О Есенине и его поэзии “Я тем завидую, кто жизнь провел в бою…” (Есенин С. А.)



Почти полтора года продолжалась заграничная поездка Есенина. За это время он побывал в странах Западной Европы, в США. Увиденное в мире чистогана и наживы заставило его над многим задуматься.

Эти раздумья нашли своеобразное отражение в монолюгах комиссара Рассветова – главного персонажа Пьесы “Страна негодяев”, которую поэт начал писать за границей.

Когда-то его, Рассветова, обстоятельства забросили и Северную Америку.

Там он жил в ночлежках, работал на клондайкских приисках. Зная Америку,

Он отдает должное ее индустрии,

ее технике. Но, по

Его наблюдениям, в “стальной” Америке капитализм опустошил душу человека, поставив превыше всего наживу, доллар. Обрели силу предприимчивые дельцы, бизнесмены. У Рассветова сложилось твердое убеждение:

Эти люди – гнилая рыба.
Вся Америка – жадная пасть.
Но Россия… вот это глыба:.
Лишь бы только Советская власть!..

В “стальной” России Советская власть, социализм возвысят человека, ибо во имя его счастья и строит-он новая жизнь. Так говорит Рассветов, и поэту по душе этот убежденный коммунист, собранный, волевой человек, знающий, за что он борется, что

отстаивает.

Маяковский не ошибался, когда заметил: “Есенин вернулся из-за границы с ясной тягой к новому”.

1924-1925 годы были для поэта на редкость плодотворными. Тифлис, Батум, Баку, Ленинград, родное рязанское село Константиново – везде он работает с подъемом, озаренно. Более шестидесяти лирических стихотворений, около двадцати “маленьких поэм” (среди них: “Возвращение на родину”, “Русь советская”, “Поэтам Грузии”, “Баллада о двадцати шести”, “Письмо к женщине”, “Мой путь”), крупные вещи – “Песнь о великом походе”, “Сказка о пастушонке Пете, его комиссарстве и коровьем царстве”, “Поэма о 36”, “Анна Снегина”, цикл стихотворений “Персидские мотивы” – вот что можно увидеть за его фразой из письма от 17 декабря 1924 года: “…Пишется мне дьявольски хорошо”.

Но это еще не все. Продолжается работа над пьесой “Страна негодяев”, поэмой “Гуляй-поле”. Вынашиваются замыслы эпического произведения о гражданской войне, поэмы о беспризорнике, который был “на дне жизни, выскочил, овладел судьбой и засиял”, автобиографической повести “Когда я был мальчишкой…”

Среди тем, волновавших Есенина, важнейшее место заняла тема, которую он обозначил в поэтическом послании издателю: “Учусь постигнуть в каждом миге Коммуной вздыбленную Русь”. И, естественно, в первую очередь поэт обратился к образу того, кто “вздыбил всю нашу планету” – образу Ленина. Есенин был в числе тех художников, которым удалось создать живой, неповторимый образ Владимира Ильича в поэзии.

Ленин – гений революции. Вождь народа. Провидец грядущего счастья “всех племен”.

Его слово – могучая, всепобеждающая сила.

И – человек “застенчивый, простой и милый”, В нем нет ничего условного, ложно-красивого, экзотического. Все – жизненно, обыкновенно. Он с детворой “зимой катался на салазках”, “глядел скромней из самых скромных”.

Таким знали и любили Ильича народные массы. Таким он встает и со страниц отрывка из поэмы “Гуляй-поле”.

В стихотворении “Капитан земли” с Лениным – рулевым корабля и ленинцами – его матросами поэт связывает будущее страны: “Они за лучшие обеты зажгут, сойдя на материк, путеводительные светы”.

Как и предвидел Есенин, новые поэты написали и напишут новые песни в честь Ленина, в честь Коммунистической партии. Но есенинское слово о бессмертном вожде, сказанное от чистого сердца, не осталось в прошлом. Оно и сегодня – живая художественная ценность поэтической Ленинианы.

Частью общего дела всех большевиков, дела, вдохновителем и организатором которого “был наш строгий отец Ильич”, являлась борьба бакинских комиссаров. О них – дума, боль, песня поэта…

“Баллада о двадцати шести”… Силой своего воображения Есенин как бы возвращает к жизни расстрелянных бакинских комиссаров. Их первое желание-посмотреть, “как живет Азербайджан”. Поэт вместе с Шаумяном и Джапаридзе видит, что в Баку “у рабочих хлеб.

Нефть – как черная кровь земли. Паровозы кругом… Корабли…”.

И вместе с комиссарами он горд силой рабочего класса, отстоявшего Кавказ, его свободу.

Поэт нашел проникновенные слова, интонации, чтобы выразить свое неподдельное чувство к тем, КТО с оружием в руках защищал молодую республику от врагов революции. Большевики – “люди в куртках кожаных” и красные воины – в их усталые лица вглядывается певец-сказитель из “Песни о великом походе”:

Спи, корявый мой!
Спи, хороший мой!
Пусть вас золотом
Свет зари кропит.
В куртке кожаной
Коммунар не спит.

С теплой улыбкой смотрит поэт на “хромого красноармейца”, что в кругу односельчан “рассказывает важно о Буденном, о том, как красные отбили Перекоп”. Как много заключено в этом “важно”!

Нашлось у поэта доброе слово и о защитниках советских границ:

Пограничник не боится
Быстри.
Не уйдет подмеченный им
Враг…

В своей лебединой песне – поэме “Анна Снегина” Есенин поклонился крестьянину-бедняку, ставшему в дни революции вожаком деревенской бедноты. Прекрасен человек – борец за народное счастье, прекрасна родная земля, ее вечно обновляющаяся природа, прекрасна целомудренная, в чистом сердце рожденная любовь. Этой поэтической мыслью одухотворена поэма.

Есенин искренне завидовал тем, “кто жизнь провел в бою, кто защищал великую идею”. Запечатлев подвиг героев в стихах, он отдал достойную дань их светлой памяти, воздвиг свой поэтический обелиск во славу верных сынов Страны Советской.

Источники:

    Сергей Есенин. Златой посев. Лирика. Поэмы.

    Под редакцией С. Кошечкина. Москва. 1976 год.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

О Есенине и его поэзии “Я тем завидую, кто жизнь провел в бою…” (Есенин С. А.)