Нравы “фамусовской” Москвы
В комедии “Горе от ума” показана барская Москва. Точнее, две Москвы – Москва Фамусова и Москва Чацкого.
Кто такой Фамусов? Барин, каких в Москве много. И, как всякий барин, он дает балы и обеды, где собирается “вся Москва”.
О чем же говорят гости? О книгах? О политике?
О науке? Нет, они говорят о деньгах, о приемах, сплетничают, играют в карты. Гости Фамусова глупы и спесивы, гордятся своими чинами и деньгами. Они рассуждают о патриотизме так, как могут рассуждать об этом только очень ограниченные люди – Фамусов говорит что-то
Ну о каком патриотизме может идти речь, если большая часть фамусовцев даже родного языка толком не знает?
Высказывания фамусовских гостей говорят о них, как о людях расчетливых, не брезгующих ничем карьеристов. Сам Фамусов с восхищением рассказывает о своем дяде, который “когда надо подслужиться”, готов биться затылком, “сгибаясь вперегиб”. Он произносит примечательные для его круга слова:
Ученье – вот чума, ученость – вот причина,
Что нынче пуще, чем когда,
Безумных развелось людей, и дел, и мнений.
В это фамусовское общество
Из огня тот выйдет невредим,
Кто с вами день пробыть успеет.
Подышит воздухом одним,
И в нем рассудок уцелеет,
Заключает Чацкий. Наверное, действительно трудно жить в таком вот фамусов-ском обществе и не “заразиться” от него надменностью, глупостью, ограниченностью, ленью, фальшью.
Фамусов возмущен нравами, когда молодежь пытается учить старших: “Ужасный век!.. Все умудрились не по летам!” Все дело, считает он, в свободе нравов, в распространении знаний. Для него человек, достойный подражания, – Скалозуб.
А тому -“только бы досталось в генералы”.
Грибоедов от души посмеялся над пороками московского высшего общества. Здесь ценятся лишь власть и деньги, души человеческие никому не нужны. Здесь люди полны чванства, мнят умными только себя, остальных же презирают.
Здесь все улыбаются друг другу, но истинной дружбы, любви нет ни в ком. Грибоедову удалось изобразить “вечных” героев: гонителей науки, приспособленцев, пустых болтунов, женских угодников. К сожалению, они никогда не переведутся в обществе…
- Столкновение Чацкого и фамусовской Москвы Столкновение Чацкого и фамусовской Москвы неизбежно. Как только Чацкий приехал в дом Фамусова, тут же появились разногласия. Фамусов и Чацкий совершенно разные люди, поэтому между ними всегда возникают противоречия. Все то, что хвалит Фамусов в Москве, Чацкий осуждает. Происходит столкновение “века нынешнего”, то есть передового дворянства, с “веком минувшим” – массой крепостников. Чацкий считает, что […]...
- Идеалы фамусовской Москвы У каждого времени свои приметы и свои песни. Наверное, не бывает такой эпохи, о которой кто-то не вспоминал бы с сожалением и умилением: “Вот как в наше время…” Но одно дело – вспоминать о дыхании свободы или о святом ощущении единства, общего всенародного подъема перед лицом общей опасности, другое – защищать с пеной у рта […]...
- Быт и нравы барской Москвы (по комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”) А. С. Грибоедов (1794-1829) родился в дворянской семье. Его жизнь и деятельность проходили под влиянием героической борьбы русского народа против Наполеона и в период революционного движения декабристов. Высокообразованный и воспитанный человек, он владел многими иностранными языками, писал музыку, был талантливым государственным деятелем, одним из лучших дипломатов своего времени. Грибоедов тонко понимал русский характер, душевную красоту […]...
- Быт и нравы Москвы 15 в. в “Песне про царя…” Древняя столица России всегда привлекала воображение художников, писателей и поэтов. Даже строгая красота Петербурга не могла затмить то очарование, которым всегда обладала Москва. Этот город для Лермонтова наполнен неземной музыкой колокольных звонов, которую он сравнивал с увертюрой Бетховена. Только бездушный человек может не видеть этой величественной красоты. Для Лермонтова Москва являлась источником мыслей, чувства и […]...
