Нравы «фамусовской» Москвы
В комедии «Горе от ума» показана барская Москва. Точнее, две Москвы — Москва Фамусова и Москва Чацкого.
Кто такой Фамусов? Барин, каких в Москве много. И, как всякий барин, он дает балы и обеды, где собирается «вся Москва».
О чем же говорят гости? О книгах? О политике?
О науке? Нет, они говорят о деньгах, о приемах, сплетничают, играют в карты. Гости Фамусова глупы и спесивы, гордятся своими чинами и деньгами. Они рассуждают о патриотизме так, как могут рассуждать об этом только очень ограниченные люди — Фамусов говорит что-то об «особом отпечатке на всех московских».
Ну о каком патриотизме может идти речь, если большая часть фамусовцев даже родного языка толком не знает?
Высказывания фамусовских гостей говорят о них, как о людях расчетливых, не брезгующих ничем карьеристов. Сам Фамусов с восхищением рассказывает о своем дяде, который «когда надо подслужиться», готов биться затылком, «сгибаясь вперегиб». Он произносит примечательные для его круга слова:
Ученье — вот чума, ученость — вот причина,
Что нынче пуще, чем когда,
Безумных развелось людей, и дел, и мнений.
В это фамусовское общество попадает Чацкий — умный, образованный, правдолюбивый человек. И понимает, что пришелся здесь не ко двору: любимая девушка предпочла ему менее умного, зато услужливого Молчалина. Чацкий — умница, личность просвещенная, умеющая самостоятельно мыслить и принимать решения, открытая новым веяниям. «Фамусовцы» же ничего такого не приветствуют и годами варятся в «собственном соку», перемывая от безделья друг другу косточки.
Из огня тот выйдет невредим,
Кто с вами день пробыть успеет.
Подышит воздухом одним,
И в нем рассудок уцелеет,
Заключает Чацкий. Наверное, действительно трудно жить в таком вот фамусов-ском обществе и не «заразиться» от него надменностью, глупостью, ограниченностью, ленью, фальшью.
Фамусов возмущен нравами, когда молодежь пытается учить старших: «Ужасный век!.. Все умудрились не по летам!» Все дело, считает он, в свободе нравов, в распространении знаний. Для него человек, достойный подражания, — Скалозуб.
А тому -«только бы досталось в генералы».
Грибоедов от души посмеялся над пороками московского высшего общества. Здесь ценятся лишь власть и деньги, души человеческие никому не нужны. Здесь люди полны чванства, мнят умными только себя, остальных же презирают.
Здесь все улыбаются друг другу, но истинной дружбы, любви нет ни в ком. Грибоедову удалось изобразить «вечных» героев: гонителей науки, приспособленцев, пустых болтунов, женских угодников. К сожалению, они никогда не переведутся в обществе…
- Столкновение Чацкого и фамусовской Москвы Столкновение Чацкого и фамусовской Москвы неизбежно. Как только Чацкий приехал в дом Фамусова, тут же появились разногласия. Фамусов и Чацкий совершенно разные люди, поэтому между ними всегда возникают противоречия. Все то, что хвалит Фамусов в Москве, Чацкий осуждает. Происходит столкновение «века нынешнего», то есть передового дворянства, с «веком минувшим» — массой крепостников. Чацкий считает, что […]...
- Идеалы фамусовской Москвы У каждого времени свои приметы и свои песни. Наверное, не бывает такой эпохи, о которой кто-то не вспоминал бы с сожалением и умилением: «Вот как в наше время…» Но одно дело — вспоминать о дыхании свободы или о святом ощущении единства, общего всенародного подъема перед лицом общей опасности, другое — защищать с пеной у рта […]...
- «Грех не беда, молва не хороша» (Нравственный облик фамусовской Москвы» в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума».) «ГРЕХ НЕ БЕДА, МОЛВА НЕ ХОРОША» (Нравственный облик фамусовской Москвы» в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума».) А. С. Грибоедов в комедии «Горе от ума» очень ярко изобразил жизнь России после Отечественной войны 1812 года. Он вывел на сцену целую толпу обитателей дворянской Москвы. С одной стороны, он предоставил читателям возможность самим оценить быт […]...
