Мировоззренческо-эстетические принципы творчества М. Булгакова формировались на основе литературной традиции, прежде всего русской классики ХIХ столетия. В его прозе прослеживаются следы влияния «Капитанской дочки» Пушкина с ее описанием «бессмысленного и беспощадного» русского бунта, прозы Гоголя с ее буйными фантастическими красками и отчаянным «смехом сквозь слезы», «Истории одного города» М. Салтыкова-Щедрина с ее Гротескно — Сатирическим изображением Российской империи, «Братьев Карамазовых» Ф. Достоевского с их неисчерпаемым пластом философско-религиозных и нравственных вопросов, Эпопеи «Война и мир» Л. Толстого с ее любовно выписанными картинами русской дворянской культуры, рассказов и пьес А. Чехова с их углубленным исследованием внутреннего мира русского интеллигента. Опирался Булгаков также на великие художественные достижения западноевропейской литературы ХIХ в. — «Фауста» И. В. Гете, сказки Э. Т. А. Гофмана. Кроме того, заметный отпечаток на творчество писателя наложил украинский (и в особенности киевский) культурный контекст, который в его произведениях проступает как в виде отдельных мотивов, местностей или ландшафтов, так и в качестве отголосков отдельных явлений украинской культуры, например традиций Вертепа или философии Григория Сковороды.
Литературный дар Булгакова был многогранным. На протяжении своего творческого пути писатель выступал в качестве реалиста, создававшего широкие эпические полотна, блестящего мастера сатирической фантастики, не уступавшей обличительным фантасмагориям Дж. Свифта или М. Салтыкова-Щедрина, творца оригинальных антиутопий, равноценных лучшим отечественным и зарубежным «аналогам», автора глубоких литературных биографий и, наконец, драматурга, с равным успехом покорявшего на сцене вершины лиризма и комизма.
В полной мере эта многогранность проявилась в его итоговом романе «Мастер и Маргарита», который синтезировал все предыдущие творческие достижения художника.
В литературной жизни СССР Булгаков занимал обособленную позицию. Ему, ощущавшему себя наследником традиций литературы ХIХ в., одинаково был чужд и дух Авангардистского экспериментаторства 1920-х гг., и насаждаемый коммунистической идеологией Соцреализм 1930-х гг. Вопреки требованиям диктата идеологической цензуры, он в резких сатирических тонах выражал негативное отношение к революции и процессу построения нового общества в СССР.
Наперекор общей ориентации молодой советской литературы на «культ пролетариата» и воспевание социальных преобразований, писатель в своих произведениях воссоздавал мироощущение интеллигенции, которая в периоды исторических сломов и в условиях утверждения тоталитарного режима сохраняла верность традиционным культурным и нравственным ценностям. Такая позиция стоила Булгакову многих испытаний: против него самого была развязана массированная атака в прессе, а его рукописи были запрещены к публикации. Поэтому значительная часть литературного наследия Булгакова дошла до читателей спустя десятилетия после его смерти.
- Сны в творчестве Булгакова (Булгаков Михайл) Булгаков в своем творчестве част использует сны. Этот прием имеет большую силу и значение, так как он может не только передать видение автора, но и оставить место для личных размышлений читателя. Что же такое сон? Во-первых, это блаженство отдыха и расслабления. Он дает возможности уйти от проблем. Во-вторых, это возможность увидеть наши тайные желания и ... Читать далее...
- Мистические мотивы в творчестве М. А. Булгакова 1. Мистицизм в русской литературе. 2. Образы Бога и дьявола в романе. 3. Люди и нечистая сила. Прежде чем обратиться к рассмотрению мистических мотивов в творчестве М. А. Булгакова, следует сначала более или менее четко определить, что понимается под словами «мистика» и «мистицизм». Толковый словарь русского языка С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой дает ... Читать далее...
- Гоголевские традиции в «Собачьем сердце» и «Мастере и Маргарите» Михаила Булгакова Гоголь стал основоположником ряда традиций в русской литературе, многие из которых впоследствии нашли отражение в произведениях писателей второй половины XIX-XX веков. Характерные художественной манере Гоголя черты можно увидеть в повести «Собачье сердце» и в романе «Мастер и Маргарита» М. А, Булгакова. Как в этих булгаковских произведениях, так и в некоторых повестях и рассказах Гоголя существуют ... Читать далее...
- Киев в жизни и творчестве М. А. Булгакова Место, где родился человек, — это самое дорогое для него. Будь это город, село или деревня, оно навсегда останется в сердце человека. Ведь это маленькая родина, где прошли самые счастливые дни жизни. Всегда с любовью и нежностью мы вспоминаем этот милый сердцу уголок. Узы, связывающие человека с родиной, могут лишь ослабевать, но они никогда не ... Читать далее...