- Противоположность воззрений Чацкого фамусовской Москве (по комедии “Горе от ума” А. С. Грибоедова) Столкновение Чацкого с фамусовским обществом было неизбежно. Оно принимает все более ожесточенный характер и осложняется личной драмой Чацкого – крушением надежд на личное счастье. Его выпады становятся все более резкими. Он вступает в борьбу, и в его речах со всей отчетливостью выступает противоположность его воззрений взглядам фамусовской Москвы: Если Фамусов – защитник старого века, времени […]...
- Быт и нравы барской Москвы (по Грибоедову). Краткое изложение текста Сочинение А. С. Грибоедов родился в дворянской семье. Его жизнь (1794-1829) и деятельность проходили под влиянием героической борьбы русского народа против Наполеона и революционного движения декабристов. Грибоедов восхищался отвагой и талантом русского народа. Высокообразованный и воcпитанный человек, он владел многими иностранными языками, писал музыку, был офицером, талантливым государственным деятелем, одним из лучших дипломатов своего времени. […]...
- Быт и нравы Москвы 30-х годов в романе М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” Роман “Мастер и Маргарита” стал итоговым в жизни и творчестве М. А. Булгакова. Несмотря на всю мистичность, это произведение можно назвать своеобразным историческим документом. В “Мастере и Маргарите” автор во всей полноте раскрыл нам образ жизни, мировосприятие, быт и нравы современных ему москвичей. Знакомство с Москвой 30-х годов начинается с самых первых строк романа. В […]...
- Быт и нравы Москвы в романе М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” “ЛЮДИ КАК ЛЮДИ…” В романе два пласта времени. Первый – давешний, еще he распят Иисус. Второй – довоенный, 30-е годы. Автор сравнивает людей в этом гигантском временном промежутке, ведь Воланд часто в Прямой и косвенной форме задавался этим вопросом: “Изменились ли люди?” Сравним и мы, использовав две цитаты. “Итак, Марк Крысобой, холодный и убежденный палач, […]...
- “НЕОСПОРИМО ПЕРВЕНСТВО МОСКВЫ…” (тема Москвы в поэзии М. Цветаевой) “НЕОСПОРИМО ПЕРВЕНСТВО МОСКВЫ…” (тема Москвы в поэзии М. Цветаевой) Жизнь М. Цветаевой была связана с Москвой так же, как жизнь А. Ахматовой с Петербургом. Родной город – одна из основных тем ее творчества. Особенно ярко она раскрыта в цикле “Стихи о Москве”, написанном в 1916 году. Уже в первом стихотворении цикла Москва – “дивный” и […]...
- Люди как люди…” (Быт и нравы Москвы в ро-мане М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита”.) В романе М. А. Булгакова два пласта времени. Первый – давешний, еще не распят Иисус. Второй – довоенный, 30-е годы XX века. Автор сравнивает людей в этом гигантском временном промежутке, ведь Воланд часто в прямой и косвенной форме задавался этим вопросом: “Изменились ли люди?” Сравним и мы, использовав две цитаты. “- Итак, Марк Крысобой, холодный […]...
- Из какой Москвы бежит Чацкий Комедия “Горе от ума” была написана после войны 1812 года, когда у многих просвещенных людей России появились надежды на перемены в жизни русского общества. В первую очередь они были связаны с отменой крепостного права. В это время возникают декабристские общества. Другом некоторых декабристов был великий русский писатель и дипломат А. С. Грибоедов. “Горе от ума” […]...
- Влияние Москвы на человека Цыбулько подготовка к ЕГЭ по русскому языку: Вариант 7 Влияние Москвы на человека У каждого из нас есть свои любимые места. Но всем дорога столица нашей Родины. Какое влияние оказывает Москва на душу человека? Этот вопрос задает всем нам великий русский поэт М. Ю. Лермонтов. Он считает, что у Москвы есть своя “душа, Жизнь “. […]...
- Краткая история Москвы в датах. История Москвы Москва не сразу стала столицей России. Это был один из крупнейших городов на Руси, основанный в середине XII века. Москву обычно связывают с Великим князем Юрием Долгоруким, который созвал совет и решил возвести город-крепость на месте древнего поселения. Историки до сих пор спорят насчет точной даты основания города. Некоторые считают, что это был 1147 год, […]...
