О чтении и образовании



Мало кто из педагогов знает, что в стране уже несколько лет действует Национальная программа поддержки и развития чтения. А если и знает, то скорее всего относится к ней… скорее, никак не относится: ведь сделана она Министерством культуры и Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям. Наше же – образовательное – ведомство с проблемами чтения не связывается.

А значит, и педагогическое сообщество в эту программу почти не вовлекается.

Ситуация странная: ведь без чтения (в широком смысле, не только художественной литературы) не бывает образования. Это та сфера, где необходимость чтения возникает сама собой, естественно – и одновременно именно здесь к чтению понуждают. Кому, как не педагогам, делиться своими наработками и наблюдениями с библиотекарями, социологами, книгоиздателями, журналистами, бизнесменами, психологами, уже вовлеченными в программу?

Например, такими наработками. Образование (по крайней мере школьное) – сообщающийся сосуд: школа (класс, урок) – Дом (самостоятельные занятия). Школьное время так плотно утрамбовано, что читать

в реальности на уроке не получается.

Чтение ведь процесс времязатратный. Оно вытесняется в сферу самостоятельных занятий – дома. У учителя всегда были способы проверить факт и качество чтения: устно (пересказ параграфа) и письменно (сочинение, реферат).

Сегодня в силу разных причин эти способы перестают работать. Пересказывать параграфы – несовременно (все сейчас молятся на новые технологии). Писать Сочинения – невозможно (Интернет и книжные магазины заполнены уже готовыми сочинениями: бери, скачивай и, не читая, сдавай учителю).

Надо признать, что домашнее чтение в нынешних условиях стимулировать и контролировать гораздо труднее, чем раньше.

Казалось бы, нужно тогда организовывать чтение в классе, увеличивать его долю в школьно-урочном времени. Но нет, все ровно наоборот: программы так перегружены, что это сделать физически невозможно. Многие уроки у нас – даже и литературы – идут вовсе без текста, без чтения.

И еще: из школы уходит воспитание человека пишущего, производящего текст. Да, во всех ЕГЭ есть часть С. Но это имитация письма: ведь критерии настолько формализованы, что и пишущий не текст составляет (значимый для него как высказывание), а угодить и просоответствовать старается. Совсем другая это работа.

А пишущий человек и читает по-другому. Он смотрит на текст как производитель, а не как потребитель, он ловит удовольствие от самого вещества текста. И чтение становится для него хлебом насущным…

Вот, например, о чем мы можем рассказать своим коллегам по проблемам чтения из других ведомств. А если нас спросят, что же делать, если все так, то мы ответим словами классика: “Нужно жить и исполнять свои обязанности”. Продолжать делать наше безнадежное дело.

И – не замыкаться в своем кругу. Потому что нас на самом деле не так уж мало. Надо только уметь друг друга видеть.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

О чтении и образовании