О творчестве Ф. М. Достоевского
Начало творческого пути Достоевского отмечено влиянием “натуральной школы”, что, в частности, засвидетельствовал первый роман писателя “Бедные люди”, в котором тема “маленького человека” разрабатывалась под углом разоблачительной критики социальных пороков и глубокого сочувствия обездоленным. Эту книгу и ее молодого автора восторженно приветствовал идейный вождь русских писателей-реалистов ХIХ в., литературный критик В. Г. Белинский. Однако последовавшие за “Бедными людьми” повести “Двойник”, “Господин
Такой подход вызвал разногласия Достоевского с Белинским и его окружением, а затем привел и к полному разрыву их отношений. В первый период творчества, характеризовавшийся также присутствием в его творчестве романтических и сентименталистских тенденций, Достоевский создал образ “мечтателя”, который приобрел значение
В годы пребывания на каторге писатель пережил коренной мировоз-зренческий переворот, в результате которого он отрекся от революционных политических взглядов и обратился к православию. Общение с осужденными укрепило его представления о неоднозначности и неисчерпаемой многомерности человеческой натуры. Там же, на каторге, сформировался устойчивый интерес Достоевского к теме “преступления и наказания”, определивший одну из сквозных линий его творчества.
Важным фактором дальнейшего развития писательского таланта Достоевского была журналистская деятельность, обострившая его чувствительность к пульсу текущей жизни и образовывавшая публицистическую параллель к его художественной прозе.
Период расцвета творчества писателя длился последние пятнадцать лет его жизни, когда им были созданы романы, признанные подлинными шедеврами мировой литературы: “Преступление и наказание”, в котором исследовалась проблема индивидуалистического бунта, “Идиот”, в котором был явлен идеал “положительно прекрасного человека”, “Бесы”, содержавшие пророческую критику русской революции, “Подросток”, где изображался процесс интеллектуального и нравственного формирования личности, а также “Братья Карамазовы”, где разворачивалась широкая картина современной писателю эпохи, усложненная философской и религиозной символикой.
- Герои Достоевского (о творчестве Ф. М. Достоевского) Великое открытие писателя, развивавшего традиции своих замечательных предшественников, заключалось в доказательстве того, что даже самый скромный, забитый, маленький, “падший” человек может (и в конечном счете – должен) быть такой же значительной и неповторимой личностью, наделенной богатством и сложностью внутреннего мира, как и наиболее известные герои мировой литературы. Действующие лица романов Достоевского, поднявшиеся до осознания своего […]...
- Жанр романа (о творчестве Ф. М. Достоевского) Достоевский вошел в историю русской и мировой литературы прежде всего как автор замечательных романов, ставших выдающимся явлением в истории этого жанра. Роман (бессмертное произведение)ы писателя отличались исключительно глубоким проникновением в душу человека, постижением социальной природы общества. Для его произведений характерны стремительность развития действия, необычность происшествий. Композиционным центром романов часто выступало какое-либо катастрофическое событие, нередко уголовное […]...
- Отражение сложного жизненного пути в творчестве Федора Достоевского Достоевского читает весь мир, впечатляющая сила его романов огромна, но все еще возникают споры: “принимать” или “не принимать” Достоевского? Спросите любую, самую небольшую группу читателей: “Любите ли вы Достоевского?”, и непременно голоса разделятся. Найдутся прямые поклонники и энтузиасты, которые скажут, что тут никаких трудностей нет. Другие начнут объяснять свою неполную любовь к писателю, хорошо сознавая, […]...
- О произведении “Записки из Мертвого дома” Ф. М. Достоевского Достоевский вернулся в Петербург в 1859 г. – в самый разгар общественного подъема. Заметным событием в литературной и общественной жизни Петербурга стала публикация Достоевского “Записки из Мертвого дома”, созданная на автобиографическом материале. Достоевский впервые в русской литературе рассказал о каторге, о жестоких, бесчеловечных ее условиях, страшных нравах, о деспотической власти сильных над слабыми и о […]...