- Разговор о традициях Гоголя в творчестве М. Булгакова Романтическое видение мира в «украинских» повестях Гоголя, причудливое переплетение быта и фантастики, несомненно, входят в сложный комплекс литературно-житейской основы не только ранних произведений Булгакова, но и его «главной вещи» — романа «Мастер и Маргарита». Современники романиста в своих воспоминаниях отмечали эту связь, говоря о своеобразии булгаковского творческого подхода: «Его поразительная наблюдательность слишком часто переступала спокойные ... Читать далее...
- Мотив зеркала в творчестве В. Набокова и М. Булгакова Мотив — это повторение чего-то, постоянная встреча с какой-либо деталью, в данном случае — с зеркалом. У В. Набокова мотив зеркала встречается во всех произведениях. Так, в рассказе «Облако, озеро, башня» есть зеркало в гостинице, которое наполовину полно ромашками, а остальное оно как будто не хочет отражать. Главное зеркало в рассказе — озеро. Облако символизировало ... Читать далее...
- Морфологический разбор слова: жолаушылар разбор на казахском языке Введите слово или предложение и получите морфологический разбор с указанием части речи, падежа, рода, времени и т. д. (adsbygoogle = window. adsbygoogle || []).push({}); Начальная форма : ЖОЛАУШЫЛАР Часть речи : существительное Грамматика : единственное число, именительный падеж, мужской род, неодушевленное Формы : жолаушылар, жолаушылара, жолаушылару, жолаушыларом, жолаушыларе, жолаушылары, жолаушыларов, жолаушыларам, жолаушыларами, жолаушыларах Начальная форма ... Читать далее...
- Темы сочинений по повести «Собачье сердце» < p>1. Смысл названия повести «Собачье сердце». 2. Портрет эпохи в повести «Собачье сердце». 3. Художественное своеобразие повести «Собачье сердце». 4. «Великие преобразователи природы» (по повестям М. А. Булгакова «Роковые яйца» и «Собачье сердце»). 5. Образ профессора Ф. Ф. Преображенского в повести «Собачье сердце». 6. Сравнительная характеристика образов Шарика и П. П. Шарикова в повести ... Читать далее...
- Христианские мотивы в творчестве Булгакова Роман «Мастер и Маргарита» — итог творческой жизни замечательного мастера слова Михаила Булгакова. А. Ахматова после прочтения этого произведения назвала его гением. Композиционно-сюжетная сложность романа заключается в том, что он включает в себя несколько повествовательных пластов: роман о Москве 30-х годов 20 века и исторический роман о древнем Ершалаиме. С этим связана и сложность жанровой ... Читать далее...
- ГОГОЛЕВСКИЕ ТРАДИЦИИ В «СОБАЧЬЕМ СЕРДЦЕ» И «МАСТЕРЕ И МАРГАРИТЕ» М. А. БУЛГАКОВА Гоголь стал основоположником ряда традиций в русской литературе, многие из которых впоследствии нашли отражение в произведениях писателей второй половины XIX-XXВеков. Характерные художественной манере Гоголя черты можно увидеть в повести «Собачье сердце» и в романе «Мастер и Маргарита» М. А, Булгакова. Как в этих булгаковских произведениях, так и в некоторых повестях и рассказах Гоголя существуют два ... Читать далее...
- Морфологический разбор слова: тихо категория состояние Введите слово или предложение и получите морфологический разбор с указанием части речи, падежа, рода, времени и т. д. (adsbygoogle = window. adsbygoogle || []).push({}); Начальная форма : ТИХО Часть речи : наречие Грамматика : Формы : тихо Начальная форма : ТИХИЙ Часть речи : краткое прилагательное Грамматика : единственное число, качественное прилагательное, неодушевленное, одушевленное, средний ... Читать далее...
- Тест к роману «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова 1. Традиции каких писателей наследует М. Булгаков в романе «Мастер и Маргарита»? А. Гоголь Б. Достоевский В. Гофман Г. Толстой Д. Гете 2. Откуда взят эпиграф к роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита»? А. «Капитанская дочка» А. С. Пушкина Б. Евангелие В. «Фауст» Гете 3. Кто входит в свиту Воланда? А. Афраний Б. Азазелло В. ... Читать далее...
- Сатира Булгакова (Булгаков Михайл) Творчество Михаила Булгакова сейчас изучается на всех уровнях. Следует выделить сатиру, чтобы более детально понять суть слов и высказываний этого талантливого человека. Интерес к работам Булгакова появился в 1970-80-х годах. Именно тогда люди стали внимательно читать те книги, где речь шла о совести, поиске себе и своего творчества, исторической правде. Все это было и в ... Читать далее...
