О чтении и образовании
Мало кто из педагогов знает, что в стране уже несколько лет действует Национальная программа поддержки и развития чтения. А если и знает, то скорее всего относится к ней… скорее, никак не относится: ведь сделана она Министерством культуры и Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям. Наше же – образовательное – ведомство с проблемами чтения не связывается.
А значит, и педагогическое сообщество в эту программу почти не вовлекается.
Ситуация странная: ведь без чтения (в широком смысле, не только художественной литературы)
Например, такими наработками. Образование (по крайней мере школьное) – сообщающийся сосуд: школа (класс, урок) – Дом (самостоятельные занятия). Школьное время так плотно утрамбовано, что читать в реальности на уроке не получается.
Чтение ведь процесс времязатратный.
Сегодня в силу разных причин эти способы перестают работать. Пересказывать параграфы – несовременно (все сейчас молятся на новые технологии). Писать Сочинения – невозможно (Интернет и книжные магазины заполнены уже готовыми сочинениями: бери, скачивай и, не читая, сдавай учителю).
Надо признать, что домашнее чтение в нынешних условиях стимулировать и контролировать гораздо труднее, чем раньше.
Казалось бы, нужно тогда организовывать чтение в классе, увеличивать его долю в школьно-урочном времени. Но нет, все ровно наоборот: программы так перегружены, что это сделать физически невозможно. Многие уроки у нас – даже и литературы – идут вовсе без текста, без чтения.
И еще: из школы уходит воспитание человека пишущего, производящего текст. Да, во всех ЕГЭ есть часть С. Но это имитация письма: ведь критерии настолько формализованы, что и пишущий не текст составляет (значимый для него как высказывание), а угодить и просоответствовать старается. Совсем другая это работа.
А пишущий человек и читает по-другому. Он смотрит на текст как производитель, а не как потребитель, он ловит удовольствие от самого вещества текста. И чтение становится для него хлебом насущным…
Вот, например, о чем мы можем рассказать своим коллегам по проблемам чтения из других ведомств. А если нас спросят, что же делать, если все так, то мы ответим словами классика: “Нужно жить и исполнять свои обязанности”. Продолжать делать наше безнадежное дело.
И – не замыкаться в своем кругу. Потому что нас на самом деле не так уж мало. Надо только уметь друг друга видеть.
- Какую роль играет жанр в вашем чтении? Приведите примеры жанров, которые сейчас еще существуют, но утратили свою популярность. Кроме названных выше (вопрос 5), можно также назвать элегию, сатиру. Назовите самые “молодые” жанры в любом из родов литературы. Среди эпических произведений это эссе и очерк. Однако еще важнее то, что часто создаются произведения, жанр которых трудно определить. Среди лирических произведений создано много вариантов […]...
- Какие роды литературы и жанры произведений преобладают в вашем чтении? Какие роды литературы и жанры произведений преобладают в вашем чтении? И. В. Гете считал лучшим читателем того, кто “судит, наслаждаясь текстом, и наслаждается, рассуждая”. Ваше мнение? Это очень подготовленный читатель, высокообразованный и эмоционально восприимчивый. Особенностью такого читателя является органическое сочетание аналитического чтения и непосредственного чувственного постижения художественного текста. Какие роды литературы и жанры произведений преобладают […]...
- Как вы объясните важность понимания позиции автора при чтении художественных произведений? Как вы объясните важность понимания позиции автора при чтении художественных произведений? Чтение художественного произведения – всегда диалог с автором. Мы или соглашаемся с ним или спорим, но почти никогда не остаемся равнодушными. Понять позицию автора необходимо хотя бы для того, чтобы определиться с нашей собственной позицией читателя. Даже если мы говорим, что книга нам не […]...
- Пословицы об образовании, учении, науке, книге Цитаты, афоризмы, крылатые выражения, пословицы и поговорки Знание, наука, искусство Пословицы об образовании, учении, науке, книге * Без терпенья нет ученья. * Велико ли перо, а большие книги пишет. * Всякое полузнанье хуже всякого незнанья. * Грамоте учиться – всегда пригодится. * Долго думал, да хорошо сказал. * Дом без книги – день без солнца. […]...