- История создания романа “Преступление и наказание” Ф. М. Достоевского Великий русский писатель, мыслитель, философ, поставивший со всей остротой “проклятые вопросы”, глубочайший психолог, заглянувший в самые потаенные уголки человеческого сознания, Достоевский по праву считается не только гениальным художником слова, создавшим новый тип романа, новый художественный метод изображения человека. За ним в сознании русских и зарубежных читателей утвердилась слава писателя – пророка, предвидевшего социальные катаклизмы грядущего […]...
- ОТРАЖЕНИЕ СЛОЖНОГО ЖИЗНЕННОГО ПУТИ В ТВОРЧЕСТВЕ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО Скажем только, что это талант необыкновенный и самобытный, который сразу, еще первым произведением своим, резко отделился от всей толпы наших писателей, более или менее обязанных Гоголю направлением и характером, а потому и успехом своего таланта… В. Г. Белинский Достоевского читает весь мир, впечатляющая сила его романов огромна, но все еще возникают споры: “пршш-.. мать” или […]...
- Пророческое слово Достоевского (о творчестве писателя) На литературных вечерах Достоевский любил читать пушкинское стихотворение “Пророк”. Голос у писателя был слабый, но в залах обычно стояла такая напряженная тишина, что не терялось ни единое слово. Создавалось впечатление, что Достоевский вкладывал в чтение частичку самого себя, к себе применял гордые слова: Восстань, пророк, и виждь, и внемли, Исполнись волею моей, И, обходя моря […]...
- Анализ картины Перова “Портрет Ф. М. Достоевского” Портрет Ф. М. Достоевского был написан русским живописцем Василием Перовым, с 1866 года – академик Петербургской академии искусств. Основатель общества передвижников. Один из первых, кто обратился к российскому методу изображения действительности. Признанный мастер бытового жанра и портрета. “Портрет Ф. М. Достоевского ” – картина, написанная Перовым в 1872 году по заказу П. М. Третьякова, который […]...
- Фантастический реализм Достоевского (писатель о своем творчестве) В свое время Достоевскому довелось услышать немало упреков в свой адрес: почему он изображает жизнь в столь резких столкновениях, конфликтах, даже катастрофах, не слишком ли он жесток в своем восприятии действительности, не много ли в его романах элементов случайности и т. д. В конечном счете вопрос ставился так: можно ли назвать Достоевского реалистом, т. е. […]...
- Проблема сильной личности в творчестве Ф. М. Достоевского (На примере романа “Преступление и наказание”) 1.”Проклятые” вопросы Ф. М. Достоевского. 2. Раскольников – сильная личность или “тварь дрожащая”? 3. Закон нравственный превыше всего. Творчество Ф. М. Достоевского – огромное событие в истории мировой духовной культуры, в том числе и философской. И пока будет жить человечество, оно будет пытаться постичь философию Достоевского, понять смысл его духовных исканий, так как они сопряжены […]...
- Влияние Достоевского-художника на творчестве Цвейга Очерк о Достоевском, вошедший в книгу “Три мастера”, не единственное произведение, посвященное ему Цвейгом. Еще до начала работы над ней, в 1913 г., Цвейг опубликовал написанную дифирамбическими стихами историческую миниатюру “Мученик” (в русском переводе – “Смертный миг”) о переживаниях Достоевского в минуты инсценировки смертной казни над петрашевцами, переживаниях, которые Цвейг восторженно уподобляет переживаниям Христа на […]...
- Тема человека и судьбы в творчестве Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского Ф. М. Достоевский и Л. Н. Толстой оказали огромное воздействие на развитие русской и всемирной литературы. Это не только талантливейшие художники, но и гениальные мыслители. Каждый из них в научных трактатах и художественных произведениях размышлял над различными вопросами: вера в Бога, роль человека в Мироздании, человек и история, человек и судьба, человек и общество, добро […]...
- Тема сочинения: Размышления по роману Достоевского “Записки из Мертвого дома” Литературным И общественным событием стала публикация “Записок из Мертвого дома” (1860-1862), созданных Достоевским на автобиографическом материале. Он впервые в русской литературе рассказал о каторге, названной им Мертвым домом, о жестоких бесчеловечных ее условиях, страшных нравах, о деспотической власти сильных над слабыми и о всеобщей, глубочайшей классовой ненависти каторжных – в большинстве вчерашних крепостных – к […]...
