О славном и сложном в драмах Ивана Кочерги

Родился Иван Антонович Кочерга 6 октября 1881 года в городке Носовка на Черниговщине в семье железнодорожного служащего, что обусловило частые переезды. Лишь в 1891 году их семья поселяется на постоянное место жительство в Чернигове, где в 1899 году он заканчивает гимназию. Затем едет в Киев и изучает право на юридическом факультете. По окончании университетских студий в 1903 году возвращается в Чернигов и служит чиновником в контрольной палате.

С 1904 года выступает с театральными рецензиями на страницах черниговских газет. В 1910 году пишет первую

пьесу (на русском языке) “Песня в бокале” (впервые поставлена в Харьковском Народном театре лишь в 1926 году в переводе П. Тычины под названием “Легенда о песне”, пьеса успеха не имела).

Новая пьеса – “Девушка с мышкой” (на рус. языке, 1913) имела заметный, хотя и скандальный, успех. В 1914 году И. Кочерга переехал в Житомир. Пьесы на русском языке “Зубная боль сатаны” (1922) и “Выкуп (Свадебная поездка Маруси)” (1924) завершают определенный этап драматургического развития, в этот период творческой жизни писатель начинает писать на украинском языке.

1925 год – он завершает работу над пьесой

“Фея горького миндаля”. 1927 год – пишет новую пьесу “Алмазный жернов”. 1928 год – несколько пьес, непосредственно связанных тематикой и проблематикой с тогдашней действительностью.

В этот период И. Кочерга с должности ревизора житомирской рабсельинспекции переходит работать литредактором в городскую газету “Рабочий”, а впоследствии – в “Советскую Волынь”. Он пишет комедию “Натура и культура” (1928), драму-феерию “Марко в аду” (1928) и ряд так называемых “кооперативных” пьес, типичных для 20-х годов агиток.

Представление “Марко в аду” в харьковском Червонозаводскому театре (режиссер В. Василько) имела успех, но к самой пьесе рецензенты отнеслись сдержанно.

В 1929 году в Житомире состоялись гастроли Второй государственной украинской оперы Правобережья (июль-август), театра украинской Музкомедии и драмы, под руководством Д. Гайдамаки (октябрь-ноябрь) и других коллективов и отдельных исполнителей. И. Кочерга, который, в предыдущие годы лишь изредка выступал в печати, активизирует свою критическую деятельность. С 14 июля по 9 августа 1929 года он печатает в газете “Рабочий” 11 лаконичных, но глубоких по содержанию рецензий на представления театра украинской оперы – это больше, чем за 1922 – 1928 годы.

Он пишет немало пьес: драматическая поэма “Свечкина свадьба” (1930; другое название “Песня о Свече”), водевиль “Лиза ожидает погоду…” (издан в 1931 году), пьеса “Мастера времени” (другое название “Часовщик и курица”, 1933).

Драматическая поэма “Свечкина свадьба” была поставлена лишь в 1935 году в Запорожье и только после этого начала триумфальный ход по сценам десятков театров.

Пьеса “Мастера времени”, невзирая на то, что сначала была отклонена украинским реперткомом, на Всесоюзном конкурсе драматургических произведений в 1934 года получила (под названием “Часовщик и курица”) третью премию. 1934 год И. Кочерга переезжает в Киев, где погружается в активную общественную, критико-публицистическую и творческую работу. Продолжает художественную разработку проблемных философских вопросов, работает и над киносценариями, переводами.

С начала Великой Отечественной войны живет в Уфе, где редактирует газету “Литература и искусство” и работает в Институте литературы АН УССР. В этот период создает несколько небольших пьес, которые, временами остроумные, по-своему правдивые, не стали, однако, достижениями автора. Несколько позже написаны произведения “Чаша”, 1942; “Достаточно протянуть руку”, 1946.

В одноактной пьесе “Зубная боль сатаны” реализован замысел, который автор записывал еще в 10-х годах.

Вернувшись в 1944 году в Киев, И. Кочерга пишет романтичную драму “Ярослав Мудрый” (1944, вторая редакция – 1946). Драма задумана как историческая трагедия, но некоторая идеализация самого образа князя не позволила автору добиться по-настоящему трагедийного звучания произведения. Как романтичная, драма “Ярослав Мудрый” является высоким достижением в украинской литературе.

В послевоенные годы основные творческие силы писатель отдает работе над драматической поэмой о Т. Г. Шевченко “Пророк” (1948).

Умер Иван Антонович Кочерга 29 декабря 1952 года. Показав свой талант как мастер острого сюжета, в развитии которого очерчивалась определенная значимая авторская идея, драматург создал выдающуюся философскую драму – пьесу “Мастера времени”. Историческими драмами “Свечкина свадьба”, “Алмазный жернов” и “Ярослав Мудрый” он не только говорил о славном, хотя и сложном, нередко – тяжелом прошлом нашего народа, но и был созвучным своими мнениями, идеями и потребностям современному ему дню.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

О славном и сложном в драмах Ивана Кочерги