О чем заставляет задуматься рассказ Бунина “Лапти”

Рассказик, сочиненный И. Буниным в апреле 1924 года, незамысловат. Но он не относится к тем, что все мы знаем наизусть и привыкли о них рассуждать, полемизировать и собственное (порой из учебников вычитанное) мнение высказывать. Поэтому стоит привести 2-строчный пересказ.

Итак, зима, ночь, отдельно стоящий, вдали от деревни, хутор. Вьюжит уже почти неделю, все замело, за доктором послать нельзя. В доме – барыня с малолетним сыном, да несколько слуг.

Мужчин (почему-то, причины не ясны из текста) нет. Я говорю о мужчинах-дворянах. Муж барыни или

отец, способные принять решение, что-то серьезное сделать.

С женщины – что же возьмешь?

Есть, правда, Нефед. По-видимому, крестьянин, скорее всего – уже немолодой, одинокий. Бобыль.

Отметая все лишнее, всю шелуху с текста сдувая, Бунин оставляет лишь остов, главное, идею.

Этот Нефед – главное действующее лицо кратчайшего, эмоционально напряженного рассказа “Лапти”.

Вернемся к пересказу. Мальчик болеет. У него жар, бред, и помочь совершенно нечем. Ребенок просит у матери какие-то “красные лапти”.

Та, и так на

грани нервного срыва от безысходности и беспомощности, от страшной снежной бури, от оторванности от мира, не понимает, о каких лаптях идет речь. Она в состоянии лишь молиться да в грудь себя бить, свечки зажигать да плакать. Но ребенку от всех этих манипуляций ничуть не лучше.

Узнав про желание малыша, который уже, видно, при смерти, Нефед решает идти в лавку, в деревню, за 6 верст. “Доехать нельзя”, но пешком, возможно, получится. Только еще отправляясь “в поход”, старик (мне почему-то видится Нефед стариком, с окладистой деревенской бородой, в онучах, веревкой подпоясанный – несколько нарочитый и символический киношный персонаж) уже не уверен в благоприятном исходе путешествия. И все же он не раздумывает, не сомневается. Раз хочет мальчонка лаптей красных, их нужно достать.

Цена значения не имеет.

Поскольку красных лаптей никто не плетет, нужно раздобыть еще пузырек “фуксину” и собственноручно обычные детские лапти выкрасить.

И вот Нефед, “ни слова не говоря”, накинув полушубок, уходит в ночь. Во вьюгу и навстречу своей смерти. Быстрой, но страшной.

Через несколько строк рассказа мужики уже везут его обратно, на хутор, в телеге. Обледенелого, белого, ужасного. С лаптями и фуксином за пазухой.

На этом повествование кончается.

Я не стану распространяться о том, как велик и добр, силен духом и бесстрашен простой русский люд. Поскольку о мужиках Бунин писал много и разнообразно. Не все они так уж у него хороши.

Меня поразило противопоставление этой барыни-мамаши постороннему для мальчика человеку, слуге. Мать бездействует, она заранее смирилась с возможностью смерти собственного сына (единственного, поскольку упоминаний о других детях в рассказе не имеется). “Верно, и не выживет”, – говорит она, уже готовая оплакивать малыша и утешать себя тем, что “господь лучших прибирает”. А старик – делает.

С медицинской точки зрения, его подвиг не поможет выздороветь больному. Но бывает так, что мелочь какая-то психологически помогает излечению.

И за эту “мелочь” Нефед готов отдать свою единственную жизнь…


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

О чем заставляет задуматься рассказ Бунина “Лапти”