О мастерстве писателя
Повесть А. И. Куприна “Гранатовый браслет”
Не без робости приступаю я к написанию этой статьи. Шутка ли! Проконсультировать учителей, как готовить своих учеников к сочинению о мастерстве русских писателей-классиков XIX и XX веков!
С еще большим смущением думаю я о тех наших выпускниках, которые 1 июня 2002 года возьмутся за эти предельно сложные и ответственные темы – пятую и шестую.
Если мы ограничимся на уроках подробным разбором того, в чем состоят особенности описания природы (пейзажа) тем или иным автором, или же, консультируя
Так что же делать? Какой путь избрать при подготовке наших учеников к экзаменационной работе? Попробуем спокойно в этом разобраться.
1
Любое классическое произведение великих писателей XIX и XX веков стоит того, чтобы именно на его примере показать, насколько глубоко его содержание и совершенна форма. И ” Обломов“, и ” Герой нашего времени“, и “Мертвые души” могут дать представление о филигранном мастерстве их создателей в плане того, как героя характеризуют его речь, портрет, предметно-бытовая деталь, в чем особенности описания природы (пейзажа) и так далее. Выбор литературных шедевров огромен.
Я же хочу понаблюдать вместе с вами над тем, как все вышеперечисленные и иные средства создания литературного произведения “работают” в изумительной повести Александра Ивановича Куприна “Гранатовый браслет” (1911).
Критики многократно указывали на то, что “мотивы, характерные для “Гранатового браслета”, постепенно “прорастали” в предшествующем творчестве Куприна. Прообраз не столько характера, сколько судьбы Желткова находим в рассказе “Первый встречный” (1897)”
Полагаю, что о любом замечательном создании наших великих писателей можно говорить бесконечно. Мастерство их, их высокое искусство сказываются во всем. Поэтому наша задача состоит в том, чтобы на примере нескольких классических произведений показать, как название произведения, речь персонажа, его портрет, предметно-бытовая деталь, пейзаж, имя героя или язык жестов создают литературный шедевр, делают тот или иной образ выпуклым, объемным, зримым.
“Гранатовый браслет”, повесть Александра Ивановича Куприна, – одно из таких удивительных созданий.