- Противоположность воззрений Чацкого фамусовской Москве (по комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедова) Столкновение Чацкого с фамусовским обществом было неизбежно. Оно принимает все более ожесточенный характер и осложняется личной драмой Чацкого — крушением надежд на личное счастье. Его выпады становятся все более резкими. Он вступает в борьбу, и в его речах со всей отчетливостью выступает противоположность его воззрений взглядам фамусовской Москвы: Если Фамусов — защитник старого века, времени […]...
- Быт и нравы барской Москвы (по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума») А. С. Грибоедов (1794-1829) родился в дворянской семье. Его жизнь и деятельность проходили под влиянием героической борьбы русского народа против Наполеона и в период революционного движения декабристов. Высокообразованный и воспитанный человек, он владел многими иностранными языками, писал музыку, был талантливым государственным деятелем, одним из лучших дипломатов своего времени. Грибоедов тонко понимал русский характер, душевную красоту […]...
- Быт и нравы барской Москвы (по Грибоедову). Краткое изложение текста Сочинение А. С. Грибоедов родился в дворянской семье. Его жизнь (1794-1829) и деятельность проходили под влиянием героической борьбы русского народа против Наполеона и революционного движения декабристов. Грибоедов восхищался отвагой и талантом русского народа. Высокообразованный и воcпитанный человек, он владел многими иностранными языками, писал музыку, был офицером, талантливым государственным деятелем, одним из лучших дипломатов своего времени. […]...
- Быт и нравы Москвы 15 в. в «Песне про царя…» Древняя столица России всегда привлекала воображение художников, писателей и поэтов. Даже строгая красота Петербурга не могла затмить то очарование, которым всегда обладала Москва. Этот город для Лермонтова наполнен неземной музыкой колокольных звонов, которую он сравнивал с увертюрой Бетховена. Только бездушный человек может не видеть этой величественной красоты. Для Лермонтова Москва являлась источником мыслей, чувства и […]...
- Быт и нравы Москвы 30-х годов в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Роман «Мастер и Маргарита» стал итоговым в жизни и творчестве М. А. Булгакова. Несмотря на всю мистичность, это произведение можно назвать своеобразным историческим документом. В «Мастере и Маргарите» автор во всей полноте раскрыл нам образ жизни, мировосприятие, быт и нравы современных ему москвичей. Знакомство с Москвой 30-х годов начинается с самых первых строк романа. В […]...
- Быт и нравы Москвы в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» «ЛЮДИ КАК ЛЮДИ…» В романе два пласта времени. Первый — давешний, еще he распят Иисус. Второй — довоенный, 30-е годы. Автор сравнивает людей в этом гигантском временном промежутке, ведь Воланд часто в Прямой и косвенной форме задавался этим вопросом: «Изменились ли люди?» Сравним и мы, использовав две цитаты. «Итак, Марк Крысобой, холодный и убежденный палач, […]...
- «НЕОСПОРИМО ПЕРВЕНСТВО МОСКВЫ…» (тема Москвы в поэзии М. Цветаевой) «НЕОСПОРИМО ПЕРВЕНСТВО МОСКВЫ…» (тема Москвы в поэзии М. Цветаевой) Жизнь М. Цветаевой была связана с Москвой так же, как жизнь А. Ахматовой с Петербургом. Родной город — одна из основных тем ее творчества. Особенно ярко она раскрыта в цикле «Стихи о Москве», написанном в 1916 году. Уже в первом стихотворении цикла Москва — «дивный» и […]...
- Люди как люди…» (Быт и нравы Москвы в ро-мане М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита».) В романе М. А. Булгакова два пласта времени. Первый — давешний, еще не распят Иисус. Второй — довоенный, 30-е годы XX века. Автор сравнивает людей в этом гигантском временном промежутке, ведь Воланд часто в прямой и косвенной форме задавался этим вопросом: «Изменились ли люди?» Сравним и мы, использовав две цитаты. «- Итак, Марк Крысобой, холодный […]...
- Из какой Москвы бежит Чацкий Комедия «Горе от ума» была написана после войны 1812 года, когда у многих просвещенных людей России появились надежды на перемены в жизни русского общества. В первую очередь они были связаны с отменой крепостного права. В это время возникают декабристские общества. Другом некоторых декабристов был великий русский писатель и дипломат А. С. Грибоедов. «Горе от ума» […]...