- Музей-квартира Ф. М. Достоевского Мемориальный музей-квартира Ф. М. Достоевского в Петербурге, на углу Кузнечного переулка и улицы Достоевского, рассказывает о двух последних годах жизни писателя. Комнаты в квартире на Кузнечном расположены словно вокруг какой-то оси, так что в любую из них можно войти с двух сторон. Только кабинет будто отделен от остальных комнат. После смерти Федора Михайловича Анна Григорьевна […]...
- Герои Достоевского Великое открытие писателя, развивавшего традиции своих замечательных предшественников, заключалось в доказательстве того, что даже самый скромный, забитый, маленький, “падший” человек может быть такой же значительной и неповторимой личностью, наделенной богатством и сложностью внутреннего мира, как и наиболее известные герои мировой литературы. Действующие лица романов Достоевского, поднявшиеся до осознания своего человеческого достоинства, решительно защищают его от […]...
- Тема “маленького человека” в творчестве Чехова и Ф. М. Достоевского Тема “маленького человека” в творчестве А. П. Чехова и Ф. М. Достоевского В своем творчестве Ф. М. Достоевский и А. П. Чехов значительное место уделяют теме “маленького человека”. Целую повесть посвящает Достоевский “униженным и оскорбленным” “маленьким людям”. А роман “Преступление и наказание” первоначально задумывался как рассказ о “пьяненьких”, семье спившихся и опустившихся людей/Чехов эту тему […]...
- Сочинение по роману “Преступление и наказание”; Достоевского Когда великий русский писатель отбывал наказание на каторге в Сибири, им овладевали тяжелые и грустные мысли. Он очень много раздумывал о жизни, Боге, человеческой судьбе. Проживая в ужасных условиях, лишенный свободы, именно на каторге писатель впервые в своей жизни встречает “сильных” людей, которые посчитали себя выше остального общества. Именно тогда Достоевский и замыслил о написании […]...
- Проблематика ранних произведений Достоевского Из произведений раннего периода творчества Ф. М. Достоевского мною были прочитаны такие повести, как “Елка и свадьба”, “Белые ночи”, “Маленький герой”, “Мальчик у Христа на елке”. И хотя они составляют лишь незначительную часть всего творческого наследия Достоевского, уже по этим повестям можно судить об идейном и художественном своеобразии произведений великого русского писателя. Особое внимание Достоевский […]...
- Сочинение на тему: “Мое впечатление о музее Достоевского в Москве” “Мое впечатление о музее Достоевского в Москве” Музей-квартира Достоевского в Москве на улице Достоевского – это явление уникальное. Где еще можно так явственно почувствовать присутствие писателя, как в месте, где он провел свои детские и отроческие годы? Этот музей был открыт еще в 1928 году и объединил тысячи вещей, имеющих отношение к Достоевскому. Квартира Достоевских […]...
- ОЧЕРК ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО (1821-1881) Место Достоевского в истории русской и мировой литературы. Основные этапы жизненного и творческого пути писателя. Смерть матери, отца. Участие в кружке Петрашевского. “Бедные люди” (1845 г.) – первая повесть Достоевского. Каторга (Тобольск, Омский острог. Семипалатинск). Путь к вере. Возвращение после смерти Николая 1. Переезд в Тверь. “Село Степанчиково и его обитатели” (публикация в журнале “Отечественные […]...
- Фольклорные традиции в творчестве Достоевского В поэтике Достоевского цветы могут стать и косвенной характеристикой индивидуальных особенностей героев. В “Униженных и оскорбленных” больная Нелли любит, когда ее выводят в небольшой весенний садик с “только что распустившейся сиренью”. А когда Маслобоев подарил ей букет сирени, “она очень обрадовалась и с наслаждением поглядывала на цветы, которые поставили перед ней в стакане”. Согласно “языку […]...
- Родион Раскольников и его теория в романе Достоевского “Преступление и наказание” Родион Раскольников и его теория в романе Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание” I. Вступление Общая характеристика главного героя романа – Родиона Раскольникова (социальное и имущественное положение, черты характера, образ жизни и т.п.). II. Главная часть 1. Теория Раскольникова: а) деление человечества на “два разряда”; б) предназначение людей “высшего разряда” (сказать “новое слово”, сделать “первый шаг”); […]...
