О поэзии Максимилиана Волошина

Судьбой и ветрами изваян профиль мой…
О поэзии Максимилиана Волошина

К творчеству М. А. Волошина в 11-м классе можно обратиться на завершающем этапе изучения поэзии Серебряного века. Посвятим этому урок, желательно сдвоенный. Личность Волошина давно мифологизировалась, обросла легендами. Чтобы посмотреть по-новому на некоторые их страницы, прочтем ребятам автобиографию поэта.

Знакомство с подробностями волошинской судьбы поможет учащимся прочувствовать атмосферу эпохи, они определят основные вехи жизненного и творческого

пути этого многообразно одаренного человека, и в результате перед ними раскроется многогранная, очень яркая и привлекательная личность поэта.

В годы послеоктябрьских испытаний гражданскую позицию Волошина истолковывали по-разному. Иногда ее определяли, как “стремление остаться над схваткой”. Думается, что это не так.

В 1920-е годы Крым переходил из рук в руки, и всем было известно, что Волошин при белых прятал у себя большевиствующих матросов, а при красных – спасал офицеров. Не занимаясь политикой, он занимался людьми. И в белых, и в красных он видел прежде всего людей.

Лучше других понимала

эту его особенность Марина Цветаева: “Макс неизменно стоял вне: за каждого, не против кого. Он умел дружить с человеком и с его врагом”.

Это было страшное время, которое Волошин запечатлел в своем “белом” стихотворении “Террор” – оно считается одним из самых сильных в русской поэзии на эту тему.

Итогом первого урока должен стать Тезисный план в тетради “Ведущие черты поэтического облика М. А. Волошина” :

1) неразрывность лирического и личностного мира;

2) полное соответствие его стихотворных деклараций образу жизни и стилю поведения;

3) все события жизни Волошин мерил с этической точки зрения.

Цель второго урока – выяснить литературные пристрастия М. А. Волошина. Поэт смотрит на мир с высоты тысячелетних культур разных народов. Прочтем ребятам фрагменты поэмы “Четверть века” с тем, чтобы определить ведущий поэтический прием, который использует Волошин, создавая образы времени и пространства.

Все три времени – настоящее, прошлое и будущее – сомкнуты в одно, а пространство как бы “сплющено”, и таким образом возникает представление, что лирический герой находится во всех веках и в любой эпохе одновременно. Этот прием позволяет от хаотических впечатлений современной жизни перейти к основам истории мира в связи с историей отдельного человека. В результате этих наблюдений делается вывод, что одна из характерных черт поэтики Волошина – сочетание лирики и эпоса.

В предисловии к книге избранных стихотворений “Иверни” (1918) находим нечто близкое нашим наблюдениям. Волошин так излагает в общих чертах эволюцию своей поэзии, ее лирического героя: “Вначале странник отдается чисто импрессионистическим впечатлениям внешнего мира… переходит потом к более глубокому и горькому чувству матери-земли… проходит сквозь испытание стихией воды… познает огонь внутреннего мира и пожары мира внешнего…”

“Пожары мира внешнего…” – войны и революции. Для Волошина война, убийство, террор неприемлемы. Но поэт оказался свидетелем нескольких революций и войн. В своей автобиографии он писал: “Ни война, ни революции не испугали меня и ни в чем не разочаровали, я их ожидал давно и в формах еще более жестоких”.

Здесь уместно обратиться к стихотворению “Дикое Поле” и вновь отметить передвижение во времени и пространстве как прием, помогающий ввести историю в современность, сочетать эпохи и народы.

Ощущение единения пространства и времени чаще всего появлялось у Волошина в Коктебеле.

В трех точках Коктебельского залива узнается Волошин.

Первая точка – Дом, где он жил и работал.

Вторая – могила на высокой горе над поселком.

Третья точка – склон горы Карадаг. Если смотреть в эту сторону из дома поэта, абрис скалы напоминает профиль Волошина.

Он сам замечает это, когда в стихотворении из цикла “Киммерийская весна” (1928) говорит о Коктебеле.