- Мои размышления при чтении романа А. Головко “Бурьян” Изданный в 1927 году, роман “Бурьян” сразу поставил автора в ряд выдающихся писателей Украины. Произведение вызывает много раздумий о поступках героев, их убеждениях, сомнениях, колебаниях. Главным героем является молодой партиец Давид Бечевка. Он возвращается домой, где не был уже несколько лет. Возвращается с надеждой, с верой и надеждой на лучшую жизнь. Его интересуют изменения, которые […]...
- III МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ ИНТЕРНЕТ-КОНФЕРЕНЦИЯ “ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ИННОВАЦИОННОМ ОБРАЗОВАНИИ” 03 апреля 2014 года совместно с Гимназией № 10 города Новосибирска, при поддержке Министерства образования, науки и инновационной политики Правительства Новосибирской области прошла III Международная научно-практическая Интернет-конференция “Информационные технологии в инновационном образовании”, участниками которой уже в третий раз стали и представители нашего лицея. На конференцию представлены материалвы наших учителей: 1. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ […]...
- Анализ акцента литовца при чтении русского текста Контрольная работа. по языковедению . [ты спрашывъл / што д’елъл jа н^вол’ь // Жыл / и жызн’ м^jа б’иез ет’их тр’ох Бл^жен:ых дн’ей / была мр^ч’н’еjь и скушн’ей / Б’иес:ил’нъи старъс’т’и тв^jей //] Консонантизм. 1. Особенности состава согласных фонем. В литовском языке нет ни одной фонемы, непарной по твердости/мягкости и по звонкости/глухости. Это свидетельствует о […]...
- Сочинение на тему: “Документ о школьном образовании” В современном бюрократическом мире иногда довольно сложно разобраться, что к чему и отыскать одну чистую истину. Это касается многих сфер жизни, в том числе и школьного образования. Нередко можно столкнуться с ситуацией, когда ученик производит впечатление более толкового человека, при этом он получает не самые лучшие оценки. Это совсем не самая лучшая и позитивная ситуация, […]...
- Ваше мнение об образовании как феномене социальной жизни общества Бесспорно, образование – важный аспект в жизни каждого человека. Если рассматривать образование с точки зрения феномена социальной жизни, то нельзя не упомянуть, что люди “примыкают” именно к себе подобным. То есть, если человек развит, умен – он ищет для себя соответствующе компанию, ведь с другими людьми ему будет не интересно. Те, кто не жаловал образование, […]...
- Размышления об образовании Уровень образоования в Украине упал, по сравнению с показателями СССР, особенно в изучении точных наук. Можно сказать, что мы топчемся на месте. Фактически Украина не перешла на системуобразования, соответствующую Болонскому процессу, но при этом мы отошли от советской системы образования с ее дисциплинироваными и четкими программами, которые позволяли добиваться высоких результатов в изучении точных наук […]...
- Разумное, доброе и вечное в гимназическом образовании По техническим причинам, не зависящим от редакции, мы не смогли опубликовать эту информацию ранее. Вместе с тем само содержание репортажа ничуть не устарело, а, напротив, актуализируется в наступающем учебном году. Ждем откликов читателей по существу обсуждаемых проблем. В истории России гимназическое образование всегда связывалось с понятиями интеллигентности, высокой культуры, гуманистических взглядов. Возрождение роли гимназий в […]...
- Использование и развитие мультимедиа в современном образовании Уважаемый коллега! Что такое Мультимедиа компонент, для чего его можно использовать в образовательном процессе? Как подготовить качественный Мультимедиа компонент и эффективно использовать его на уроке и во внеклассной деятельности? Как подготовить и провести полноценный Мультимедиа урок? Каковы перспективы и новые возможности применения мультимедиа в школе? Ответы на эти и многие другие актуальные для школьного образования […]...
- “Проблемы внедрения ИКТ в общем среднем образовании” “Проблемы внедрения ИКТ в общем среднем образовании” Перлов И. Р. Современное общее среднее образование немыслимо без использования информационных и коммуникационных технологий. Сегодня невозможно найти среднюю школу, в которой бы не изучались или не использовались информационные технологии. А, поскольку образование вышло за пределы отрасли, то можно говорить о наличии “образовательных” направлений внедрения информационных технологий в общественную […]...
