О чем заставляют нас задуматься «Сказки для детей изрядного возраста» М. Е. Салтыкова-Щедрина? (ЕГЭ по русскому)
М. Е. Салтыковым-Щедриным за основу для написания своего сатирического цикла был взят жанр, полюбившийся народу, а именно — сказка. В качестве грозного оружия для борьбы с существующим строем Салтыков-Щедрин использовал сатиру. Завершающий этап творчества великого писателя длился на протяжении 1883 — 1886 годов.
В этот период он принимает решение, связанное с необходимостью подведения итогов своих размышлений, касающихся российской действительности. Тогда существовала строгая цензура, соответственно, у автора отсутствовала возможность
Написание сказок автором осуществлялось с использованием литературных приемов: гротеска, гиперболы, антитезы. Эзопов язык также сыграл важную роль в создании сказок. С целью сокрытия от цензуры истинного смысла написанного, классику потребовалось воспользоваться множественным числом разнообразных
При рассмотрении особенностей жанра сказки, можно воспользоваться в качестве примера несколькими произведениями писателя. «Дикий помещик» — здесь автором описывается ситуация, когда богатый барин оказывается без слуг. В сказке использована гипербола. Изначально помещик кажется человеком вполне культурным.
Но затем он преображается, и становится диким животным, питающимся мухоморами.
В иной сказке под названием «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» применялась гипербола и гротеск. Мы наблюдаем за тем, каким может быть безропотным мужик, покорным, беспрекословно подчиняющимся двум генералам. Ему приходит в голову самого себя посадить на цепь, и это является лишним доказательством того, что русский мужик находится в кабале.
Салтыков-Щедрин горько и больно переживает за судьбу русского человека. У него вызывает удивление факт векового терпения бесправного народа. Писатель выражает сочувствие интеллигенции, осознавая при этом, насколько она далеко находится от правильных путей борьбы.
Автору свойственно высмеивать обывателя, и ощущать гнев пот отношению к чиновникам. Существует тесная связь в его произведениях между фантастикой и реальностью. Однако благодаря знакомству с циклом «Сказки» перед читателем вырисовывается полная и точная картина действительности, в которой жил писатель.
- Сказки для детей изрядного возраста Творчество М. Е. Салтыкова-Щедрина чрезвычайно многообразно. Он писал романы, драмы, хроники, очерки, обозрения, рассказы, статьи, рецензии. Среди огромного наследия сатирика особое место занимают его сказки. Форму народной сказки использовали многие писатели до Щедрина. Литературные сказки, написанные в стихах или в прозе, воссоздавали мир народных представлений, народной поэзии, а иногда заключали в себе и сатирические элементы, […]...
- М. Салтыков-Щедрин: жизнь и творчество. Сказки «для детей изрядного возраста» Цели: познакомить с жизнью и творчеством М. Салтыкова-Щедрина; дать представление о политической сказке на примере сказки «Медведь на воеводстве»; раскрыть понятие «эзопов язык»; расширить литературный кругозор учащихся. Оборудование: таблица, портрет М. Салтыкова-Щедрина. ХОД УРОКА I. Организационный этап II. Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности Учитель. Приятно говорить людям о том, что их радует, […]...
- Сочинение на тему: «Особенность сказки Салтыкова-Щедрина» Салтыков-Щедрин изобличает паразитизм и полную неприспособленность к жизни людей, давно отвыкших от труда. Власть имущие ни на что не способны самостоятельно, единственное, что в их силах — найти того, кого можно принудить к работе. Однако сатира писателя направлена здесь не только против эксплуататоров, но и против мужика, который покорно выполняет все то, что приказывают ему […]...
- Сказки Салтыкова-Щедрина За свою жизнь Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин написал огромное множество различных произведений, но наибольшей популярностью всегда пользовались его сказки. Конечно, и до Салтыкова-Щедрина многие писатели писали сказки, но новаторство писателя в том, что он внес в них сатиру, причем очень острую. В свои сказки Салтыков-Щедрин вложил весь свой жизненный опыт. Писателю удалось вложить в них множество […]...
- Особенности жанра сказки у М. Салтыкова-Щедрина Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович (1826-1889) — русский писатель-сатирик. Демократ-просветитель, идейный ученик В. Г. Белинского… Творчество направлено против самодержавно-крепостнического строя («Губернские очерки», «Помпадуры и помпадурши», «Пошехонская старина», «Сказки» и др.). Большой энциклопедический словарь Многие писатели и поэты использовали сказку в своем творчестве. С ее помощью автор выявлял тот или иной порок человечества либо общества. Сказки Салтыкова-Щедрина не […]...
- Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина. Реальное и фантастическое 1. Сатира Салтыкова-Щедрина. 2. Жанровые особенности сказок. 3. Герои. 4. Фантастические мотивы. Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина — это совершенно особый пласт творчества писателя. Практически все Салтыков-Щедрин создал в последние годы жизни. Эти короткие произведения поражают разнообразием художественных приемов, а так же своим социальной значимостью. Писатель адресует свои «сказки» «детям изрядного возраста». Тем самым Салтыков-Щедрин словно […]...
- ОСОБЕННОСТИ ЖАНРА СКАЗКИ У М. Е. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА Сказку как жанр использовали в своем творчестве многие писатели и поэты. С ее помощью автор выявлял тот или иной порок человечества или общества. Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина резко индивидуальны и не похожи на сказки других авторов. Сатира в форме сказки была оружием Салтыкова-Щедрина как писателя и гражданина. В ту пору из-за строгой цензуры автор не […]...
- Анализ сказки «Дикий помещик» Салтыкова-Щедрина Тема крепостничества и жизни крестьянства сыграла важную роль в творчестве Салтыкова-Щедрина. Открыто высказывать протест существующему строю писатель не мог. Беспощадную критику самодержавия Салтыков-Щедрин скрывает за сказочными мотивами. Свои политические сказки он пишет с1883 по 1886 годы. В них посатель правдиво отразил жизнь России, в которой деспотичные и всесильные помещики уничтожают трудолюбивых мужиков. Но не каждый […]...
- Сочинение на тему: «Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина, как обличение пороков» Особенностью написания произведений Салтыкова-Щедрина является сатирическая направленность. Автор выбрал жанр сатиры, форму сказки, так как это помогает скрыть от цензуры истинный смысл произведения, так же жанр сказка позволяет передавать различные события простым языком, доступным для читателя. Основная тема сказок Щедрина — высмеивание самодержавия, господствующего класса, произвола властей, несовершенства русского общества. В своих сказках автор отображает […]...
- Сказки Салтыкова-Щедрина как социально-политическая сатира Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин — один из величайших сатириков в мировой литературе. Свою жизнь и свой талант он посвятил борьбе за освобождение русского народа от крепостнического гнета;, критикуя в своих произведениях самодержавие и крепостничество, а после реформы 1861 года — пережитки крепостного права. Сатирик высмеивал не только деспотизм и эгоизм угнетателей, но и покорность угнетаемых, их […]...
- Особенности жанра сказки в творчестве М. Е. Салтыкова-Щедрина Использование жанров народного творчества было характерной особенностью творчества многих русских писателей. К ним обращались и А. С. Пушкин, и М. Ю. Лермонтов, и Н. В. Гоголь, и Н. А. Некрасов. М. Е. Салтыков-Щедрин взял за основу одного из лучших своих сатирических циклов сказку, самый, пожалуй, любимый народом жанр. Оружием М. Е. Салтыкова-Щедрина всегда была сатира. […]...
- Сочинение на тему: «Анализ сказки «Дурак» Салтыкова-Щедрина» Сказка. Этот жанр использовал в своем творчестве Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Именно сказка помогает автору показать реальность такой, какая она есть. Начиная читать произведения этого писателя, мы узнаем в них привычные для нас сказки. Используемые речевые обороты («жили-были», «долго ли коротко ли», » в некотором царстве») и традиционные русские герои (Иванушка-дурачок) сближают произведения Салтыкова-Щедрина с фольклором. […]...
- Почему смешны и одновременно грустны произведения М. Е. Салтыкова-Щедрина? (ЕГЭ по русскому) Салтыков-Щедрин писал свои сказки вовсе не для детворы. В образах медведей, зайцев, лошадей, карасей, пескарей критически мыслящие современники автора узнавали чиновников, помещиков, крестьян. Мораль его сочинений заключалась в сатирическом обличении пороков общества, давая тему для раздумий о причинах их появления и возможности избавления от изъянов. Произведения Салтыкова-Щедрина близки к народному творчеству. Их объединяет простота сюжета, […]...
- СКАЗКИ М. Е. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА КАК ПОЛИТИЧЕСКАЯ САТИРА Салтыков-Щедрин — один из величай- ших сатириков мира. Всю свою жизнь он по- святил борьбе за освобождение русского на- рода, критикуя в своих произведениях са- модержавие и крепостничество, а после реформы 1861 года — пережитки крепостно- го права, оставшиеся в быту и психологии людей. Сатирик критиковал не только деспо- тизм и эгоизм угнетателей, но и […]...
- Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина как образец социально-политической сатиры Привычке писать иносказательно Я обязан… цензурному ведомству. М. Е. Салтыков-Щедрин Сказки и сказочная фантастика всегда были близки творчеству М. Е. Салтыкова-Щедрина. Он использовал их и в «Истории одного города», и в цикле очерков «За рубежом», и в других произведениях. Народные сказки привлекали писателя своей жизнерадостностью, юмором, осуждением несправедливости и зла. В фантастических образах сказок народ […]...
- Какие возможности открыл жанр сказки для Салтыкова-Щедрина? В конце своего творческого пути Салтыков-Щедрин обратился к жанру сказки. Здесь он получил возможность использовать такой прием, как иносказание, «эзопов язык». Это позволило писателю, под видом выдуманных историй, рассказывать о пороках современной жизни. Так, в сказках Щедрина, как и в русских народных, часто действуют животные. Однако под этими масками легко узнать людей с их недостатками […]...
- Жанр сказки в творчестве Михаила Салтыкова-Щедрина Сказки Салтыкова-Щедрина — это длинная череда миниатюрных по объему картин, в которых запечетлена жизнь русского общества. Постепенно вызревая в творчестве писателя из фантастических и образных элементов его сатиры, сказки выкристаллизовались как жанр, хронологически завершивший сатирическое творчество писателя. Фольклорные заставки, а также использование множества пословиц и поговорок — усилили сказочность сатирических миниатюр Салтыкова-Щедрина. В своих сказках […]...
- Анализ сказок М — Е — Салтыкова-Щедрина анализ сказки салтыков щедрин Подготовка к ЕГЭ: Сочинение Анализ сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина анализ сказки салтыков щедрин Салтыков-Щедрин писал свои Сказки в те годы, когда в литературе свирепствовала цензура. Существовала большая вероятность, что художественное произведение будет запрещено к печати, если в нем будут заподозрены неблагонадежные мысли. Поэтому автору приходилось изощряться, применять различные художественные средства для того, чтобы скрыть от […]...
- Сочинение на тему: «Художественные особенности сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина» Сказки Михаила Ефграфовича Салтыкова-Щедрина были созданы в последние годы жизни писателя (1883-1886) и представляют собой отдельный пласт его творчества, определенным итогом литературной деятельности Салтыкова. Сказки Салтыкова Щедрина называют художественным синтезом всего творчество писателя. Это не случайно — велика их идейная значимость, многообразны художественные типы, воссозданные в сказках, разнообразны художественные приемы. Только в сказках писатель мог […]...
- Сказки Салтыкова-Щедрина как политическая сатира Талант величайшего русского сатирика Салтыкова-Щедрина во всем блеске раскрылся в его сказках. Этот жанр позволяет скрыть истинный смысл произведения от цензуры. В сказках Щедрин раскрывает тему эксплуатации народа, дает уничтожающую критику дворянам, чиновникам — всем тем, кто живет народным трудом. В сказке «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» Щедрин изображает двух чиновников, […]...
- Анализ сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь» М. Е. Салтыков-Щедрин родился в январе 1826 года в селе Спас-Угол Тверской губернии. По отцу принадлежал к старинному и богатому дворянскому роду, по матери — купеческому сословию. После успешного окончания Царскоселького лицея Салтыков становится чиновником военного ведомства, но служба его мало интересует. В 1847 г. в печати появляются его первые литературные произведения — «Противоречия» и […]...
- Сатирические сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина В годы реакции и ужесточения цензуры открыто писать о таких больных и опасных вопросах, как народ и самодержавие, произвол господствующих классов и т. д., было невозможно. Салтыков-Щедрин прибегает к жанру сказки. Сказка давала возможность в аллегорической форме показать общественные отношения, в образы животных воплотить социальные типы. С народной сказкой произведения Салтыкова-Щедрина связаны использованием некоторых фольклорных […]...
- СКАЗКИ В ТВОРЧЕСТВЕ М. Е. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА Сказки подводят итог всему сатирическо- му творчеству Салтыкова-Щедрина. В сказ- ках показаны все стороны общественной и политической жизни России 60-80-х годов XIX века. Салтыков-Щедрин разоблачал со- циальное неравенство, произвол самодержа- вия, жестокую эксплуатацию народа. Эти темы отражены в сказках «Медведь на воеводстве», «Орел-меценат», «Бедный волк», «Дикий поме- щик», «Соседи», «Ворон-челобитчик» и дру- гих. Возмущаясь эгоизмом […]...
