О мастерстве писателя

Повесть А. И. Куприна “Гранатовый браслет”

Не без робости приступаю я к написанию этой статьи. Шутка ли! Проконсультировать учителей, как готовить своих учеников к сочинению о мастерстве русских писателей-классиков XIX и XX веков!

С еще большим смущением думаю я о тех наших выпускниках, которые 1 июня 2002 года возьмутся за эти предельно сложные и ответственные темы – пятую и шестую.

Если мы ограничимся на уроках подробным разбором того, в чем состоят особенности описания природы (пейзажа) тем или иным автором, или же, консультируя

наших учеников, по большей части будем говорить о мастерстве Тургенева, Чехова или Шолохова, проявляющемся в речевой характеристике или в портрете персонажа, не уподобимся ли мы, учителя, дамам города NN, о которых Н. В. Гоголь не без иронии писал в восьмой главе первого тома “Мертвых душ”: “Нужно заметить, что у некоторых дам есть маленькая слабость: если они заметят у себя что-нибудь особенно хорошее, лоб ли, рот ли, руки ли, то уже думают, что лучшая часть их лица так первая и бросится всем в глаза и все вдруг заговорят в один голос: “Посмотрите, посмотрите, какой у ней прекрасный греческий нос!” или:
“Какой правильный, очаровательный лоб!” У которой же хороши плечи, та уверена заранее, что все молодые люди будут совершенно восхищены и то и дело станут повторять в то время, когда она будет проходить мимо: “Ах, какие чудесные у этой плечи”, – а на лицо, волосы, нос, лоб даже не взглянут, если же взглянут, то как на что-то постороннее”.

Так что же делать? Какой путь избрать при подготовке наших учеников к экзаменационной работе? Попробуем спокойно в этом разобраться.

1

Любое классическое произведение великих писателей XIX и XX веков стоит того, чтобы именно на его примере показать, насколько глубоко его содержание и совершенна форма. И ” Обломов“, и ” Герой нашего времени“, и “Мертвые души” могут дать представление о филигранном мастерстве их создателей в плане того, как героя характеризуют его речь, портрет, предметно-бытовая деталь, в чем особенности описания природы (пейзажа) и так далее. Выбор литературных шедевров огромен.

Я же хочу понаблюдать вместе с вами над тем, как все вышеперечисленные и иные средства создания литературного произведения “работают” в изумительной повести Александра Ивановича Куприна “Гранатовый браслет” (1911).

Критики многократно указывали на то, что “мотивы, характерные для “Гранатового браслета”, постепенно “прорастали” в предшествующем творчестве Куприна. Прообраз не столько характера, сколько судьбы Желткова находим в рассказе “Первый встречный” (1897)”

Полагаю, что о любом замечательном создании наших великих писателей можно говорить бесконечно. Мастерство их, их высокое искусство сказываются во всем. Поэтому наша задача состоит в том, чтобы на примере нескольких классических произведений показать, как название произведения, речь персонажа, его портрет, предметно-бытовая деталь, пейзаж, имя героя или язык жестов создают литературный шедевр, делают тот или иной образ выпуклым, объемным, зримым.

“Гранатовый браслет”, повесть Александра Ивановича Куприна, – одно из таких удивительных созданий.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

О мастерстве писателя