О чем заставляет задуматься роман “Мастер и Маргарита”
Лично я читала роман “Мастер и Маргарита” 3 раза. Дебютное прочтение, как и у большинства читателей, наверное, вызвало недоумение и вопросы, не слишком впечатлило. Было непонятно: что же такого находят многие поколения жителей всей планеты в этой книжонке?
Местами религиозная, где-то фантастическая, некоторые страницы – полный бред…
Спустя какое-то время меня вновь потянуло к М. А. Булгакову, его фантазиям и инсинуациям, спорным историческим описаниям и неясным выводам, которые делать он предоставил читателям. Прочтение второе
Позже роман читался уже “одним духом”, за два дня без отрыва от книги. И каждый раз он заставлял меня задуматься…
Над чем же? О чем?
Во-первых, о религии. Как все зыбко, субъективно и относительно в вопросах веры! То, что люди, усердно молящиеся и постящиеся, знающие наизусть Евангелия, считают догмами, на самом деле могло по-другому происходить!
Это, конечно, крамола и еретизм. Но как же
Или это собирательный образ, вроде Робина Гуда или Добрыни Никитича?
В этом плане роман “Мастер и Маргарита” предоставляет человеку сомневающемуся и логически мыслить пытающемуся уникальную возможность путешествия во времени. Участия в событиях древнейших христианских текстов. Проникновения в мысли к самому Понтию Пилату!
И даже – “нахождения в одном времени-пространстве” с самим сыном божиим.
Всего, что касается религиозных чувств, гаммы эмоций, связанных с институтом церкви, не расскажешь в доном сочинении. Здесь, пожалуй, целая диссертация требуется. Но искажение реальных событий священными текстами, вероятно, имеет место.
Об этом, как и о невозможности постичь “истину”, “Мастер” вместе с Маргаритой заставляет задуматься читателей.
О таланте, его хрупкости, нежности, болезненности размышляешь, читая Булгаковский текст. Как важно для каждого “Мастера” найти свою Музу. Ту (или того), кто сможет оберегать, защищать творческого человека, впечатлительного и ранимого, от грязи и несправедливости жизни, от ударов общества, от банальной неосторожности, как редкий экзотический цветок.
Без “тыла” почти ни один гений не расцвел бы столь ярко и полно.
Булгаков М. А. был, как известно из большинства его произведений, прекраснейшим карикатуристом, сатириком, высмеивавшим исподволь, очень осторожно и умно (поскольку: цензура!) порядки и нравы своего времени. В “Мастере и Маргарите” также без подобных моментов не обошлось. Чего стоят представления в театре-варьете, когда вполне приличные граждане бросались за модными платьями и новыми туфельками “из Парижу”, готовые остаться без подштанников!
А как они за деньками прыгали! Как собачки дрессированные! И много еще примеров привести можно.
Думаю, я в дальнейшем не раз еще вернусь к этому роману, перечту и открою для себя “новые горизонты”.