- Художественные особенности сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик» Книга «Сказок» создавалась на протяжении 1882-1886 гг. В сборник вошли основные сатирические темы, над которыми работал писатель в разные периоды своего творчества. Все произведения составляют фрагменты единого целого, и их можно разделить на несколько групп: сатира на правительство и жизнь высшего сословия («Медведь на воеводстве», «Дикий помещик», «Повесть о том, как один мужик двух генералов […]...
- Сатирические сказки в творчестве Салтыкова-Щедрина К жанру сатирических сказок Салтыков-Щедрин обратился еще в 1869 г.; большая же их часть написана в середине 80-х годов, в период ожесточенной правительственной реакции, наступившей после поражения второй революционной ситуации, когда обнаружилось явственное стремление покончить даже с теми ограниченными реформами, которые были проведены в 60-е годы. Писатель с прежней резкостью бичевал самодержавие и хорошо сохранившиеся […]...
- Анализ сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина «Премудрый пискарь» Великий сатирик писал свои произведения с помошью «эзопова языка». Известно, что народные сказки дают образцы общедоступных и убедительнейших иносказаний. Можно утверждать, что сказка — школа эзопова языка, созданная самим народом. Салтыков-Щедрин, хорошо знавший русский фольклор, воспользовался приемами, которые открывались ему в народной сказке. На их основе он и сам создал шедевры в этом жанре словесности. […]...
- Какую роль в сатире М. Е. Салтыкова-Щедрина играют фольклорные мотивы? (ЕГЭ по русскому) Салтыков-Щедрин в своем творчестве нередко прибегал к сказочной форме повествования. Фольклорный жанр позволял великому сатирику обличать социальные пороки и чиновничью несостоятельность, минуя жесткую цензуру. Рассмотрим на примерах, к каким приемам прибегал мастер меткого пера и что за ними скрывалось. В «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» сатирик погружает читателя в абсолютно фантастический […]...
- Анализ сказки «Коняга» М. Е. Салтыкова-Щедрина Сказка М. Е. Салтыкова-Щедрина «Коняга» описывает бедственное положение крестьянства в царской России. Образ замученной лошади является устойчивым символом в русской классической литературе. К нему обращался Ф. М. Достоевский в романе «Преступление и наказание». В сказке М. Е. Салтыкова-Щедрина образ Коняги символизирует стоицизм угнетенного самодержавием народа. Салтыков-Щедрин не жалеет изобразительно-выразительных средств и художественных деталей для создания […]...
- Тематическое и идейное разнообразие сказок Салтыкова-Щедрина М. Е. Салтыкова-Щедрина можно по праву назвать одним из величайших сатириков России. Наиболее ярко и выразительно сатирический талант Салтыкова-Щедрина проявился в сказках «Для детей изрядного возраста», как он сам их назвал. Наверное, нет ни одной темной стороны российской действительности того времени, которая не была бы каким-нибудь прямым или косвенным образом затронута в его великолепных сказках […]...
- Какова роль образов животных в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина? (ЕГЭ по русскому) Сатирик М. Е. Салтыков-Щедрин, как и мастер басен И. А. Крылов, писал свои незабвенные произведения «эзоповым языком». Образы животных символизируют в политических сказках людей, точнее — их пороки. В «Премудром пескаре» автор иронизирует над глупостью, в «Диком помещике» — над дикарством и невежеством. В сказке «Премудрый пескарь» Салтыков-Щедрин представляет трусливого чиновника в образе пескаря. Герой […]...
- Идейно-тематическое содержание Салтыкова-Щедрина Идейно-тематическое содержание. В сказках получают развитие излюбленные темы писателя: обличение самодержавия и бюрократизма, трусости и политической несостоятельности русского либерализма, паразитизма правящих сословий, пассивности народа, обывательской психологии. Условно все сказки Щедрина можно разделить на четыре группы. Первую из них составляют сказки, содержащие сатиру на правительственные круги и господствующее сословие («Медведь на воеводстве»;, «Орел-меценат»;, «Дикий помещик»;, «Повесть […]...