- Добро и зло в понимании и изображении Достоевского Христос затем и приходил, чтобы человечество узнало, что и его земная природа, дух человеческий может явиться в таком небесном блеске, на самом деле, во плоти, а не то что в одной мечте и в идеале, – что это и естественно и возможно. Ф. Достоевский Творчество Ф. М. Достоевского сосредоточено на человеке, точнее, на его мятущейся […]...
- ПЕТЕРБУРГ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО (вариант 3) Отличительной чертой русской общест- венной мысли, русской литературы всегда были духовные искания, постановка корен- ных философских, мировоззренческих во- просов, связанных с нравственной ориента- цией человека в мире, с поиском смысла жизни. Духовный мир героев Достоевского раскрывается через такие категории, как зло, добро, свобода, добродетель, необходи- мость, Бог, бессмертие, совесть. Достоевский как художник отличается тонкостью психо- […]...
- Жанры хроники, комедии и трагедии в творчестве Шекспира В различные периоды творчества Шекспира на первый план выходят произведения разных жанров. 1-й период: хроники, комедии. 2-й период: трагедии. 3-й период: трагикомедии. Через свои произведения Шекспир изучает мир. Пытается познать его основы. В хрониках он смотрит на мир через призму Истории, в комедиях – через закономерности Природы. Трагедия выдвигает на первый план Человека. Шекспир изучает […]...
- Сочинение по роману Достоевского “Бедные люди” Редко Кто из русских писателей так блестяще начинал свою литературную деятельность, как Достоевский. Первый его роман “Бедные люди” (1846), восторженно встреченный Некрасовым и Белинским, сразу же выдвинул его в число наиболее видных представителей “натуральной школы”. Вместе с тем роман отражал и некоторые существенные изменения, которые происходили в художественной системе этого литературного течения. На смену преимущественно […]...
- Творческий путь Достоевского Ф. М ОСНОВНЫЕ ВЕХИ. Роман “Преступление и наказание” даже чисто хронологически занимает центральное место в творчестве Достоевского, являясь одной из его вершин, однако далеко не единственной. Исключительный успех и славу принесло ему еще самое первое из написанных произведений – роман “Бедные люди”, появившийся в печати в 1845 г., когда автор только что закончил Главное инженерное училище и […]...
- ОЧЕРК ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА А. Н. ОСТРОВСКОГО (1823-1886) Детские годы драматурга, проведенные в Замоскворечье. Учеба на юридическом факультете Московского университета. Увлечение театром. Служба в Московском совестном суде (1843 г.) и в Московском коммерческом суде (1845 г.). Периодизация творчества. 1. Ранний период творчества. Поиски пути. Влияние “натуральной школы”. Островский – “Колумб Замоскворечья”. Пьесы “Банкрот”, “Свои люди – сочтемся!” 2. “Москвитянинский” период. Участие в кружке […]...
- О творчестве Н. В. Гоголя В целом творчество Н. В. Гоголя развивалось в направлении от романтизма к реализму, однако это развитие не было схематичным: романтические и реалистические тенденции тесно взаимодействовали друг с другом на всех этапах его зрелой писательской деятельности. Первое опубликованное произведение Гоголя – поэма “Ганц Кюхельгартен” – было написано в духе романтизма и носило явно подражательный характер. Но […]...
- Культ создания “земного рая” в творчестве Достоевского Культ создания “земного рая”, подброшенный лукавым, форсировал и проблему высвобождения человеческих страстей (сокровенных греховных желаний) от упроченных моральных законов, христианских предписаний и норм, что позднее проводил эксперименты над человеческой природой, раздражал присущий индивиду эгоцентризм: прогресс к прогрессу не мог не стимулироваться заложенным в человеке злым началом, которое завуалировалось разными социальными утопиями (последняя из них – […]...
- О творчестве А. А. Фета А. Фета называют одним из самых светлых русских лириков, поскольку многие его стихотворения передают настроения возвышенной радости бытия и чувство счастливого единения с природой. Однако творческая судьба поэта не согласуется с этим представлением. Одной из главных загадок жизни Фета было странное сочетание в его личности возвышенного романтичного лирика и практичного человека, который сначала исправно нес […]...
