О повести “Казаки” Л. Н. Толстого
В основе повести – конфликт между людьми труда, для которых характерны чувства свободы, независимости и собственного достоинства, и дворянином Олениным, желающим сблизиться с жизнью казаков, но терпящим неудачу в этих своих попытках. Оленин отправляется на Кавказ с наивными надеждами на нравственное возрождение. Он весь во власти традиционных романтических представлений о Кавказе: он мечтает о подвигах, славе, необыкновенной любви…
Для него “все мечты о будущем соединялись с образами Аммалат-Беков (герой повести А. Бестужева-Марлинского),
Любовь к красавице-казачке Марьяне, дружба со старым охотником дядей Брошкой помогают Оленину признать превосходство жизни простых казаков.
Для Толстого очень важен был дядя Ерошка, изображенный
Природа и человек, живущий по законам природы, представляют, по мнению Толстого, высшую ценность.
Они способны очистить, облагородить и нравственно исцелить человека, выросшего в праздной городской атмосфере, в “цивилизованном” обществе. Но типично романтический сюжет (герой, ищущий спасения от духовного разлада в необычной для него патриархальной среде) разрабатывается у Толстого по законам реалистического искусства. Никогда писатель не переходит границ, за которыми начинается нарушение жизненной правды.
Никакого искупления не происходит и произойти не может. Оленин для Марьяны и дяди Ерошки навсегда остается человеком чужой, враждебной культуры; нет ничего, что могло бы помочь их духовному сближению. Он нуждается в казаках, но для них-то Оленин чужак.
Вместе с тем реалист Толстой далек от идеализации казачьей жизни. Он видит, как появляются в станице новые нравы и обычаи, а старые патриархальные традиции исчезают. Характерно, что дядя Брошка оказывается в определенной степени уже чужим и непонятным для молодых казаков. “Нелюбимые мы с тобой, сироты!” – плача, говорит он Оленину.
Десятилетний творческий опыт, создание автобиографической трилогии, военных рассказов, повестей из крестьянской жизни, выработанные уже принципы психологического анализа, новый подход к изображению батальных сцен – все это во многом помогло Толстому при создании величественной эпопеи “Война и мир”, которая знаменует собою качественно новый этап в идейном и художественном развитии писателя.