- Изображение Москвы в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» Образ Москвы в произведениях писателей русской литературы девятнадцатого века занимает весьма значительное место. С одной стороны, ее изображали как хранительницу «старины глубокой», с ее патриархальностью и приверженностью русским традициям. С другой стороны, она вдруг делалась добровольной провинцией Франции, рабски подражая ее нравам и обычаям. Но наиболее часто прослеживается антитеза Москвы и Петербурга как противопоставление старой […]...
- Чацкий и фамусовское общество. (8) В комедии «Горе от ума» все действующие лица делятся на положительных — Чацкого — и отрицательных — Фамусов и фамусовское общество. Грибоедов называл Чацкого передовым человеком, то есть человеком, образ которого будет жить вечно, а фамусовское общество — лицом всех дворян того века («века минувшего»). В комедии фамусовское общество противостоит Чацкому. Ведь в этом обществе […]...
- Влияние Москвы на человека Цыбулько подготовка к ЕГЭ по русскому языку: Вариант 7 Влияние Москвы на человека У каждого из нас есть свои любимые места. Но всем дорога столица нашей Родины. Какое влияние оказывает Москва на душу человека? Этот вопрос задает всем нам великий русский поэт М. Ю. Лермонтов. Он считает, что у Москвы есть своя «душа, Жизнь «. […]...
- Чацкий. Характеристика героя Чацкий, Горе от ума, Грибоедов Александр Андреевич Чацкий — главный мужской персонаж комедии. Он довольно рано остался сиротой, и воспитывался в доме приятеля своего отца — Фамусова. Вместе с дочерью покровителя получил отличное образование. Со временем его дружба с Софьей переросла в любовь. Он искренне восхищался ей и хотел жениться. Чацкий очень честный и деятельный человек. Ему стало скучно, и […]...
- Краткая история Москвы в датах. История Москвы Москва не сразу стала столицей России. Это был один из крупнейших городов на Руси, основанный в середине XII века. Москву обычно связывают с Великим князем Юрием Долгоруким, который созвал совет и решил возвести город-крепость на месте древнего поселения. Историки до сих пор спорят насчет точной даты основания города. Некоторые считают, что это был 1147 год, […]...
- Характеристика героев «Горе от ума» (таблица) Герой Краткая характеристика Павел Афанасьевич Фамусов Фамилия «Фамусов» происходит от латинского слова «фама», что значит «молва»: этим Грибоедов хотел подчеркнуть, что Фамусов боится молвы, общественного мнения, но с другой стороны, в корне слова «Фамусов» есть корень латинского слова «фамосус» — знаменитый, известный Алексей Степанович Молчалин Сергей Сергеевич Скалозуб Полковник. Лиза: «И золотой мешок, и метит […]...
- Тема Москвы в творчестве М. Цветаевой Москва! Какой огромный Странноприимный дом! Всяк на Руси — бездомный. Мы все к тебе придем. М. Цветаева М. Цветаева — поэт самобытный, смелый, яркий. Она — человек трагической судьбы, бесконечно любящий свою Родину, хотя родная страна принесла ей много горя. Москва для М. Цветаевой — город особый. Она здесь родилась, провела детство, здесь же прошли […]...
- Образы Москвы и Петербурга в романе Толстого «Война и мир» «Война и мир» — роман-эпопея, раскрывающий нам широкую картину жизни русской нации в один из ответственнейших моментов, когда испытывались силы этой нации. «Война и мир» вместе с тем является глубоким художественным исследованием тех законов, по которым живет человечество, — законов мира и войны, жизни и смерти, любви и ненависти. Толстой занят выявлением глубинной сущности каждого […]...
- Тема Москвы в поэзии М. Цветаевой Жизнь М. Цветаевой была связана с Москвой так же, как жизнь А. Ахматовой с Петербургом. Родной город — одна из основных тем ее творчества. Особенно ярко она раскрыта в цикле «Стихи о Москве», написанном в 1916 году. Уже в первом стихотворении цикла Москва — «дивный» и «мирный» город — воспринимается как нечто чрезвычайно масштабное, всемирное: […]...
- Цитатная характеристика Чацкого «Но будь военный, будь он статский, Кто так чувствителен, и весел, и остер, Как Александр Андреич Чацкий!» Софья «…Он славно Пересмеять умеет всех; Болтает, шутит, мне забавно; Делить со всяким можно смех» Софья «Остер, умен, красноречив, В друзьях особенно счастлив, Вот об себе задумал он высоко» Софья «Не человек, змея!» Софья «Ах, боже мой! Он […]...