- Психолого-педагогические особенности переходного этапа в развитии и образовании ребенка (10-12 лет) 4-6 класс, то есть 10-12-летний возраст, пограничный между детством и отрочеством, – вот пространство и время педагогических действий по организации постепенного, плавного перехода от начальной к основной ступени образования. Такой длинный пере-ходный интервал выделен в связи с тем, что необходимо избежать совпадения двух кризисов, один из которых связан со спецификой переходного периода (возрастной кризис), а […]...
- План конспект урока по экономике 3 класс “Потребность в образовании” План конспект урока по экономике 3 класс Дата : 22 января 2014 г Тема : Потребность в образовании. Цель урока : Показать детям необходимость образования. Задачи: 1. Убедить детей, что образование ( знания, умения, навыки, качества личности ) является потребностью человека ; оно необходимо для работы, общения. Реализации своих интересов. 2. Показать зависимость между образованием […]...
- Задание – При образовании одного прилагательного в корне происходит чередование Все они были разными людьми но за месяц у нас не случилось ни одной ссоры никто никого не подгонял работали все на совесть с восьми утра часто до полуночи в удивительном мире и согласии душою глазами ушами запоминая впитывая в себя красоту обыкновенной деревянной церкви не Бог весть какими мастерами поставленной но оттого еще более […]...
- Что они читают без нас? Детское чтение в зеркале современных социологических исследований “Что читают нынешние Дети?” Задаю этот вопрос учителям, родителям, методистам – и слышу в ответ безоговорочное: “Да ничего они не читают!” В голосе одних – раздражение, других – привычная скука, третьих – надежда “зацепить” и продолжить разговор на волнующую тему. Детское чтение – тема, которая, как мне кажется, […]...
- Учимся быть читателями О выразительности чтения Выразительное чтение – это особый вид речи. Художественный текст, произносимый вслух в присутствии других людей, предназначается для слушающих, для того, чтобы вызвать у них определенные мысли и чувства, заинтересовать чтением.. Но чтобы овладеть искусством выразительного чтения, нужным знания и умения. Главные требования к выразительному чтению – осмысленность, четкость и правильности речи. Прежде […]...
- Выразительное чтение басен Ивана Крылова на примере “Волк и Ягненок” Выразительное чтение басен, это, скорее, не выразительное чтение, а выразительное рассказывание. Как свидетельствуют современники И. Крылова, он читал свои басни таким тоном, в такой простодушной и естественной манере, которая его чтение можно было воспринять за продолжение житейского разговора. Т. е. в основе чтения басни лежит принцип живого и естественного сказа, который включает в себя такое […]...
- КАК ВЫБРАТЬ КНИГУ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ РЕБЕНКУ 6 – 7 ЛЕТ, КОТОРЫЙ НАЧИНАЕТ ЧИТАТЬ ПО СЛОГАМ?* 1. Объем книги: от 16 до 32 страниц (желательны книги-малышки или большеформатные). 2. Содержание: книга может содержать одно художественное произведение одного автора (книга-произведение) или несколько произведений одного автора (авторский сборник). Реже – сборник произведений ряда авторов или сборник народных сказок. В жанровом отношении это могут быть сказки, стихи, загадки, рассказы. В любом случае книга должна […]...
- Сочинение на тему: “Книга” Современная жизнь невозможна без чтения Книг. Влияние литературы на сознании людей огромно. Регулярное чтение обогащает человеческие знания о мире и помогает сформировать всю вашу индивидуальность. Если Книга обращается к вам, она вызывает много чувств и эмоций в вашем сердце. Если взять к чтению, мир идей и проблем других людей то данная тема становится знакомой для […]...
- Ф. М. Достоевский “Преступление и наказание” Чтение истории о воскрешении Лазаря – центральный, кульминационный эпизод “Преступления и наказания”. Он делит Роман на две части: на собственно преступление – и наказание; на дерзновение – и раскаяние, нравственное искупление; падение – и возрождение. С этого момента начинается воскрешение Раскольникова, переход из мира идей, точнее, идеи, в реальный, дышащий, живущий мир. “Библия принадлежит всем, […]...
