О литературе. “Образ мира, в слове явленный”
В одном из стихотворений великого русского поэта XX в. Бориса Пастернака есть строка, которая содержит в себе емкое определение сути художественной литературы: “образ мира, в слове явленный”. Это определение охватывает важнейшие признаки искусства слова. Разберем их по порядку.
Ключевой особенностью искусства и, в частности, искусства слова являются образы (у Пастернака: “образ мира”), В отличие от ученого, опирающегося на термины и формулы, Художник мыслит образами, вкладывая в них свои мысли и чувства, свой опыт постижения
В образы превращаются в литературе не только переживания автора, но и элементы окружающей действительности. При этом, казалось бы, самые привычные вещи и явления нередко предстают в
Из образов в литературном произведении складывается художественный мир произведения (“образ мира”, по Пастернаку). Этот мир одновременно похож и непохож на окружающую действительность.
Похож, поскольку сохраняет черты правдоподобия, приближающие его к реальности; причем сохраняет их даже там, где изображаются самые невероятные события (ведь если бы фантастика не имела отношения к реальному человеку и его жизни, вряд ли кто-нибудь стал бы ее читать). Непохож, поскольку в нем непременно присутствуют элементы вымысла; причем присутствуют даже там, где произведение выстроено с прицелом на максимально точное воссоздание “правды жизни”, то есть реальных фактов и документов.
С одной стороны, в художественном мире есть все, что есть в реальности – природа, предметы, здания, люди, их занятия и отношения… С другой стороны, на нем лежит глубокий отпечаток мировосприятия, умонастроений, идей и психологических особенностей его создателя – автора произведения.
Иными словами, этот мир представляет собой воплощенный в образах индивидуальный взгляд художника на жизнь. Поэтому у каждого по-настоящему талантливого писателя получается свой особый художественный мир.
Главным материалом, из которого писатель творит свой художественный мир, является слово (“образ мира, в слове явленный”, следуя за Пастернаком). Этим литература отличается от других видов искусств, работающих с “видимым” (краски, камень, жест) или “слышимым” (звук) материалом, который прямо воздействует на наши органы чувств. Образ, возникающий благодаря игре красок или сцеплению созвучий, мы воспринимаем непосредственно в процессе созерцания картины или прослушивания мелодии. А вот словесный образ непосредственному восприятию не подлежит.
Само по себе слово, конечно, можно и “увидеть” (прочитав его буквенное обозначение), и “услышать” (когда его кто-либо произнесет вслух), однако заключенный в нем смысл раскрывается только в нашем воображении. Это значит, что словесный образ в большей мере, чем, скажем, живописный, требует от нас духовного сотрудничества и сотворчества с его автором.
Изображая лица людей, внутреннее убранство комнат или пейзажи, литератор пишет “словами” картины так же, как пишет их красками и кистями художник. С этой точки зрения можно говорить о том, что литература тесно соприкасается с изобразительными искусствами и даже некоторым образом “вбирает” в себя их элементы. Безусловно, словесные картины не обладают наглядностью произведений живописи. Зато возможности литературы простираются гораздо дальше тех границ, в которых существуют изобразительные искусства.
Ведь, в отличие от живописца, писатель воссоздает не только зримые стороны мира, но и не уловимые для кисти запахи, звуки, осязательные свойства вещей. Кроме того, в рисунке предмет изображения “застывает”, тогда как в литературном произведении он находится в движении; художник на полотне может “поместить” только одну картину, тогда как писатель в произведении может быстро и легко переходить от одной картины к другой, охватывая огромные промежутки времени и части пространства.
Но главное – изобразительные искусства отображают лишь внешние проявления человеческого характера, запечатлевая их в жестах, позах, выражениях лиц; литература же не только фиксирует такие проявления, но и раскрывает внутреннюю жизнь человека, всю ее изменчивость и сложность. Эта особенность роднит литературу с музыкой и танцем, нацеленными на передачу тех или иных эмоциональных состояний. Однако в музыке и танце эмоции существуют как бы сами по себе, без связи с определенными явлениями или событиями, поэтому одна и та же мелодия, навеивая одно и то же настроение, порождает в воображении разных слушателей разные образы.
А вот в художественном тексте переживания героя, его размышления над философскими, нравственными, социальными, историческими, религиозными и другими проблемами, как правило, находятся в тесной связи с конкретными событиями и картинами действительности.
Литература исследует глубины разума и души человека. Потому ее называют “человековедением”, а творчество писателя приравнивают к труду философа. При этом писатель “не рассказывает”, а создает мир прямо на глазах читателя и в его воображении.
Так творится волшебство, обозначенное пастернаковской формулой “образ мира, в слове явленный”.