О чем заставляет задуматься рассказ “Матренин двор”



Если бы не школьная программа – никогда не стала бы я читать “Матрениного двора”. Не потому, что скучно, длинно или неактуально. Наверняка актуально и в наши “продвинутые”, компьютеризированные дни!

Стоит лишь отъехать подальше от мегаполисов и крупных городов, в которые напиханы “блага цивилизации”. Современная деревня мало изменилась со времен, Александром Солженицыным описанных. Такая же бедность, убожество и грязь. Те же дрязги, склоки и пьянство.

Только на домах прицеплены спутниковые тарелки.

Читать про

Матрену я не стала бы потому, что слишком о многом заставляет рассказ задуматься. И вселяет такую тоску и безысходность в молодую душу, полную радужных надежд, что хоть вой волком!

Простым и доходчивым, кое-где даже под деревенский стилизованным, языком автор повествует о страшнейших трагедиях в масштабе человеческой жизни. Замужестве без любви и уважения, потере пусть не любимого, но все же неплохого (не бил же, как остальные деревенские мужики своих жен лупцуют ни за что) супруга на войне. Потеря шестерых (Шестерых! Столько сейчас никто и не рожает за всю жизнь, при отличном уровне медицины и всяческих благоприятных

условиях.) детей в младенчестве.

Какая женская, материнская душа сможет вынести подобное? А Матрена – вынесла.

Мало того, еще и саму себя винила, порчу какую-то выдумала. Здесь, кстати сказать, вступают “в хор” размышления о бесконечном христианском, особенно – деревенском православном – смирении. Бог забрал – значит, так надо.

Не рыдания-убивания, не обвинения (хотя – кого в такой глуши обвинять-то? Там и врача, поди, на всю округу ни одного нет.), а спокойствие. И взятие на воспитание чужого ребенка.

Реализация материнских инстинктов и эмоций на нем.

О силе и судьбе Русской Женщины заставляет задуматься “Матренин двор”. И коня, и в избу, и куда угодно, наравне с теми же мужиками, которые себя высшей расой считают, которые баб своих по домам лупят спьяну и ругают последними словами. Здесь, в деревне (то есть на 80 процентах территории России) женщина – существо низшего уровня.

Не оставляют ей права почитать стихи, погулять под каштанами в светлых платьях, пофлиртовать… Да и с кем? Будто бы те барышни и дамы, что в Петербурге живут или в Москве, носят плащи и зонтики, красят на руках ноготки – существа с совершенно с другой планеты.

С русской деревней ничего общего не имеющие.

Про женщин можно долго рассуждать. Но это – не единственная тема, которая за душу затрагивает читателя внимательного.

Человеческая неблагодарность, жадность и неблагородство поразили в этой деревне рассказчика. На примере все той же безответной Матрены. Отдала она многие годы своей бобыльской жизни дочке деверя (брата мужа, который, кстати, и сам к ней по молодости сватался, и даже, похоже, тайные чувства сохранил). Воспитывала как свою.

И избу свою нехитрую завещала.

Да только мало этого показалось (не самой Кире, а ее мужу и отцу), да и ждать долго, пока бабка Матрена концы отдаст. Стали делить сегодня, сейчас. По живому дом пилить и на две половинки растаскивать.

Так спешили, бедные, что ночью повезли через рельсы, где Матрену поезд и задавил…

Никто не горевал на похоронах, в голове каждый уже делил наследство…

Темнота, гадость, грязь… Второго прочтения рассказа для меня, наверное, не будет.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

О чем заставляет задуматься рассказ “Матренин двор”