- Общая территория чтения, или Восемь разных почему Когда мы даем списки литературы для чтения на каникулах, мы всегда мысленно делим его на две части. Первая, обязательная, состоит из тех произведений, которые вы собираетесь изучать после каникул. Вторая, так называемая рекомендательная, – книги, которые нужно прочитать в определенном возрасте, как бы культурный фундамент и просто приятное чтение. На мой взгляд, летние списки немыслимы […]...
- Сочинение на тему: Писатели о книгах Писатели о книгах Писатели – читатели необыкновенные, отличающиеся энциклопедичностью, широтой интересов и самим процессом восприятия текста. В круг их чтения наряду с художественными произведениями, мемуарами, жизнеописаниями входят труды исторические, философские, медицинские, естественнонаучные. Процесс чтения художников слова характеризуется высокой культурой, вдумчивостью, обостренным вниманием к авторской мысли и авторскому слову. Книги из библиотек Пушкина, Толстого, Лескова, Герцена, […]...
- Cтихотворение Н. Заболоцкого “Журавли” Урок литературы в 6-м классе Цель урока. Обучение анализу лирического стихотворения, развитие навыков выразительного чтения, воспитание вдумчивого читателя, ориентация учащихся на непреходящие духовные ценности. 1. На прошлом уроке мы познакомились со стихотворением “Одинокий дуб”. Какие строчки из него могли бы стать эпиграфом к изучаемой теме? (“Кто говорит, что в поле он не воин? Он в […]...
- Виды работы над текстом на уроках чтения Много усилий прикладывает учитель, обучая детей чтению. Не секрет, что уже первоклассники, которые только научились читать, сразу же утрачивают желание это делать, урок становится неинтересным, тяжелым. Какое же мастерство должно быть у учителя, чтобы не только поддерживать у детей интерес, а еще и развивать его от урока к уроку! Главным приемом, который обеспечивает развитие навыков […]...
- Все мы немножко ангелы Цель урока – посредством медленного чтения с остановками понять главную мысль рассказа, выраженную в заглавии; заинтересовать учеников необычным стилем Л. С. Петрушевской. Урок основан на технологии “Развитие критического мышления через чтение и письмо”. Газета “Первое сентября” на своих страницах представляла эту технологию, начиная с 2001 года. Оборудование урока. Каждому я раздаю по две таблицы, они […]...
- Читаем книгу Так называется фарфоровая статуэтка, которую вы видите справа. Сделана она в советское время, когда мы были Самой читающей страной в мире. А теперь?! Теперь чтение в нашей стране – проблема. Ее специально и крупно мы еще не ставили на страницах “Литературы”. Отдельные статьи о Книге и Чтении, конечно, появляются у нас регулярно, но системно осмыслить […]...
- Сочинение на тему: “ЧТЕНИЕМ ЧЕЛОВЕК ПЕРЕЖИВАЕТ ВЕКА” “ЧТЕНИЕМ ЧЕЛОВЕК ПЕРЕЖИВАЕТ ВЕКА” (писатели о книгах) Мастера слова, независимо от времени, в которое они жили, масштаба дарования, своеобразия творческой индивидуальности и судьбы, обладали общим качеством – исключительной и настоятельной потребностью в чтении, в каждодневном общении с книгой. А. С. Пушкин, томясь в Михайловской ссылке, неоднократно отправлял в северную столицу письма с мольбой: “Книг, ради […]...
- Проблема чтения книг Моя мама рассказывала мне о том, как много она читала в детстве. Могла прочитать большой роман и рассказать его содержание своим друзьям. Во времена ее детства страна была самой читаемой в мире. Все люди очень любили читать. Читая книги, они жили более насыщенной жизнью. В. Лакщин ставит перед нами проблему чтения в современном обществе. Соотнося […]...
- 10 способов улучшить свои навыки чтения 10 способов улучшить свои навыки чтения В современную эпоху информации чтение действительно является одним из основных навыков для выживания. Вот десять советов, которые каждый может использовать для улучшения своих навыков чтения. 1. Вам не нужно быть великим читателем, чтобы понять смысл Некоторые люди читают быстро и все запоминают. Другие читают медленно и несколько раз, чтобы […]...
