных поэтов XX века, его творчество занимает особое место в литературе. Этот поэт не только был новатором, первооткрывателем и экспериментатором в области словотворчества, свободных рифм и размеров. Ему также была дана удивительная способность в своих, зачастую предельно конкретных, произведениях делать широкомасштабные выводы, общечеловеческие, вневременные, часто – неожиданные, но всегда […]...
- Сочинение на тему: “Своеобразие поэмы Маяковского “Облако в штанах” “Облако в штанах” – это апогей дореволюционного творчества Владимира Маяковского. Начав поэму до Первой мировой войны, Маяковский закончил ее летом 1915 года. Война, раскрывшая социальные и нравственные проблемы эпохи, открыла глаза поэту на неизбежность революции. Первый раз поэма вышла в искаженном, урезанном цензурой, виде в сентябре 1915 года. Второе бесцензурное издание поэмы Маяковскому представилась возможность […]...
- Тест по творчеству В. В. Маяковского 1. В чем состоит новаторство поэзии В. Маяковского? А. Акцентно-тонический стих Б. Использование гротеска В. Экспрессивные неологизмы Г. Фольклорные образы 2. Что отличает лирического героя ранней поэзии В. Маяковского? А. Оптимизм Б. Одиночество В. Богоборчество Г. Социальный бунт 3. К какому поэтическому течению был близок ранний В. Маяковский? А. Имажинизм Б. Символизм В. Акмеизм Г. […]...
- Художественные особенности ранней лирики Маяковского В. В Говоря о художественных особенностях поэзии Маяковского, важно помнить, что он был одним из основоположников русского футуризма. Кубо-футуристы стремились к единению живописи и поэзии, и в стихах Маяковского присутствует яркая цветовая гамма; мир он отражает часто с помощью геометрических фигур. Маяковский не только поэт, но и художник. Он видит мир в красках, в цвете. Отсюда яркие […]...
- Лирический герой ранней поэзии В. В. Маяковского Человек с тонкой душевной организацией, Маяковский всю свою жизнь протестовал против зла, насилия, бездуховности окружающего его мира. Поэтому вполне логично, что основное качество лирического героя Маяковского – бунтарство. Особенно ярко это проявляется в его ранней поэзии. Здесь перед нами предстает бунтарь-пессимист. Он изо всех сил стремится что-то сказать людям, но его никто не слушает. Поэтому […]...
- Вопросы и ответы к стихотворению В. В. Маяковского “Скрипка и немножко нервно” Каких героев стихотворения вы можете назвать? Скрипка, барабан, оркестр (музыканты), тарелка, геликон, лирический герой – персонажи стихотворения. По-настоящему героями можно считать лирического героя (автора) и скрипку, которая воплощает духовное начало в произведении. Почему геликон назван “меднорожим”? (Геликон – басовый медный духовой инструмент.) Как вы представили себе этого героя? Меднорожим он назван и потому, что сделан […]...
- Новаторство в поэзии Маяковского Начало XX века – расцвет русской поэзии. В этот период появляются новые поэтические формы, по-другому начинают звучать традиционные темы; возникает необычный поэтический язык. В. В. Маяковского считают новатором в области стихосложения. Его особый стиль, внимание к ритму стихотворения, нетрадиционные рифмовки, использование новых слов – все это отличает поэзию В. В. Маяковского от традиционной лирики. Описание […]...
- Как вы понимаете слова В. В. Маяковского: “Поэт всегда должник вселенной…”? (По стихотворению В. В. Маяковского “Разговор с фининспектором о поэзии”) В настоящее время со многими сочинениями Владимира Маяковского мы уже не соглашаемся, спорим. И строка поэта о том, что “партия и Ленин – близнецы-братья”, способна вызвать лишь горькую улыбку. Но Маяковский в своем творчестве затронул и такие вечные темы, как назначение поэта и поэзии, место поэзии в жизни людей независимо от общественного строя и исторической […]...
- Новаторство Маяковского в поэзии Начало XX века – расцвет русской поэзии. В этот период появляются новые поэтические формы, по-другому начинают звучать традиционные темы; возникает необычный поэтический язык. В. В. Маяковского считают новатором в области стихосложения. Его особый стиль, внимание к ритму стихотворения, нетрадиционные рифмовки, использование новых слов – все это отличает поэзию В. В. Маяковского от традиционной лирики. Творчество […]...