- Идейный смысл и художественное своеобразие сказок Салтыкова-Щедрина Идейный смысл и художественное своеобразие сказок Салтыкова-Щедрина I. «Это был писатель-боец, стоявший на юру» (И. С. Тургенев). II. Мастер социально-политической сатиры. 1. «Я вырос на лоне крепостного права. Я видел царство испуга». Голос революционного демократа в аллегорическом жанре разоблачительной сатиры. 2. Переосмысление сказочно-фольклорных образов и сюжетов. 3. Салтыков-Щедрин — «представитель партии коренного переворота» (А. Герцен), […]...
- Почему так уродлив и карикатурен мир власть имущих в сатире М. Е. Салтыкова-Щедрина? (ЕГЭ по русскому) Салтыков-Щедрин смело может называться заслуженным талантливым сатириком с мировыми именем. Произведения, созданные этим автором, не теряют актуальности и популярности до этого момента, а темы, обсуждаемые в них, остаются всегда острыми. В «Сказках», созданных рукой этого автора, высмеивается мир, в котором господствуют высшие слои общественного строя. Щедрина возмущала несправедливость, и жестокость, с которой дворяне относились к […]...
- Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина. Проблематика Художественные особенности Гиперболизация. В классе можно организовать коллективный разбор сказки «Медведь на воеводстве», так как она является переходным мостиком к изучению «Истории одного города». Параллели сказки «Медведь на воеводстве» (1884) и романа «История одного города»: Лесная трущоба — город Глупов; Топтыгин, Осел, Лев — градоначальники; Лесные мужики — глуповцы. Справка из словаря С. И. Ожегова: Трущоба — […]...
- Вопросы и ответы к творчеству М. Е. Салтыкова-Щедрина 1. Каковы основные темы творчества М. Е. Салтыкова-Щедрина? Через все творчество М. Е. Салтыкова-Щедрина проходят три основные темы: социальное неравенство в России, нравственно-психологическая деградация дворянства, народ и буржуазная интеллигенция. Эти темы раскрыты соответственно в «Губернских очерках», «Помпадурах и помпадуршах», «Истории одного города», «Господах Головлевых». Все эти темы находят отражение и в «Сказках». 2. Какая деталь […]...
- Тест по творчеству М. Е. Салтыкова-Щедрина 1. Какой главный прием использует М. Е. Салтыков-Щедрин для создания сатирического образа города Глупова? А. Гротеск Б. Сравнение В. Метафора 2. Против чего направлена сатира в «Истории одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина? А. Крепостничество Б. Бюрократизм В. Глупость 3. Кто из перечисленных персонажей не является градоначальником города Глупова? А. Фердыщенко Б. Угрюм-Бурчеев В. Прыщ Г. […]...
- Анализ сказки Салтыкова-Щедрина «Здравомысленный заяц» Сказки Салтыкова-Щедрина нередко называют политическими сказками-сатирами. В этих коротких произведениях писатель с помощью метафорических образов и намеков показывал пороки самодержавного строя. Всего Салтыковым-Щедриным было создано более 30 сказок, большинство из них — в 80-е годы 19 века. Форма сказки была наиболее удобна для обхода цензуры в период политического разгула и наиболее близка и понятна для […]...
- Анализ сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» 1) История создания сатирических сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина. Цикл сказок Салтыкова-Щедрина считают итогом его сатирического творчества. Его обращение к сказочному жанру обусловлено тем, что общественное зло в эпоху 80-х годов X IX века проникло во все сферы жизни, вросло в быт, потребовалась особая сатирическая форма. Первые сказки появились в 1869 году, остальные печатались на протяжении […]...
- Что придает сатирическим произведениям М. Е. Салтыкова-Щедрина современное звучание? (ЕГЭ по русскому) Известный сатирик М. Е. Салтыков-Щедрин творил почти полторы сотни лет назад, но его гениальные произведения актуальны по сей день. В повестях, романах, рассказах, очерках и сказках писатель высмеивал пороки, поднимал острейшие общественные проблемы, многие из которых существуют и сегодня. Одним из самых известных произведений Салтыкова-Щедрина является «История одного города», где центральным образом выступает город Глупов […]...
- Сказки Салтыкова-Щедрина. «Премудрый пескарь» М. Е. Салтыков-Щедрин — великий русский сатирик, революционер-демократ, соратник Чернышевского и Некрасова. Своим оружием против общественного зла и социальной несправедливости он избрал сатиру, а именно — сатирическую сказку-притчу. Этот жанр он развил в своем творчестве до совершенства. В своих аллегорических сказках писатель сумел сказать о русском обществе 1860-1870 гг. больше, чем историки тех лет. Чернышевский […]...