О пользе вранья

Врать, конечно же, нехорошо. Но, как известно, иногда полезно. В апреле, который начинается под знаком Дня смеха, дурака, Гоголя (нужное подчеркнуть), самое время поговорить о вранье, полезном для учителя и его учеников.

Такое полезное вранье сродни хлестаковству и идет рука об руку с необыкновенной легкостью мыслей, артистизмом, игрой. Поди разберись, водят тебя за нос или нет.

Вот расскажу примерный случай. Однажды – и как раз в апреле – я никак не мог придумать, с чего начать первый урок по Пастернаку в 11-м классе. И не то чтобы изучал поэта впервые: нет, 11-е классы у меня каждый год, и накатанные дорожки есть.

Но тут верные конспекты не помогали, урок не складывался, все казалось надуманным и фальшивым, нужные слова не приходили. Короче говоря, наутро мне пришлось отправиться в школу, так ничего и не решив. Еду и думаю: “Через полчаса у тебя урок.

Вот ты войдешь в класс – и? Ну что ты будешь делать? Скажешь: “Великий русский поэт Борис Пастернак родился в…”?”

Чтобы не слышать упреков совести, я раскрыл в метро томик стихов Пастернака и стал их перечитывать. На ближайшей остановке рядом села девушка, повертела во все стороны головой, бросила взгляд в мою книжку – и стала читать вместе со мной. Я вообще не люблю, когда утыкаются в мою книгу, но тут решил – пусть. Девушка почитала-почитала и через несколько остановок вышла.

Потом пришлось выходить и мне…

И вот открываю я дверь в класс – и неожиданно для самого себя прямо с порога говорю: “Что сейчас было в метро!” Предкоммуникативная, извините за выражение, фаза состоялась: одиннадцатиклассники застыли, кто как был. А я и продолжаю, как будто так и задумано: “Сел я в вагон, открыл книжку Пастернака…” – и дальше пересказываю историю с девушкой до того момента, когда она стала читать. А дальше… начинаю вдохновенно врать: “И я заметил то стихо­творение, на котором она не смогла оторваться от чтения.

А потом она пропустила свою остановку! И я заметил второе стихотворение, на котором она зависла и не заметила, что ей пора. Давайте-ка я вам прочту эти два стихотворения, а вы мне скажете, почему она в них уткнулась и почему она проехала свою остановку…” И быстренько читаю им те два стихотворения, которые никак не мог связать накануне дома.

Надо ли рассказывать, что урок получился? Не надо. Я о другом.

Собственная наглость так меня изумила, что я поспешил объявить находку методическим приемом – и вот даже пропагандирую его.

Не забудьте только, что происходит это в перво­апрельском номере и, стало быть, должно сойти с рук. Да и кто скажет, было ли это на самом деле или я опять соврал с пользой для себя? ☺


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

О пользе вранья