- Дом Фамусова как олицетворение барской Москвы (по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума») Есть в Харькове на улице Карла Маркса Дом под номером 21. Желающие узнать, как выглядел дом Павла Афанасьевича Фамусова с улицы или со двора, могут посмотреть. Это типичный дворянский особняк первой половины XIX века. Парадный фасад с колоннадой, а рядом ворота, опоры которых украшены «степными бабами» за неимением львов или эллинских богов. Представляю себе, как […]...
- Сочинение на тему: «Бал в доме Фамусова» В произведении Грибоедва «Горе от ума» эпизод «Бал в доме Фамусова» является главной частью комедии, ведь именно в этой сцене главный герой Чацкий показывает истинное лицо Фамусова и его общества. Чацкий — свободный и вольнодумный персонаж, ему противны все нравы, которым Фамусов старался как можно больше соответствовать. Он не боится высказывать свою точку зрения, отличающейся […]...
- Чацкий и Фамусов Чацкий близок людям декабристского склада, Фамусов — главный его противник, защитник самодержавно-крепостнических порядков. Уже из 1-го действия комедии становится ясно, насколько это разные люди. В последующих эпизодах Фамусов высказывает свое мнение о книгах, о службе. Из разговора Софьи с Лизой понятно, что Фамусов, «как все московские», ценит в людях лишь чины и богатство, да и […]...
- Образ и характеристика Чацкого по комедии Горе от Ума (Грибоедов А. С.) Александр Андреич Чацкий — центральный персонаж комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедова. Чацкий — молодой дворянин, образованный человек с широкими и прогрессивными взглядами на жизнь, истинный патриот. Три года Чацкий отсутствовал в Москве: путешествовал по всему миру. Приехав на родину, молодой человек сразу наведывается в дом к Фамусовым. Он мечтает увидеть Софью, в которую […]...
- Панорама Москвы. По тексту М. Ю. Лермонтова Москва не есть обыкновенный большой город, каких тысяча (ЕГЭ по русскому) Русский поэт — масштабная фигура в литературе — М. Лермонтов озадачивается вопросом, касающимся причин, по которым Москва не может быть названа обыкновенным городом. В своих размышлениях, автор повествует о Москве, как о городе со своей уникальной историей и душой. М. Лермонтов отвел себе в собственном произведении роль экскурсовода, показывающего читателю знаменитые места, такие, например, как […]...
- Характеристика и значение диалога Фамусова и Чацкого в комедии Грибоедова «Горе от ума» Литературное произведение — «сложный хорошо настроенный музыкальный инструмент». Драматическое произведение «живет» благодаря репликам, которые складываются в диалоги, в сцены и целые действия. Не убавить, не прибавить в готовое литературное произведение ничего нельзя. Порой сцена или реплика становится ключом, открывающим идею произведения. Итак, диалог Фамусова с Чацким (2 явления, 2 действие). На первый взгляд это явление […]...
- Образ Москвы, как персонаж в творчестве поэтов Пожалуй, нет ни одного русского поэта, который не затронул бы в своем творчестве тему Москвы. Поэзия начала XX века — это поэзия городская, преимущественно петербургская. Петербург был столицей, центром культуры. Но поэзия древнего русского города не могла не быть близкой тем людям, которые жили ощущением своей Родины. А потому в лирике крупнейших поэтов начала нашего […]...
- Социальные и технологические колледжи Москвы Колледж по подготовке социальных работников. 125015, г. Москва, ул. Б. Новодмитровская, 68. Тел. 257 89 67, 257 89 97, 257 89 68. Проезд: ст. метро «Дмитровская». Специальности на базе 9 и 11 классов: социальный работник в сфере медицинского обслуживания (3г. 10мес.); социальный работник с различными группами населения; организатор социально-правовой работы, менеджер; юрист-консультант для работы в […]...
- Анализ эпизода Бал в доме Фамусова по комедии Горе от Ума (Грибоедов А. С.) Прежде чем совершить анализ эпизода «Бал в доме Фамусова» комедии Грибоедова «Горе от ума», очень уместно было бы кратко рассказать о том, что представляет собой главный персонаж. Чацкий — это молодой дворянин, взгляды на жизнь которго являются непонятыми среди остального общества. Данный эпизод наиболее напряженный в этой комедии. Ведь именно здесь автор раскрывает все истинные […]...