- Талант Маяковского О, я хочу безумно жить: Все сущее Талант Маяковского О, я хочу безумно жить: Все сущее увековечить, Безличное вочеловечить, Несбывшееся – воплотить! А. Блок Талант Маяковского до сих пор поражает нас своим разнообразием. Поэзия, проза, живопись, партийная деятельность -= все охвачено его гением. Даже спустя шестьдесят с лишним лет со дня его смерти мы не перестаем задавать себе вопрос: каков он, талант […]...
- Тема противостояния героя и толпы в ранней поэзии В. В. Маяковского Человек с тонкой душевной организацией, Маяковский протестовал против зла, насилия, бездуховности окружающего его мира. Основное качество лирического героя Маяковского – бунтарство. Особенно ярко это проявляется в ранней поэзии Маяковского. В дореволюционный период перед нами предстает бунтарь-пессимист, пытающийся достучаться до “глухих” сердец, но не способный это сделать: Нет людей. Понимаете Крик тысячедневных мук? Душа не хочет […]...
- ТАЛАНТ МАЯКОВСКОГО О, я хочу безумно жить: Все сущее увековечить, Безличное – очеловечить, Несбывшееся – воплотить! А. Блок Маяковский до сих пор поражает нас разносторонностью своих талантов. Поэзия, проза, живопись, партийная деятельность – все охвачено его гением. Даже спустя семьдесят с лишним лет со дня его смерти мы не перестаем задавать себе вопрос: каков он, талант Маяковского? […]...
- Новаторство в поэзии Маяковского. Краткое изложение текста Начало XX века – расцвет русской поэзии. В этот период появляются новые поэтические формы, по-другому начинают звучать традиционные темы; возникает необычный поэтический язык. В. В. Маяковского считают новатором в области стихосложения. Его особый стиль, внимание к ритму стихотворения, нетрадиционные рифмовки, использование новых слов – все это отличает поэзию В. В. Маяковского от традиционной лирики. Описание […]...
- Поэма В. В. Маяковского Поэма В. В. Маяковского “Облако в штанах”. С самых ранних стихов Маяковскому была присуща чрезмерная лирическая распахнутость, безоглядная раскрытость. Между лирическим “я” и лирическим героем того периода дистанции практически нет. Лирические переживания настолько напряжены, что, о чем бы он не писал, острые индивидуальные интонации пронизывают всю ткань поэзии. Такова поэма Маяковского с загадочным названием “Облако […]...
- Мое восприятие, истолкование, оценка стихотворения В. В. Маяковского “Скрипка и немножко нервно” Луначарский сказал о Владимире Владимировиче Маяковском, что “это была жизнь в одном из ее предельных проявлений”. И это, по-моему, очень точно. Лирик по самой строчечной сути своей, Владимир Маяковский ищет путь к сердцу читателя. Именно к сердцу. Для Маяковского-лирика единственно лирика – доступный для него способ общения с миром, с людьми… Особое впечатление произвело на […]...
- СВОЕОБРАЗИЕ РАННЕЙ ЛИРИКИ В. МАЯКОВСКОГО – А почему вы одеты в жел- тую кофту? ~ Чтобы не походить на, вас. В. Каменский. Юность Маяковского. В 1912 году в альманахе футуристов “По- щечина общественному вкусу” были опуб- ликованы стихотворения В. Маяковского “Ночь” и “Утро”. Так заявил о себе молодой и самобытный поэт – поэт, которому сужде- на была долгая и непростая […]...
- Мотивы лирики В. В. Маяковского В. В. Маяковский начал свою творческую деятельность в сложную историческую эпоху, эпоху войн и революций, эпоху разрушения старого строя и созидания нового. Эти бурные исторические события не могли не отразиться в творчестве поэта. Творчество поэта можно разделить на два этапа: дореволюционный (до 1917 года) и послереволюционный (после 1917 года). Все дореволюционное творчество поэта связано с […]...
- Особенности ранней лирики В. В. Маяковского 1. Новаторство в поэзии Маяковского. 2. Связь лирики поэта с живописью. 3. Вызов “общественному вкусу” и внутренние переживания лирического героя. Уже при первом знакомстве с творчеством В. В. Маяковского бросается в глаза поразительное несходство его лирики с классическими образцами поэтических произведений. Не только образы – “жестяная рыба”, “флейта водосточных труб”, “умная морда трамвая”, – но […]...
- Сочинение на тему Художественное новаторство Маяковского -24 С первых шагов Маяковского в литературе стало ясно: пришел новый поэт, ни на кого не похожий, со своим мироощущением и мировосприятием, со своим взглядом на вещи и явления. У него был свой, незаимствованный голос. В таких, правда, уже поздних строчках: “Ну, как вам, Владимир Владимирович, нравится бездна?” И я отвечаю также любезно: “Прелестная бездна. […]...