О списках для чтения, или Как испортить детям лето

Близится лето – время свободы. У учителей, как водится, начинается непреодолимый зуд: что бы такое задать детям на лето? Чтоб не расслаблялись, не позабыли науки?

Математики дают десяток-другой “номеров”, естественники – какой-нибудь “календарь погоды”, учителя иностранного языка – очередную книжку по домашнему чтению. Ну а мы, словесники, конечно же, даем список литературы на лето. Впрочем, блиц-опрос коллег показал, что так поступают не все.

Да и сами списки выглядят по-разному: в одни включены только программные произведения,

в другие – и дополнительная литература.

Я всегда даю своим ученикам на лето перечень тех произведений (за вычетом лирических стихотворений), которые входят в программу следующего учебного года, в том порядке, в каком мы затем будем их изучать. Жирным шрифтом в нем выделены те книги, которые лучше прочесть летом, поскольку они достаточно велики по объ­ему. (“Объемность” рассчитывается соответственно возрасту, например, “Детство” Л. Толстого и М. Горького – у младших или “Война и мир” Л. Толстого и “Тихий Дон” М. Шолохова – у старших). Произведения, которые в программе идут

“обзорно”, помечены в списке звездочкой: кто интересуется, может прочесть, но в прожиточный минимум успевающего по предмету это не входит.

Что касается рекомендаций по самостоятельному чтению вне программы, то я их, как правило, в “списочном” виде не даю.

Первый урок нового учебного года в среднем звене начинается обычно с разговора о том, что Дети прочли за лето, что понравилось, что нет, почему.

Вспоминается урок в шестом классе. Ребята бойко рассказывают о своих впечатлениях, молчит только Юля.

– Юля, а ты что прочла летом?

– Я… ничего. Мама список потеряла.

– Ну… а вообще что ты летом прочла?

– Так я же вам говорю: мама потеряла список. Еще в самом начале лета.

– Да ладно, бог с ним, со списком. А что ты сама прочла, без списка?

Девочка делает огромные удивленные глаза.

– Как это – без списка? Ничего…

Когда я рассказала эту историю в другом классе и спросила, читали ли дети летом помимо данного им перечня, мне стали довольно убедительно говорить о том, что читать “без списка” гораздо интереснее. Уже сам налет обязательности, заключенный в “программности” книги, лишает чтение части обаяния.

Но мне кажется, что поставить перед ребенком и родителями задачу заранее все же необходимо. А там уж они сами решат, тратить драгоценные летние дни на чтение или отложить удовольствие на учебный год, рискуя что-то не успеть. История с Юлей заставляет задуматься, поскольку таких Юль, которые читают только по списку или не читают вовсе, с каждым годом становится все больше и больше.

Хотя в последнее время в душу стали закрадываться сомнения. Много ли мы достигаем своими “заданиями на лето”?

Вот свежий пример, также сопряженный с потерей списка. Будущий десятиклассник по обыкновению засунул врученную ему бумажку неизвестно куда и на мой сентябрьский вопрос, у кого нет перечня обязательной литературы, поднял руку.

– И что, ты летом ничего не прочел?

– Я все лето “Войну и мир” читал. Я помнил, что вы сказали, что это во время учебы точно не успеть… вот и читал. Мне хватило.

Выражение лица его было кислым.

Как выяснилось, он единственный в классе осилил Толстого. После чего в течение всего первого полугодия периодически подходил ко мне с вопросом: “Ну, скоро мы будем изучать “Войну и мир”? Я же забуду все!” И это было вполне резонно. Дело в том, что перечитать или даже пересмотреть что-то прочитанное летом ученики, как правило, ленятся.

Прочитал – поставил в списке галочку – забыл. В результате те, кто прочел “Отцов и детей” или “Обломова” летом, мало что помнят и выглядят менее убедительно, чем те, кто нервически перелистывал указанные учителем главы в ночь накануне урока.

Это, кстати, еще один вопрос: что творится с памятью у наших учеников? В последние два-три года у меня возникло ощущение, что я учу исключительно больных детей, которые не могут запомнить прочитанное накануне. Я точно знаю, что ученик прочел, скажем, Тургенева – но Одинцову от Кукшиной он отличить не может…

При этом подростки прекрасно помнят бесчисленное количество героев, например, Толкина, а вот “классику”, по их собственным словам, не запоминают. Я же вспомнила свои – увы – не слишком успешные попытки осилить “Властелина колец”: никак не могла удержать в голове, кто кому кем приходится, и при вторичной встрече с героем не способна была вспомнить, что о нем уже говорилось ранее. Ведь человек запоминает то, что ему интересно и понятно. Мне (да простят меня толкинисты) было скучно читать эту книгу, поэтому я не могла ничего запомнить, а так как я не могла запомнить, мне становилось все скучнее.

Замкнутый круг!

А что такое для учащихся классическая литература? Это книги, написанные явно не по-русски


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

О списках для чтения, или Как испортить детям лето