- Тема Москвы в поэзии М. Цветаевой Жизнь М. Цветаевой была связана с Москвой так же, как жизнь А. Ахматовой с Петербургом. Родной город – одна из основных тем ее творчества. Особенно ярко она раскрыта в цикле “Стихи о Москве”, написанном в 1916 году. Уже в первом стихотворении цикла Москва – “дивный” и “мирный” город – воспринимается как нечто чрезвычайно масштабное, всемирное: […]...
- Образы Москвы и Петербурга в романе Толстого “Война и мир” “Война и мир” – роман-эпопея, раскрывающий нам широкую картину жизни русской нации в один из ответственнейших моментов, когда испытывались силы этой нации. “Война и мир” вместе с тем является глубоким художественным исследованием тех законов, по которым живет человечество, – законов мира и войны, жизни и смерти, любви и ненависти. Толстой занят выявлением глубинной сущности каждого […]...
- Изображение Москвы в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” Образ Москвы в произведениях писателей русской литературы девятнадцатого века занимает весьма значительное место. С одной стороны, ее изображали как хранительницу “старины глубокой”, с ее патриархальностью и приверженностью русским традициям. С другой стороны, она вдруг делалась добровольной провинцией Франции, рабски подражая ее нравам и обычаям. Но наиболее часто прослеживается антитеза Москвы и Петербурга как противопоставление старой […]...
- Тема Москвы в творчестве М. Цветаевой Москва! Какой огромный Странноприимный дом! Всяк на Руси – бездомный. Мы все к тебе придем. М. Цветаева М. Цветаева – поэт самобытный, смелый, яркий. Она – человек трагической судьбы, бесконечно любящий свою Родину, хотя родная страна принесла ей много горя. Москва для М. Цветаевой – город особый. Она здесь родилась, провела детство, здесь же прошли […]...
- Цитатная характеристика Чацкого “Но будь военный, будь он статский, Кто так чувствителен, и весел, и остер, Как Александр Андреич Чацкий!” Софья “…Он славно Пересмеять умеет всех; Болтает, шутит, мне забавно; Делить со всяким можно смех” Софья “Остер, умен, красноречив, В друзьях особенно счастлив, Вот об себе задумал он высоко” Софья “Не человек, змея!” Софья “Ах, боже мой! Он […]...
- Панорама Москвы. По тексту М. Ю. Лермонтова Москва не есть обыкновенный большой город, каких тысяча (ЕГЭ по русскому) Русский поэт – масштабная фигура в литературе – М. Лермонтов озадачивается вопросом, касающимся причин, по которым Москва не может быть названа обыкновенным городом. В своих размышлениях, автор повествует о Москве, как о городе со своей уникальной историей и душой. М. Лермонтов отвел себе в собственном произведении роль экскурсовода, показывающего читателю знаменитые места, такие, например, как […]...
- Образ Москвы, как персонаж в творчестве поэтов Пожалуй, нет ни одного русского поэта, который не затронул бы в своем творчестве тему Москвы. Поэзия начала XX века – это поэзия городская, преимущественно петербургская. Петербург был столицей, центром культуры. Но поэзия древнего русского города не могла не быть близкой тем людям, которые жили ощущением своей Родины. А потому в лирике крупнейших поэтов начала нашего […]...
- Социальные и технологические колледжи Москвы Колледж по подготовке социальных работников. 125015, г. Москва, ул. Б. Новодмитровская, 68. Тел. 257 89 67, 257 89 97, 257 89 68. Проезд: ст. метро “Дмитровская”. Специальности на базе 9 и 11 классов: социальный работник в сфере медицинского обслуживания (3г. 10мес.); социальный работник с различными группами населения; организатор социально-правовой работы, менеджер; юрист-консультант для работы в […]...
- Образ Москвы в лирике Есенина В творчестве Сергея Александровича Есенина воссоздано богатство мыслей, чувств, переживаний русского человека. Его поэзия отличается своей неповторимостью, яркостью и глубиной и пользуется огромным успехом у многочисленных читателей, в том числе и зарубежных. В литературу Сергей Есенин вошел как выдающийся лирик, и немало его стихов содержат патриотические мотивы. Теме России посвящен не один сборник его творений. […]...
- БЫТ И НРАВЫ НАЧАЛА ДЕВЯТНАДЦАТОГО ВЕКА (по роману А. С. Пушкина “Евгений Онегин”) Роман “Евгений Онегин” – реалистиче- ское произведение. А. С. Пушкин изобразил в нем современное ему дворянское общество 20-х годов XIX века, детально показав при этом,, как и чем живут дворяне не только в обеих столицах, но и в провинции. Для петербургского дворянства характер- ны суетность и мишурность: “везде поспеть немудрено”. День главного героя Евгения Оне- […]...