- Фамусов и Чацкий В 1824 году АС Г-дов написал свою комедию «Гоу», которая оказала огромное влияние на дальнейшее развитие русской литературы. В этой пьесе Г-дов показал важную проблему всех времен — конфликт между «веком нынешним» и «веком минувшим». Одним из самых ярких предста-вителей «века минувшего» является Павел Афанасьевич Фамусов, в чьем доме и происходит действие всей комедии. Фамусов […]...
- Образ Москвы в лирике Есенина В творчестве Сергея Александровича Есенина воссоздано богатство мыслей, чувств, переживаний русского человека. Его поэзия отличается своей неповторимостью, яркостью и глубиной и пользуется огромным успехом у многочисленных читателей, в том числе и зарубежных. В литературу Сергей Есенин вошел как выдающийся лирик, и немало его стихов содержат патриотические мотивы. Теме России посвящен не один сборник его творений. […]...
- Цитатная характеристика Скалозуба и Фамусова СКАЛОЗУБ «Куда как мил! И весело мне страх Выслушивать о фрунте и рядах; Он слова умного не выговорил сроду, — Мне все равно, что за него, что в воду» Софья «И золотой мешок, и метит в генералы» Лиза «Речист, но больно не хитер» Лиза «Известный человек, солидный И знаков тьму отличья нахватал; Не по летам […]...
- Сочинение на тему: «Образ Фамусова» Комедия Александра Сергеевича ГрибоедовА «Горе от ума» является ярчайшим из произведений русской литературы начала 19 века. Это образец обличительной сатиры. Автор открыто заговорил о недостатках дворянского общества послевоенных лет, предвосхитил декабристское восстание. Барская Москва в комедии «Горе от ума» — это представители «фамусовского общества», для которых была характерна крайняя нетерпимость к прогрессивным идеям. Типичным представителем […]...
- Фамусовская Москва в комедии «Горе от ума» Интересно, что еще в 1818 году, то есть до появления пьесы, Грибоедов писал С. Н. Бегичеву: «В Москве все не по мне. Праздность, роскошь, не сопряженные ни с малейшим чувством к чему-нибудь хорошему». Для создания проблемной ситуации возможно обсуждение трех цитат, проясняющих три взгляда на Москву: «Что нового покажет мне Москва?» (Чацкий). «Едва/Другая сыщется столица, […]...
- Москва в комедии Грибоедова «Горе от ума» В конце зимы 1824 г. по Москве распространился слух, будто появилась пьеса, в которой высмеяно московское высшее общество, изображенное зло и карикатурно. Автором этой пьесы был Александр Сергеевич Грибоедов. Талантливый русский дипломат и писатель не случайно избирает местом действия своей пьесы московские гостиные. Колыбелью автора была аристократическая Москва. Москва просвещенная и вольномыслящая воспитала его ум […]...
- Анализ эпизода «Диалог Чацкого и Фамусова « Одним из наиболее важных эпизодов в «Горе от ума» является диалог Чацкого и Фамусова во втором явлении второго действия. Я бы назвала его «Конфликт Нового и Старого». Этот эпизод представляет собой экспозицию — часть произведения, где «запускается» сюжетный конфликт. В это эпизоде участвуют всего два главных героя: Павел Афанасьевич Фамусов и Александр Чацкий. Эпизод начинается […]...
- «Грех не беда, молва не хороша» А. С. Грибоедов в комедии «Горе от ума» очень ярко изобразил жизнь России после Отечественной войны 1812 года. Он вывел на сцену целую толпу обитателей дворянской Москвы. С одной стороны, он предоставил читателям возможность самим оценить быт и нравы московского высшего общества, а с другой — вложил некоторые комментарии в уста главного главного героя и […]...
- Краткая характеристика произведения «Горе от ума» Грибоедова А. С Жанр произведения — комедия в четырех действиях, в стихах. Главные герои-. Павел Афанасьевич Фамусов — управляющий в казенном месте, Софья Павловна — его дочь, Алексей Степанович Молчалин — секретарь Фамусова, Александр Андреевич Чацкий. Комедия построена по законам классицизма, но сатирическое изображение общества, изображение жизни во всем ее многообразии, типизация характеров и обстоятельств — признаки реализма. […]...
