О поэтическом стиля Блока на примере поэмы “Анна Снегина”



При анализе поэзии Блока важно иметь в виду, что в арсенале изобразительно-выразительных средств, которыми пользуется поэт, особое место занимает метафора: “Метафорическое восприятие мира он сам признает за основное свойство истинного поэта, для которого романтическое преображение мира с помощью метафоры – не произвольная поэтическая игра, а подлинное прозрение в таинственную сущность жизни. Трудность восприятия поэзии Блока определяется не только тем, что метафора у него, как правило, не изображает предмет, а выражает эмоциональное

отношение поэта к предмету, но и тем, что метафора Блока часто представляет собой катахрезу. Катахреза – это такой вид метафоры, который основан на логической несовместимости следующих друг за другом слов.

В речи непоэтической катахреза воспринимается или как ошибка стиля, или как такой оборот, в котором одно из слов утратило свое первоначальное значение (красные чернила, стрелять из ружья, путешествовать по морю).

Одна из жанрово-композиционных особенностей поэмы – слияние в единое целое эпического, лирического и драматического элементов. С точки зрения композиционной, поэма представляет собой

монтаж отдельных сцен, раскрывающих и особенности времени, отраженного в поэме, и взаимоотношения действующих лиц, и их характеры. Поэма начинается и заканчивается воспоминаниями о ранней юности, о “девушке в белой накидке”.

Своеобразным вступлением в поэму является рассказ возницы о “мужицкой войне” между “радовцами” и “криушанами”.

Идейно-художественный центр поэмы – образ лирического героя, соединяющий все ее части-сцены в единое целое. Лирический герой выступает и как рассказчик, и как участник описываемых событий. Основу сюжета поэмы составляют не развитие событий (сквозного событийного действия в поэме нет), а переживания лирического героя, вызванные и этими событиями, и общением с родной природой, и воспоминаниями юности.

Развитие сюжета начинается с возвращения героя в родные места после трехлетнего отсутствия. Свершилась Февральская революция, но война продолжается, землю крестьяне не получили. Назревают новые грозные события. Герой, не понимающий пока исторического смысла развертывающихся событий, хочет остаться в стороне от них – отдохнуть в общении с природой, в воспоминаниях юности.

Но эмоциональный накал, с которым он переживает исторические события, ясно говорит о том, что нейтральная позиция в жизни не для него. Так, свое бегство с фронта в “радовские предместья” герой рассматривает как протест против войны – он бросил винтовку и “решил лишь в стихах воевать”. Правительство Керенского ненавистно герою потому, что оно – за войну “до победы”.

В конце первой части в повествовании возникает романтический образ “девушки в белой накидке”:

И девушка в белой накидке Сказала мне ласково: “Нет!” Далекие, милые были. Тот образ во мне не угас… Мы все в эти годы любили Но мало любили нас.

Иду я разросшимся садом, Лицо задевает сирень: Так мил моим вспыхнувшим взглядам Состарившийся плетень. Когда-то у той вон калитки

Мне было шестнадцать лет,

В воспоминаниях юности герою хотелось бы спрятаться от бурных революционных событий, но они властно тянут его к себе. Простудившись на охоте, герой заболел. И тут мельник привозит к нему Анну.

Вспоминая юность, Анна почти прямо говорит о том, что любит его. Но признание Анны не вызывает у героя никакого душевного волнения, оно только будит воспоминания:

Мой мельник… Ох, этот мельник! С ума меня сводит он. Устроил волынку, бездельник, И бегает, как почтальон.

Сегодня опять с запиской, Как будто бы кто-то влюблен: “Придите, Вы самый близкий. С любовью Оглоблин Прон”.

Так входит в поэму на правах близкого к герою человека Прон Оглоблин. Герой принимает Прона как единомышленника и вместе с ним едет к помещице Снегиной просить, чтобы она отдала мужикам землю без выкупа. Помещица никак не отозвалась на просьбу Прона и не поняла, что герой приехал к ней тоже просить землю для мужиков:

Как будто без мысли и слуха Она принимала слова. Потом в разговорную очередь Спросила меня Сквозь жуть: “А вы, вероятно, к дочери? Присядьте… Сейчас доложу…”

Новая встреча героя с Анной должна была бы сблизить когда-то влюбленных людей, но она окончательно разъединяет их:

Теперь я отчетливо помню Тех дней роковое кольцо. Но было совсем не легко мне Увидеть ее лицо. Я понял – Случилось горе, И молча хотел помочь. “Убили…

Убили Борю… Оставьте! Уйдите прочь! Вы – жалкий и низкий трусишка.

Он умер… А вы вот здесь…”

Эта сцена – поворотный момент в развитии переживаний лирического героя: конфликтная ситуация заставляет героя сделать выбор между Анной и Проном; оскорбление, нанесенное ему Анной, сближает его с Проном. II, как всегда, забыться, отвлечься от этих тяжелых переживаний герой стремится в общении с природой:

Все лето провел я в охоте.

Последняя часть поэмы начинается с описания суровых дней гражданской войны. И на этом фоне – два письма: от мельника о том, что деникинцами “расстрелян Оглоблин Прон”, и из Лондона, от Анны Снегиной. Реакция героя на первое письмо – приезд в “радовские предместья”.

Второе письмо, переданное мельником как “подарок”, не взволновало героя. Далекий образ Анны и на этот раз не вызывает у него никакого душевного волнения: “Письмо как письмо. Беспричинно. Я в жисть бы таких не писал”.

Но это письмо из Лондона дорого ему и воспоминаниями прежних лет, и тем, что для Анны, как и для него, все, что связано с Россией, слилось в один образ – образ Родины.

Лирическая концовка поэмы, повторяющая начало повествования, знаменует не победу лирического над эпическим, как иногда утверждают, а снятие всех противоречий – и между героями, и в душевном мире каждого из них: чувство любви к Родине восторжествовало над всеми другими чувствами и переживаниями героев и сблизило их. Это чувство и возбудило в душе героя-рассказчика прилив “нежных чувств” и снова вызвало в воображении милый сердцу героя образ “девушки в белой накидке”:

Сказала мне ласково: “Нет!” Далекие милые были!.. Тот образ во мне не угас. Мы все в эти годы любили, Но, значит, Любили и нас. Иду я разросшимся садом, Лицо задевает сирень.

Так мил моим вспыхнувшим взглядам Погорбившийся плетень. Когда-то у той вон калитки Мне было шестнадцать лет. И девушка в белой накидке

Таким образом, повествование о “суровых, грозных годах”, о судьбах, о переживаниях героя-рассказчика завершается тем же лирическим воспоминанием, каким и началось. И этот кольцевой принцип композиции тоже объединяет отдельные части поэмы в нерасторжимое целое.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

О поэтическом стиля Блока на примере поэмы “Анна Снегина”