- Как на уроке читать текст драматического произведения? Слово драматурга – звучащее слово. Оно рассчитано на произнесение. В чтении реализуются заложенные в тексте мысли, чувства, настроения героев. Поэтому при изучении драматического произведения учителю необходимо самому прочесть отдельные сцены или предложить ученикам прослушать отрывки из звуковых записей спектаклей. Читая текст драматического произведения, учитель как бы от третьего лица воспроизводит содержание диалогов, обозначая легкими изменениями […]...
- Книга – наш друг и советчик План 1. Чтение – важнейший путь познания мира и людей. 2. В чем состоит культура чтения? 3. Чтение – работа ума, чувства, воображения, памяти. 4. Чтение – богатство духовного мира. Человек, любящий и умеющий читать, – счастливый человек. Он окружен множеством умных, добрых друзей. Друзья эти – книги. К. Паустовский “Чтение – вот лучшее учение”. […]...
- Зачем надо развивать скорость чтения Зачем надо добиваться высокой скорости чтения? Если ребенок читает медленно, значит, он еще не ясно представляет себе смысл прочитанного. Ему еще трудно понять значение слов и выражений. Читая по слогам и по буквам, не видя всего слова, не узнавая его, ученик просто не обращает внимания на его значение. Следовательно, отстает в развитии логическое мышление. Прочитать […]...
- Конспект урока английского языка “Школьные предметы” ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА АНГЛИЙКОГО ЯЗЫКА Учитель: Чунаева О. Б. – учитель английского языка Школа, класс: ГОУ СОШ №1297 4 класс “б” Дата: 19.10.2015 Тема урока: “Школьные предметы” Тип урока: “Урок применения знаний, навыков и умений” Место урока (в цепи уроков): Урок закрепления, совершенствования и развития знаний, умений и навыков Цели урока: 1) практическая цель – совершенствование […]...
- Работа по тексту Ф. Искандера В данном отрывке по произведению Ф. Искандера затронута проблема, которая очень мне интересна и понятна. Писатель рассказывает о своем детском восприятии “Капитанской дочки” Пушкина. Впервые эту повесть он услышал из уст любимой учительницы. Симпатия к Александре Ивановне, ее голос, обстановка в классе, гениальный текст Пушкина – все это переплелось в сознании мальчика и навсегда привило […]...
- Зачем учителю литературы день библиотекаря? Чтобы быть в курсе новинок детской литературы, чтобы знать, что читают и не читают наши Дети и почему, и зачем вообще нужна в школе библиотека. В программе Дня школьного библиотекаря на Педагогическом марафоне Издательского дома “Первое сентября”: Чтение в современном обществе: смысл и понимание Лекция независимого эксперта по вопросам социологии чтения некоммерческого фонда “Пушкинская библиотека” […]...
- Советы родителям: Правила чтения для первоклассников Читайте вместе с ребенком. Читайте вместе с ребенком. Читайте сказки, рассказы, стихи по очереди. Большую часть читает взрослый, а одно или два предложения – ребенок. И так, чередуясь, можно прочитать довольно много. Главное, что ребенку будет интересно, ведь взрослые читают с выражением, быстро и, в то же время, ребенок тоже участвует в чтении. Пусть немного […]...
- Сочинение на тему: “Хочу” и “Хочется” в истории одного увлечения Сочинение на тему: “Хочу” и “Хочется” в истории одного увлечения “Хочу” и “Хочется” в истории одного увлечения Достал я однажды интересную книгу. Она называлась “Рациональное чтение”. Ее автор Лезер довольно подробно описывал методику скорочтения – “чтения более быстрого и основательного”. Пролистал я книжку, заинтересовался, показал своему другу Игорьку Матешину. Тот загорелся: “Хочу научиться быстро читать!” […]...
- Домашнее задание!!!! На время приостановки занятий! Домашнее задание – русский язык и литература (Борзых Г. А.) 6- а, б – литература: прочитать с.100-115, ответить на вопросы в.1-8 с.1159-а, б – рус. яз: повт. параграф 17-19, 21-24,26, упр.251 лит-а: выучить монолог10кл – рус. яз: урок 10 I-1, III-1, IV – 1, VI-1 лит-а: прочитать “Мертвые души”, “Шинель” Н. В. Гоголь Домашнее задание […]...