- Чацкий и Фамусов (по комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедова) Чацкий близок людям декабристского склада, Фамусов — главный его противник, защитник самодержавно-крепостнических порядков. Уже из 1-го действия комедии становится ясно, насколько это разные люди. В последующих эпизодах Фамусов высказывает свое мнение о книгах, о службе. Из разговора Софьи с Лизой понятно, что Фамусов, «как все московские», ценит в людях лишь чины и богатство, да и […]...
- Фамусов и его окружение. (2) В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего. АС. Грибоедов В комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» (1824 год) представлена Москва, ее нравы начала XIX века. Заглянем в дом «московского туза» Павла Афанасьевича Фамусова, управляющего в казенном месте. Чем занят Фамусов? Каков круг его интересов? Каково его окружение? Каковы его идеалы? При первом появлении […]...
- Бал в доме Фамусовых Бал в доме Фамусова является важной частью всего произведения, кульминацией общественного и развитием любовного. В сцене бала выражена основная идея произведения: противостояний представителей устаревших и передовых взглядов. Чацкого не было в Москве три года, он не сообщал о себе никаких известий, и неожиданно появился в доме Фамусов, но его там ни кто не ждет. Гостями […]...
- Сравнительная характеристика Чацкого и Молчалина (Грибоедов А. С.) Недавно мы прочитали на уроках литературы произведение А. С. Грибоедова Горе от ума. В нем грибоедов показал Москву в начале 18 века, а если точнее, То он показал противостояние между старым и новым веком. А главными героями этого произведениями были Чацкий, представляющий новый век, и Молчалин, являющийся типичными представителем старого века. Грибоедов сделал их совершенно […]...
- Век нынешний — Чацкий, Молчалин, Репетилов Все новое — это хорошо забытое старое. И люди в течение веков не придумали и, наверное, не придумают никогда ничего принципиально нового: в грибоедовское время, до и после существовали и продолжают существовать фамусовы, молчалины, репетиловы. Они процветают и благоденствуют. И так будет всегда. Они уверены в себе, в своих жизненных принципах, они обрели «покой» и […]...
- Образ Фамусова по комедии Горе от Ума (Грибоедов А. С.) Павел Афанасьевич Фамусов — одно из главных действующих лиц комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». Фамусов — московский барин, отец Софьи и давний друг отца Чацкого. Именно в его доме разворачиваются события пьесы. Павел Афанасьевич — вдовец, он очень сильно любит свою дочь, заботится об ее воспитании и подыскивает для Софьи достойного жениха. У […]...
- Фамусов (по пьесе А. С. Грибоедова «Горе от ума») Наиболее яркой и типичной фигурой в группе московского дворянства, изображенного в комедии, является Павел Афанасьевич Фамусов. Перед нами — важный московский барин. Мы видим Фамусова в разные часы дня, в разной обстановке, видим его взаимоотношения с различными людьми, и характер его раскрывается перед нами со всей полнотой. Фамусов — вдовец, отец взрослой дочери. Он по-своему […]...
- Чацкий и фамусовское общество. (3) Я прочитал великолепную комедию А. С. Грибоедова «Горе от ума». Она создавалась автором в течение восьми лет. «Горе от ума» — это комедия о том, как толпа глупцов не понимает одного здравомыслящего человека. События комедии развиваются в одном московском аристократическом доме в течение одного дня. Главными героями этого произведения являются Чацкий, Фамусов, его дочь София […]...
- Представители разных социальных слоев и их нравы в романе Тургенева «Дворянское гнездо» «Репутация его как общественного писателя, психологи и живописца нравов устанавливается окончательно этим романом», — утверждал П. В. Анненков. Да и сам Тургенев понимал, что «Дворянское гнездо» имело самый большой успех, который когда-либо был у его произведений. Действие романа происходит в 1842 г., но его историческое содержание охватывает огромный период времени от середины XVIII до середины […]...
- Комментарии Панорама Москвы (Лермонтов М. Ю.) Панорама Москвы.-> Датируется 1834 г.; представляет собой сочинение, выполненное по заданию преподавателя русской словесности в Школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров Василия Тимофеевича Плаката (1795-1869), автора «Краткого курса словесности, приспособленного к прозаическим сочинениям» (СПб., 1832), С. 608. …на вершине Ивана Великого…- Имеется в виду колокольня «Иван Великий» в Московском Кремле (1505-1508; 1600; архитектор — Фрязин) […]...