- Вечные ценности» в творчестве М. Д..Булгакова В «Дьяволиаде» дама модель организационной структуры общества, доведенного до абсурда в результате абсолютной бюрократизации чиновничьего аппарата. Авторское отношение к «руководящим работникам» непосредственно выражено в подзаголовке произведения: «повесть о том, как близнецы погубили делопроизводителя». Подзаголовок в сатирическом произведении играет вгжную роль как способ выражения авторской позиции. В данном случае он вносит определенную ясность в раскрытие идейного ... Читать далее...
- «Вечные ценности» в творчестве М. А. Булгакова В «Дьяволиаде» дама модель организационной структуры общества, доведенного до абсурда в результате абсолютной бюрократизации чиновничьего аппарата. Авторское отношение к «руководящим работникам» непосредственно выражено в подзаголовке произведения: «повесть о том, как близнецы погубили делопроизводителя». Подзаголовок в сатирическом произведении играет важную роль как способ выражения авторской позиции. В данном случае он вносит определенную ясность в раскрытие идейного ... Читать далее...
- Шариков Булгакова и современные шариковы (по повести М. А. Булгакова «Собачье сердце») Еще Гоголь писал о тяжкой доле сатирика, чья жизнь проходит не среди рыцарей без страха и упрека и прекрасных дам, а среди всяких уродов. Читая повесть сатирика Булгакова, мы видим таких чудовищ (к тому же без надежды найти аленький цветочек). Причем интересно, что во многих произведениях Булгакова события начинаются с того, что некий гений совершает ... Читать далее...
- Борьба или капитуляция: Тема интеллигенции и революции в творчестве М. А. Булгакова (роман «Белая гвардия» и пьесы «Дни Турбиных» и «Бег») Михаил Афанасьевич Булгаков революцию октября 1917г. воспринял как переломное событие не только в истории России, но и в судьбах русской интеллигенции, с которой справедливо считал себя кровно связанным. Послереволюционную трагедию интеллигенции, очутившейся в водовороте гражданской войны, а после ее окончания, в значительной своей части — в эмиграции, писатель запечатлел в первом своем романе «Белая гвардия» ... Читать далее...
- Морфологический разбор слова: полон лес Введите слово или предложение и получите морфологический разбор с указанием части речи, падежа, рода, времени и т. д. (adsbygoogle = window. adsbygoogle || []).push({}); Начальная форма : ПОЛОН Часть речи : существительное Грамматика : единственное число, именительный падеж, мужской род, неодушевленное Формы : полон, полона, полону, полоном, полоне, полоны, полонов, полонам, полонами, полонах Начальная форма ... Читать далее...
- Новые тенденции в творчестве М. Е. Салтыкова-Щедрина (о сатирических циклах 70-х гг. XIX века) Новые тенденции, проявившиеся в пореформенной жизни, нашли всестороннее раскрытие в очерках Щедрина, объединенных названием «Дневник провинциала в Петербурге». Повествование ведется от имени некоего провинциала, который, приехав в Петербург, предполагал найти в столице центр просвещения, образованности и вольномыслия, а находит торжество хищничества, цинизм, разврат, разгул реакции и предательство. Разоблачение капиталистического хищничества становится центральной темой для всего ... Читать далее...
- Краткая хроника жизни и творчества Булгакова М. А 1891 г., 3 (15) мая. Родился в Киеве в семье профессора Киевской духовной академии Афанасия Ивановича и Варвары Михайловны Булгаковых. 1901-1909 гг. Учеба в Первой (Александровской) киевской гимназии; по ее окончании поступает на медицинский факультет Киевского университета. 1913 г. Венчание Булгакова и Т. Н. Лаппа. 1916-1918 гг. С отличием оканчивает университет. В годы Первой мировой ... Читать далее...
- Морфологический разбор слова: игра идет в одни ворота Введите слово или предложение и получите морфологический разбор с указанием части речи, падежа, рода, времени и т. д. (adsbygoogle = window. adsbygoogle || []).push({}); Начальная форма : ИГРА Часть речи : существительное Грамматика : единственное число, женский род, именительный падеж, неодушевленное Формы : игра, игры, игре, игру, игрой, игрою, игр, играм, играми, играх Начальная форма ... Читать далее...
