О любви в литературе (на примере рассказа “Гранатовый браслет”)



Есть у А. И. Куприна одна заветная тема. Он прикасается к ней целомудренно, благоговейно и нервно. Да иначе к ней и нельзя прикасаться. Это тема любви.

Иногда кажется, что о любви в мировой литературе сказано все. Что можно поведать о любви после шекспировской истории Ромео и Джульетты, после пушкинского “Евгения Онегина”, после “Анны Карениной” Льва Толстого? Можно продолжать этот список творений, воспевших трагизм любви.

Но у любви тысячи оттенков, и в каждом ее проявлении своя све-тоносность, своя печаль, свой излом и свое

благоухание.

Один из самых благоуханных и томительных рассказов о любви – и, пожалуй, самых печальных – это купринский “Гранатовый браслет”.

В этом рассказе истинный романтик Куприн обожествляет любовь. Каждое слово здесь светится, переливается, сверкая драгоценной огранкой, но в рассказе описана любовь трагическая. Как говорит в рассказе генерал Аносов, любимый дедушка Анн и Веры: “Любовь должна быть трагедией.

Величайшей тайной в мире!” Это великая любовь поражает самого обыкновенного человека, гнущего спину за канцелярским столом, чиновника Желткова. Он был готов издалека обожать

Веру Николаевну, он ее просто боготворил:

“Я мысленно кланяюсь до земли мебели, на которой Вы сидите, деревьям, которые Вы мимоходом трогаете, прислуге, с которой Вы говорите. Прекрасная, хвала тебе, страстная хвала и тихая любовь. Да святится имя Твое”.

Желтков не мог каждый день, каждый час, каждую минуту дарить свою любовь Вере Николаевне. Наверное, поэтому он подарил ей гранатовый браслет своей прабабки – самое дорогое, что у него было, чтобы хоть как-то соединить себя с Верой. Желтков был безумно счастлив уже тем, что к его подарку прикасались руки его богини.

Больше всего меня поразило, с какой внутренней энергией Куприн воспевает любовь. Поистине это чудо, божественное провидение ‘встретить в жизни именно такое чувство, и тут Вере Николаевне повезло. В ее судьбе засияла любовь вечная, бескорыстная, искренняя, о которой мечтает каждая женщина и на которую не способно большинство мужчин.

Наверное, просто невозможно описать словами то ощущение /глубочайшей потери, которое испытала Вера Николаевна, когда поняла, что такая любовь прошла мимо нее.

Особую силу рассказу придает то, что в нем любовь существует как нежданный подарок, озаривший вдруг жизнь, тусклую обыденность, всколыхнувший устоявшийся быт.

Мне кажется, невозможно без душевного волнения читать конец рассказа, эти изумительные слова: “Вспоминаю каждый твой шаг, улыбку, взгляд, звук твоей походки. Сладкой грустью, тихой, прекрасной грустью овеяны мои последние воспоминания. Но Я не причиню тебе горя.

Я ухожу один, молча, так угодно было Богу и судьбе. Да святится имя Твое”. Эти слова скорее напоминают молитву. “Гранатовый браслет” – это песнь любви, и одновременно это вечная молитва о любви…

Куприн говорил о “Гранатовом браслете”, что ничего более целомудренного он еще не писал. И это его замечание верно. У Куприна есть много тонких и превосходных рассказов о любви, об ожидании любви, о трагических ее исходах, о тоске и вечной юности в душе человека. Куприн всегда и всюду благословлял любовь.

Он посылал великое благословение всему сущему: земле, водам, деревьям, цветам, небесам, людям, зверям, и вечной благости, и вечной красоте, заключенной в женщине.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

О любви в литературе (на примере рассказа “Гранатовый браслет”)