- Школа Достоевского На первой полосе номера – символическая картина. Осторожно открывая дверь, мы вместе с героиней картины готовы сделать первые шаги в новый для нас мир. Эта страница – тоже дверь. Она ведет нас в мир Достоевского. Вернее сказать, это не один мир, а целое множество миров, пересекающихся и параллельных, не поддающихся охвату глазом и одному истолкованию. […]...
- Мое восприятие Достоевского Сердце русского писателя было колоколом любви, и вещий и могучий звон его слышали все живые сердца страны… М. Горький Сила и величие русских классиков XIX века заключались в глубоком демократизме, в бескомпромиссном служении правде жизни. Неослабевающий интерес к творчеству Достоевского во всем мире не случаен. Мир стремится к освобождению от всех видов рабства, включая и […]...
- Пик творчества Достоевского В 1862 году Достоевский временно покидает родные края и уезжает за границу, путешествуя по Франции, Швейцарии, Англии, Германии, северной Италии. Тогда-то впервые проявилась страсть писателя к карточным играм, ставшая препятствием материальному благополучию семьи. В 1864 году Достоевский писал: “Мне показалось, что мир раскололся надвое, и места мне в нем нет”. В апреле умерла жена Марья […]...
- Обстановка и пейзаж у Достоевского Обстановка и пейзаж у Достоевского являются одним из способов характеристики персонажа. Окружающая Раскольникова обстановка, его комната, вещи углубляют социальную и психологическую характеристику героя. В сравнении с Тургеневым и Л. Толстым Достоевский гиперболически реалистичен. Подвергая реалистическому анализу внутренний мир и сознание героя, Достоевский умел гениально проследить в самых сложных фактах его душевной жизни исторические процессы и […]...
- О творчестве Ф. И. Тютчева Творческий путь Ф. И. Тютчева охватывает более полувека. За это время поэт написал не так уж много – около 300 стихотворений, которые помещаются в одной книге. Но эта книга, как справедливо заметил поэт А. А. Фет, перевешивает множество томов… Историки литературы часто называют Тютчева “поздним романтиком”. Приверженность поэта к романтизму во многом объясняется более чем […]...
- Пушкинские мотивы в “Преступлении и наказании” Ф. М. Достоевского Предварительные вопросы: Что общего в изображении Петербурга А. С. Пушкиным и Ф. М. Достоевским? В чем различие? В чем своеобразие конфликта “личность-государство” в “Медном Всаднике” А. С. Пушкина и в “Преступлении и наказании” Ф. М. Достоевского? В каких произведениях А. С. Пушкина тема совести стала важнейшей? Как решается проблема совести в романе “Преступление и наказание”? […]...
- Идейно-художественное своеобразие повести Белые ночи ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА Ф. М. Достоевский Идейно-художественное своеобразие Жанр произведения определен Достоевским, как “сентиментальный роман”, хотя по форме это повесть. Принадлежит к циклу рассказов и повестей, создававшихся в Петербурге до осуждения Достоевского по делу петрашевцев. Повесть состоит из пяти глав, которые носят название “Ночь 1”, “Ночь 2” и т. д. Всего 4 ночи. […]...
- Изучение проблемы “творчество Достоевского в зарубежных славянских литературах” Ф. М. Достоевский принадлежит к тем писателям, чье значение для развития мировой литературы с годами не становится меньше. Вновь и вновь делаются попытки разгадать секрет его непреходящей актуальности. Не всегда такие попытки оказываются удачными. Когда огромное влияние Достоевского на разные поколения читателей и писателей объясняется вечным, внеисторическим характером поднятых им вопросов, когда смысл его творчества […]...
- Последняя встреча Раскольникова с Порфирием Петровичем (Анализ эпизода из романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”, ч. 6, гл. II) Возможно, еще на каторге, куда Достоевский был сослан в 1850 году как государственный преступник, у писателя зародилась мысль об “идейном преступлении”, разрешившем себе кровь по совести. Мучила Достоевского и мысль о “наполеонах”, присвоивших себе право на гибель миллионов людей. В 1866 г. был напечатан роман “Преступление и наказание” . Достоевский подчеркивал современность своего романа. “Действие […]...