- Чацкий. Характеристика героя Чацкий, Горе от ума, Грибоедов Александр Андреевич Чацкий – главный мужской персонаж комедии. Он довольно рано остался сиротой, и воспитывался в доме приятеля своего отца – Фамусова. Вместе с дочерью покровителя получил отличное образование. Со временем его дружба с Софьей переросла в любовь. Он искренне восхищался ей и хотел жениться. Чацкий очень честный и деятельный человек. Ему стало скучно, и […]...
- Быт и нравы купечества в драме Островского “Гроза” Гроза – явление В Природе очищающее и необходимое. Она приносит с собой свежесть и прохладу после изнурительной жары, живительную влагу после суши. Она несет очищающее, обновляющее действие. Таким “глотком свежего воздуха”, новым взглядом на жизнь стала в литературе середины XIX века пьеса А. Н. Островского “Гроза”. Великая русская река, самобытный народ, живущий на ней, дали […]...
- Сатирическое изображение Москвы и москвичей в романе Михаила Булгакова “Мастер и Маргарита” Действие романа Булгакова “Мастер и Маргарита” происходит в Москве. Верней, половина действия, ведь вторая линия – роман Мастера – вовсе относит читателя в далекие библейские времена и в другие пространства. Но сейчас предметом нашего интереса является именно Москва тридцатых годов. Булгаков иронически, даже гротескно рисует современные ему быт и нравы столицы, безжалостно обнажая человеческую жадность, […]...
- Дом Фамусова как олицетворение барской Москвы (по комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”) Есть в Харькове на улице Карла Маркса Дом под номером 21. Желающие узнать, как выглядел дом Павла Афанасьевича Фамусова с улицы или со двора, могут посмотреть. Это типичный дворянский особняк первой половины XIX века. Парадный фасад с колоннадой, а рядом ворота, опоры которых украшены “степными бабами” за неимением львов или эллинских богов. Представляю себе, как […]...
- Образ Москвы 20-х годов по роману Мастер и Маргарита (Булгаков Михайл) Образ Москвы 20-х годов представлен Булгаковым в его романе “Мастер и Маргарита” собирательно. Автор использует сатирические приемы, чтобы нарисовать портреты своих современников. Читая произведение, мы смеемся и сожалеем, потому что чувства, вызываемые героями, неоднозначны. В первых главах романа мы встречаемся с Михаилом Александровичем Берлиозом, председателем МАССОЛИТа (аббревиатура, которой обозначался союз литераторов). Однако этот человек на […]...
- Грибоедовская Москва Москва… Для каждого жителя России это слово имеет свое, особое значение. Как сказал Пушкин: Москва! Как много в этом звуке Для сердца русского слилось! Как много в нем отозвалось… А. Грибоедов в комедии “Горе от ума”, помимо основных сюжетных линий, показывает “свою Москву” – город, в котором поэт живет и творит. Через своих героев автор […]...
- “Жестокие нравы” города Калинова Открывается занавес. И взору зрителя представляется высокий берег Волги, городской сад, гуляющие и беседующие жители прелестного городка Калинова. Красота пейзажа вызывает поэтический восторг Кулигина и удивительно гармонирует с привольной русской народной песней. Неспешно течет разговор городских обывателей, в котором уже слегка приоткрывается скрытая от постороннего взгляда жизнь Калинова. Талантливый механик-самоучка Кулигин называет его нравы “жестокими”. […]...
- М. И. Цветаева. Домики старой Москвы. С каким чувством обращается Марина Цветаева? С каким чувством обращается Марина Цветаева к “домикам старой Москвы”? Обращение к “домикам старой Москвы” проникнуто грустным чувством утраты. Они одновременно и память о былом, и утверждение непреходящей ценности того, что ушло из нашей жизни, ценности былого и воспоминаний о нем. Как вы понимаете слова: Странно постукивать пальцем О деревянный забор! Среди картин былого остались […]...
