О творчестве Н. В. Гоголя. Отношение к театру
У истоков “золотого века” русской литературы стоят три крупнейшие фигуры – А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов и Н. В. Гоголь. Каждый из них открывал определенную грань этой литературы. Так, Пушкин осмыслял своеобразие национального русского характера; Лермонтов обнажал внутренние противоречия человеческой души; Гоголь преимущественно исследовал низшие, “приземленные” сферы действительности, или, по его же словам, “дрязги жизни”.
Впрочем, в книгах Гоголя обнаруживается немало точек соприкосновения с творческими установками
Этими чувствами определялись два направления развития гоголевской прозы.
В русле первого создавались произведения,
Общей мировоззренческой почвой обоих направлений была твердая вера писателя в духовное возрождение человека. Высмеивая глупые несообразности обыденного существования, настойчиво показывая, по словам Пушкина, “пошлость пошлого человека”, Н. В. Гоголь искренне надеялся подвигнуть читателей к самосовершенствованию, которое бы позволило им избавиться от отравляющего жизнь “бесчеловечья”. Будучи глубоко религиозным человеком, он считал, что такое самосовершенствование должно осуществляться на основе христианской морали.
Обратить современников к этой морали, пробудить в обществе потребность в самовоспитании – вот в чем видел свое писательское предназначение Н. В. Гоголь.
Особенно широкими возможностями воздействия на публику, по его мнению, обладала театральная сцена. “Театр ничуть не безделица, – уверял писатель, – и вовсе не пустая вещь, если примешь в соображенье то, что в нем может поместиться вдруг толпа из пяти-шести тысяч человек и что вся эта толпа, ни в чем не сходная между собою, разбитая по единицам, может вдруг потрястись одним потрясеньем, зарыдать одними слезами и засмеяться одним всеобщим смехом. Это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра”.
Интерес к сценическому действу у Гоголя проснулся еще в детские годы. Отчасти – под влиянием знакомства с украинским народным театром, вертепом. Но в первую очередь – благодаря отцу, который сам сочинял комедии на украинском языке, сам ставил их в домашнем театре своего дальнего родственника и влиятельного покровителя Д. П. Трощинского и сам же играл в них главные роли.
Будущий писатель унаследовал от отца не только пристрастие к театру, но и способность к сценическому перевоплощению.
Эти склонности сполна проявились в годы обучения в Нежинской гимназии высших наук, где Николай был одним из заправил ученического театра, выступая в качестве автора пьес, режиссера, оформителя декораций и актера. Ему доставались преимущественно комические роли, которые он исполнял так, что публика покатывалась со смеху. Ободренный успехом на гимназической сцене, Гоголь после переезда в Петербург предпринял попытку стать актером. Явившись к директору Императорских театров князю Гагарину, он изъявил желание поступить на сцену и тотчас же был направлен на испытание к авторитетному знатоку актерского искусства, однако, вопреки ожиданиям, с экзаменом не справился.
Трудно сказать, что сыграло решающую роль – сильное смущение экзаменуемого или предубежденность экзаменатора, предпочитавшего естественной и простой манере чтения Гоголя старомодную, во многом искусственную декламацию, – но только испытание обернулось для молодого человека полным провалом. Приговор экзаменатора гласил, что у прослушанного им претендента в актеры нет “решительно никаких способностей для театра” и что его можно использовать в спектакле “разве что на выход” (так на театральном языке назывались люди, которым поручалось на сцене выносить письма, подавать стулья и совершать прочие “подсобные” действия). Забавно, что спустя каких-нибудь пять-шесть лет после упомянутого приговора “забракованный” для театра писатель, уже прославивший свое имя книгами “Вечера на хуторе близ Диканьки” и “Миргород”, написал гениальную комедию “Ревизор”, которая произвела настоящий взрыв на русской сцене.