- О творчестве И. С. Тургенева В истории отечественной литературы И. С. Тургеневу принадлежит место «летописца» жизни русской интеллигенции второй половины ХIХ в. и знатока народной души. Первые литературные поэтические и драматические опыты Тургенева носили подражательный Роман (бессмертное произведение)тический характер. Но в его прозаических произведениях данного периода уже прослеживалось стремление к реалистическому изображению действительности, которое в полную силу раскрылось в первом ... Читать далее...
- Вопросы и ответы к повести «Собачье сердце» М. А. Булгакова 1. Что объединяет повести М. Булгакова «Роковые яйца» и «Собачье сердце»? Эти произведения объединяет тема нравственной ответственности ученого за проводимый эксперимент; сатирическое изображение послереволюционной действительности; использование фантастики и гротеска. 2. Против чего направлена сатира в повестях М. Булгакова «Роковые яйца» и «Собачье сердце»? Сатира в повестях М. Булгакова направлена не только против конкретных необдуманных научных ... Читать далее...
- Морфологический разбор слова: нежный разобрать как часть речи Введите слово или предложение и получите морфологический разбор с указанием части речи, падежа, рода, времени и т. д. (adsbygoogle = window. adsbygoogle || []).push({}); Начальная форма : НЕЖНЫЙ Часть речи : прилагательное Грамматика : единственное число, именительный падеж, качественное прилагательное, мужской род, неодушевленное, одушевленное Формы : нежный, нежного, нежному, нежным, нежном, нежная, нежной, нежную, нежною, ... Читать далее...
- Значения творчества Булгакова для русской литературы (Булгаков Михайл) Любое произведение — это след в истории. Оно не развивается, не двигается. Оно застыло во времени и передает нам те чувства и эмоции, которые сопровождали людей в определенное время. Творчество Михаила Булгакова имеет особую ценность, так как содержит в себе серьезные труды. Его нравственная философия наполняет каждую страницу, а важные и глубокие мысли помогают читателям ... Читать далее...
- Рецензия на повесть М. А. Булгакова «Собачье сердце» Повесть «Собачье сердце» написана в 1925 году. Рукопись была изъята при обыске на квартире Булгакова в 1926 году. Впервые она была опубликована за границей в 1968 году, в СССР в 1988 году. В основе повести лежит великий эксперимент. Главный герой повести — профессор Преображенский, являющий собой тип людей, наиболее близких Булгакову, тип русского интеллигента, — ... Читать далее...
- Переезд в Москву Булгакова М. А В конце 1921 года писатель приехал в Москву, где оказался без денег, без службы и без жилья. Булгаков устроился секретарем в Литературный отдел (ЛИТО) Главполитпросвета при Наркомпросе. Затем он работал конферансье, инженером в Научно-техническом комитете, разрабатывал проект световой рекламы. В 1922 году он работал журналистом. Первыми его произведениями, написанными в Москве, были фельетоны, которые печатали ... Читать далее...
- ГОГОЛЕВСКИЕ ТРАДИЦИИ В РОМАНЕ М. А. БУЛГАКОВА «МАСТЕР И МАРГАРИТА» КЛАССИКА М. А. БУЛГАКОВ ГОГОЛЕВСКИЕ ТРАДИЦИИ В РОМАНЕ М. А. БУЛГАКОВА «МАСТЕР И МАРГАРИТА» М. А. Булгаков — талантливый русский писатель, творивший в начале XX века. В его творчестве особо выделялась такая тенденция русской литературы, как «борьба с чертом». В этом смысле М. А. Булгаков является как бы продолжателем традиций Н. В. Гоголя в изображении ... Читать далее...
- Вопросы и ответы к роману «Белая гвардия» М. А. Булгакова 1. Как можно определить специфику жанра романа М. Булгакова «Белая гвардия»? «Белая гвардия» М. Булгакова начинается как семейный Роман. Но затем пространство расширяется, человек включается в Историю, и роман приобретает характер исторической хроники. В целом, в романе сочетаются черты социального, семейного и исторического повествования. 2. Откуда взяты и что означают эпиграфы к роману М. Булгакова ... Читать далее...
- Биография Булгакова Михаил Афанасьевич Булгаков — русский писатель, драматург, режиссер, один из лучших авторов первой половины ХХ века. Создатель гениального романа «Мастер и Маргарита». Детство и образование Михаил Булгаков родился 3 мая 1891 года в Киеве в семье преподавателя духовной академии Афанасия Ивановича Булгакова. С 1901 года будущий писатель получал начальное образование в Первой Киевской гимназии. В ... Читать далее...
- Гоголевские традиции в романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» М. А. Булгаков — талантливый русский писатель, творивший в начале XX века. В его творчестве особо выделялась такая тенденция русской литературы, как «борьба с чертом». В этом смысле М. А. Булгаков является как бы продолжателем традиций Н. В. Гоголя в изображении черта и ада — места его обитания. Сам автор говорил о романе «Мастер и ... Читать далее...