- Образа родной земли – описание Москвы в романе “Война и мир” Подлинный апофеоз образа родной земли – описание Москвы перед вступлением в нее французов: “Блеск утра был волшебный. Москва с Поклонной горы расстилалась просторно с своею рекой, своими садами и церквами и, казалось, жила своей жизнью, трепеща, как звездами, своими куполами в лучах солнца”. Наполеон самодовольно проговаривает “исторические” фразы, которые услужливо фиксируются окружающими, чтобы потом войти […]...
- Комментарии Панорама Москвы (Лермонтов М. Ю.) Панорама Москвы.-> Датируется 1834 г.; представляет собой сочинение, выполненное по заданию преподавателя русской словесности в Школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров Василия Тимофеевича Плаката (1795-1869), автора “Краткого курса словесности, приспособленного к прозаическим сочинениям” (СПб., 1832), С. 608. …на вершине Ивана Великого…- Имеется в виду колокольня “Иван Великий” в Московском Кремле (1505-1508; 1600; архитектор – Фрязин) […]...
- Быт и нравы города Калинова Город Калинов, изображенный А. Н. Островским в пьесе “Гроза”, – это и реальный город, типичный для России 60-х годов XIX века, и обобщенный образ русского купечества, и символ России середины прошлого столетия в целом. В основе композиции пьесы – принцип контраста. Красота, гармония волжского пейзажа противопоставлена жестокости и несправедливости человеческой жизни. “Чудеса, истинно надобно сказать, […]...
- Сочинение: Почему Фамусов и Чацкий произносят самые большие и содержательные монологи в пьесе? Почему Фамусов и Чацкий произносят самые большие и содержательные монологи в пьесе? (По комедии А.С. Грибоедова “Горе от ума”) Фамусов и Чацкий произносят самые большие и содержательные монологи в пьесе, т.к. это герои-антиподы, конфликт которых (Чацкий и Фамусов как главный представитель московского дворянства) воплощает основную идею произведения. Грибоедов сталкивает в этой пьесе не только “отцов […]...
- Характеристика героев “Горе от ума” (таблица) Герой Краткая характеристика Павел Афанасьевич Фамусов Фамилия “Фамусов” происходит от латинского слова “фама”, что значит “молва”: этим Грибоедов хотел подчеркнуть, что Фамусов боится молвы, общественного мнения, но с другой стороны, в корне слова “Фамусов” есть корень латинского слова “фамосус” – знаменитый, известный Алексей Степанович Молчалин Сергей Сергеевич Скалозуб Полковник. Лиза: “И золотой мешок, и метит […]...
- Чацкий и Фамусов Чацкий близок людям декабристского склада, Фамусов – главный его противник, защитник самодержавно-крепостнических порядков. Уже из 1-го действия комедии становится ясно, насколько это разные люди. В последующих эпизодах Фамусов высказывает свое мнение о книгах, о службе. Из разговора Софьи с Лизой понятно, что Фамусов, “как все московские”, ценит в людях лишь чины и богатство, да и […]...
- Нравы дома Кабановых в драме Островского “Гроза” В драме Островского “Гроза” широко поставлены проблемы нравственности. На примере провинциального города Калинова драматург показал царящие там воистину жестокие нравы. Олицитворением этих нравов является дом Кабановых. Познакомимся с его представителями. Марфа Игнатьевна Кабанова – поборница старого мира. Уже само имя рисует нам грузную, тяжелого характера женщину, а прозвище “Кабаниха” дополняет эту неприятную картину. Кабаниха живет […]...
- “О времена, о нравы!” Даже при поверхностном чтении комедия “Ревизор” поражает современностью своего звучания. Кажется, что это современные представители государственного бюрократического аппарата переоделись в старинные костюмы, выучились говорить на неплохом русском языке и отправились на сцену, чтобы разыграть до боли знакомые эпизоды. Нужно заметить, что персонажи “Ревизора” выглядят вполне современно в 1836-м, и в 2003 году. Наверное, такова судьба […]...
- Быт и нравы губернского города NN Творчество Николая Васильевича Гоголя пришлось на мрачную эпоху Николая I. Это были 30‑е гг. XIX столетия, когда в России после подавления восстания декабристов царила реакция, все инакомыслящие преследовались, лучшие люди подвергались гонениям. Описывая современную ему действительность, Н. В. Гоголь создает гениальную по глубине отражения жизни поэму “Мертвые души”. Основа “Мертвых душ” в том, что книга […]...