Его полынь хмельна моей тоской,
Мой стих поет в волнах его прилива,
И на скале, замкнувшей зыбь залива,
Судьбой и ветрами изваян профиль мой.

Цветаева говорила, что Волошин – “порождение земли”, дух земли. Действительно, поэт всегда ощущал себя частью природы. Друзья не зря в шутку называли его “Макс де Коктебель”. Лучшие его произведения связаны с крымской землей – Киммерией, как любил называть ее Волошин.

И конечно же, многие стихотворения поэта посвящены этой земле. Здесь проявляется еще одна грань таланта этого человека: в Волошине соединились поэт и Художник.

Покажем учащимся репродукции акварелей Волошина. На них изображена не природа, а ее лики. Пейзажи скорее воплощают идею, отношение художника к земле, чем просто копируют действительность. Вот как говорил об этом сам Волошин: “Чувство Родины неизбежно связано с пейзажем.

Если мы упоминаем о “дыме отечества” или тоске родных песен, то только потому, что они более властно, чем зрительные ощущения, раскрывают перед нами душу пейзажа… Пейзаж – это лик родной земли, лицо матери. От созерцания этого лица в душе подымается та тоска, жалость, нежность, та надрывающаяся и безысходная любовь,
с которой обычно связано чувство Родины”. Волошин часто называл акварели строками из своих стихотворений, делал к ним стихотворные подписи.

В начале своего творческого пути Волошин прошел через увлечение поэзией “парнасцев” – группы французских поэтов ХIХ века (Эредиа, Сюлли-Прюдома, Леконта де Лилля, Малларме). В их произведениях поэту импонировало живописное начало, умение видеть и передавать краски мира, его тона и полутона. Эта эстетическая программа “парнасцев” воплощалась в стихах Волошина, посвященных Киммерии.

Прочтем некоторые из них. Говоря о стихотворении “Старинным золотом и желчью…”, отметим его особенность: в нем слышны… “краски”. Нередко, прежде чем создать пейзажное стихотворение, Волошин записывал слова, передающие оттенки красок, цветов, чтобы в произведении добиться нужного цветового соотношения.

Стихотворение “Старинным золотом…” вполне можно назвать “акварелью в стихах”. Цвета, формы, запахи – все вместе создает такую картину, которую хочется видеть так же, как “слышать звучание” волошинских акварелей.

При анализе стихотворения “Звонки стебли трав…” спросим ребят: “В чем “аромат” этих строк Волошина?” Можно заметить, что здесь изображены не просто живописные уголки природы, но и “говорящие”: мы слышим голос земли, истории, трав и камней, будто сама природа рассказывает о том, что навек запечатлелось в ее памяти.

В декабре 1926 года Волошин написал стихотворение “Дом Поэта”, в котором выразил раздумья о собственном творчестве.

Дверь отперта. Переступи порог.
Мой дом раскрыт навстречу всех дорог.

После чтения этих строк спросим ребят: “Как вы понимаете, навстречу каким дорогам открыт “Дом Поэта”?”, “Какой смысл имеет название “Дом Поэта”?” В результате поиска ответов учащиеся должны подойти к выводу, что в творческой биографии “Дом Поэта” расширяется до понятия “Мир Поэта”. После этого уместным будет рассмотреть фотографии с видами дома Волошина, который напоминает корабль. Л. Озеров в статье “М.

Волошин, увиденный его современниками” пишет: “Дом Волошина был похож на корабль. Его так и называют – корабельным. Дом-пристанище?

Не только. Над Домом – башня с площадкой для наблюдения над звездами. Стартовая площадка для полета мысли”. Завершающие строки стихотворения звучат итогом жизненных раздумий поэта.

Учащимся предлагается письменно проинтерпретировать их.

Будь прост, как ветр, неистощим, как море,
И памятью насыщен, как земля.
Люби далекий парус корабля
И песню волн, шумящих на просторе,
Весь трепет жизни всех времен и рас
Живет в тебе. Всегда. Теперь.

Сейчас.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

О поэзии Максимилиана Волошина