- Жанр сказки в творчестве Салтыкова-Щедрина Салтыков-Щедрин явился продолжателем сатирических традиций Фонвизина, Грибоедова, Гоголя. Губернаторская деятельность Щедрина позволила ему глубже разглядеть «пороки российской действительности» и заставила задуматься над судьбой России. Он создал своего рода сатирическую энциклопедию русской жизни. Сказки подвели итог 40-летней работе писателя и были созданы в течение четырех лет: с 1882 по 1886 год. Целый ряд причин побудил Салтыкова-Щедрина ... Читать далее...
- В чем причина гениальности романа Булгакова «Мастер и Маргарита»? Почему роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» является гениальным произведением русской литературы — вот проблема, над которой рассуждает Л. Жуховицкий. Размышляя о творчестве писателя, автор обращает внимание на то, что тот работал во времена таких ярких художников, как И. Бунин, М. Горький, М. Шолохов, А. Толстой, поэтому ему было бы » не стыдно и затеряться ... Читать далее...
- Характеристика художественного мира М. А. Булгакова тесная взаимосвязь между прозой и драматургией, проявляющаяся в насыщенности пьес прозаическими элементами, а прозы — некоторыми драматургическими чертами и яркими театральными эффектами; ориентация на дальнейшее развитие традиций русской классической литературы; противопоставление «вечных» духовных ценностей исторической современности во всех ее переломных моментах и искаженных проявлениях; сочетание реалистического изображения с сатирическим обличением, яркими фантастическими образами и философскими ... Читать далее...
- Судьба художника в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» Рукописи не горят! М. Булгаков План I. Судьба Булгакова как гражданина и писателя. II. Тема судьбы художника в романе «Мастер и Маргарита» 1. Судьба мастера. 2. Роман Мастера о Понтии Пилате. 3. Мастер сломан жизнью. III. Гражданская позиция Булгакова. Судьба Михаила Булгакова как судьба интеллигента и гражданина привлекает меня и моих современников. Трагедия Булгакова в ... Читать далее...
- Философская проблематика романа «Мастер и Маргарита» Булгакова М. А Следы исчезнут поколений, Ho жив талант, бессмертен гений. Ф. Н. Глинка Роман Булгакова «Мастер и Маргарита», над которым автор работал до последнего дня своей жизни, остался в его архиве и был впервые опубликован в 1966-1967 годах в журнале «Москва». Этот роман принес автору посмертную мировую славу. Это произведение явилось достойным продолжением тех традиций отечественной литературы, ... Читать далее...
- Библейские выражения в творчестве писателей Библейские выражения широко используются в разных жанрах литературного языка, и это позволяет им оставаться значимыми и не уходить в пассивный запас языка. Библеизмы активно используются мастерами художественного слова. Пожалуй, невозможно назвать ни одного сколько-нибудь значительного, выдающегося художника слова, который бы не обращался в своем творчестве к библейским сюжетам, не говоря уже о том, что у ... Читать далее...
- Нетрадиционность образа сатаны в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» Нетрадиционность образа сатаны в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» Мы привыкли связывать сатану со злом. На протяжении жизни нам навязывают образ плохого существа литература, газеты, телевидение. Которое только ищет момент, чтобы напакостить, обмануть, предать и заманить в западню. Существо, которое ничего и никогда не делает просто так, с которым как бы там не было, ... Читать далее...
- ФИЛОСОФСКО-БИБЛЕЙСКИЕ МОТИВЫ В РОМАНЕ М. А. БУЛГАКОВА «МАСТЕР И МАРГАРИТА» ФИЛОСОФСКО-БИБЛЕЙСКИЕ МОТИВЫ В РОМАНЕ М. А. БУЛГАКОВА «МАСТЕР И МАРГАРИТА» Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита» — произведение очень необычное. Исследователи до сих пор не могут определить его жанр. Некоторые называют его романом сатирическим, другие определяют его как роман философский. Действительно, в романе возникает множество философских проблем: что такое добро и что такое зло, какова ... Читать далее...
- Героиня романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Образ Маргариты возникает в 13-й главе, в рассказе Мастера о женщине, случайно им встреченной, о любви, пронзившей их сердца, точно финский нож, о том, как она стала его любовницей и как он ее потерял. Собственно, героиней сюжета Маргарита становится во второй части романа, начиная с 19-й главы, названной ее именем. С появлением М. меняется интонация ... Читать далее...
О творчестве М. А. Булгакова