О прозе поэта

Интересно замечание Осипа Мандельштама о том, что поэт, говоря о другом поэте, прежде всего говорит о себе. Его можно обыграть на уроке, предложив классу “эксперимент” по проверке стилистического слуха.

Задания для класса

1. Какое из высказываний принадлежит А. Ахматовой, а какое – М. Цветаевой?

“Душе, чтобы писать стихи, нужны впечатления. Для мыслей впечатлений не надо, думать можно и в одиночной камере – и, может быть, лучше, чем где-либо. Чтобы ничто не мешало (не задевало). Душе же необходимо, чтобы ей мешали (задевали),

потому что она в состоянии покоя не существует…

Что сказать о соли, которая не соленая?.. Что сказать о боли, которая не болит?.. Покой для души (боли) есть анестезия: умерщвление самой сущности” (М.

Цветаева).

“Совершенно очевидно… он владеет тем, что у актера называется “сотой интонацией”. Слово слушается его, как змея заклинателя: от почти площадной эпиграммы до молитвы. Слова, сказанные им о влюбленности, не имеют себе равных ни в какой из поэзий мира” (А.

Ахматова о М. Лермонтове).

2. Кому из вышеприведенных авторов по мысли и способу ее выражения ближе следующее высказывание

Иосифа Бродского: “Всякое сказанное слово требует какого-то продолжения. Продолжить можно по-разному: логически, фонетически, грамматически, в рифму. Так развивается язык, и если не логика, то фонетика указывает на то, что он требует себе развития.

Ибо то, что сказано, никогда не конец, но край речи, за которым – благодаря существованию Времени – всегда нечто следует” (Нобелевская лекция).

Ответы на вопрос могут быть разные. И все вместе верные: близок одному из поэтов, есть родственное обоим, не похож ни на кого… Цель учителя – помочь юному читателю вступить в диалог (чему способствует сама природа творчества И. А. Бродского), “продолжить слово”.

Среди эссе Бродского есть одно – “Fondamenta degli incurabili” (“Набережная неисцелимых”) (1989), посвященное Венеции, любовь к которой была воистину неисцелимой в жизни поэта. Город-мечта, новогодний подарок самому себе, напоминание о навсегда покинутой северной Венеции – Петербурге; город, где покоится прах Бродского. Для работы возьмем фрагменты из глав 28 и 49.

“На закате все города прекрасны, но некоторые прекраснее. Рельефы становятся мягче, колонны круглее, капители кудрявее, карнизы четче, шпили тверже, ниши глубже, одежды апостолов складчатей, ангелы невесомей. На улицах темнеет, но еще не кончился день для набережных и того гигантского жидкого зеркала, где моторки, катера, гондолы, шлюпки и барки, как раскиданная старая обувь, ревностно топчут барочные и готические фасады, не щадя ни твоего лица, ни мимолетного облака. “Изобрази”, – шепчет зимний свет, налетев на кирпичную стену больницы или вернувшись в родной рай фронтона Сан-Закариа после долгого космического перелета. И ты чувствуешь усталость этого света, отдыхающего в мраморных раковинах Закариа час-другой, пока земля подставляет светилу другую щеку.

Таков зимний свет в чистом виде. Ни тепла, ни энергии он не несет, растеряв их где-то во вселенной или в соседних тучах. Единственное желание его частиц – достичь предмета, большого ли, малого, и сделать его видимым.

Это частный свет, свет Джорджоне или Беллини, а не Тьеполо или Тинторетто. И город нежится в нем, наслаждаясь его касаниями, лаской бесконечности, откуда он явился. В конечном счете, именно предмет и делает бесконечность частной”.

“Повторяю: вода равна времени и снабжает красоту ее двойником. Отчасти вода, мы служим красоте на тот же манер. Полируя воду, город улучшает внешность времени, делает будущее прекраснее. Вот в этом его роль во вселенной и состоит.

Ибо город покоится, а мы движемся. Слеза тому доказательство. Ибо мы уходим, а красота остается.

Ибо мы направляемся к будущему, а красота есть вечное настоящее. Слеза есть попытка задержаться, остаться, слиться с городом. Но это против правил.

Слеза есть движение вспять, дань будущего прошлому. Или же она есть результат вычитания большего из меньшего: красоты из человека. То же верно и для любви, ибо и любовь больше того, кто любит”.

Задания

1. В творчестве каких русских и зарубежных писателей и поэтов вы сталкивались с образом воды, символизирующей время? Приведите примеры, сопоставьте с образами из эссе Бродского.

2. Напишите эссе-миниатюру, оттолк­нувшись от какого-либо урбанистического впечатления, где бы преобладало не описание уголка города или архитектурного шедевра, а эмблематический образ, выводящий вас на обобщение философского, этического или эстетического характера. Используйте метафоры, а также определения афористического характера.

Марианна Борщевская,
К. п. н., доцент кафедры словесности и культурологии ГОУ ДПО НИРО

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

О прозе поэта