Нравственно философское и художественное богатство романа М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита”



Свой последний роман “Мастер и Маргарита” Михаил Булгаков начал писать зимой 1929/30 года. В общей сложности работа над ним продолжалась более десяти лет Автор, словно заранее чувствуя, что это его последнее произведение, хотел вложить в него без остатка всю силу своего многогранного таланта: острый сатирический взгляд, безудержность фантазии, психологическая наблюдательность отличают этот роман.

Булгаков раздвинул границы жанра: ему удалось достигнуть органического соединения историко-эпического, философского и сатирического романа.

По глубине философского содержания и уровню художественного мастерства “Мастер и Маргарита” по праву стоит в одном ряду с “Божественной комедией” Данте, “Дон Кихотом” Сервантеса, “Фаустом” Гете, “Войной и миром” Толстого и другими “вечными спутниками человечества в его исканиях истины и свободы”.

Роман “Мастер и Маргарита” вошел в золотой фонд русской и мировой культуры. Его читают, анализируют, им восхищаются. Проблемы, поднятые в этом произведении, не устарели, они актуальны и сегодня, они будут актуальны всегда Роману посвящено множество книг и статей, в которых

высказываются порой диаметрально противоположные мнения, к чему располагает многогранность этого произведения.

В образе Иешуа нынешнему читателю интересно булгаковское понимание соединения божественного и человеческого, а также его отличие от традиционных представлений о Христе. Мифологический сюжет на который проецируется произведение Булгакова, представляет собой синтез трех основных элементов – Евангелия, Апокалипсиса и “Фауста”. Две тысячи лет тому назад было найдено “переменившее весь ход мировой истории средство спасения”.

Булгаков видел его в духовном подвиге человека, который в романе назван Иешуа Га-Ноцри и за которым виден его великий евангельский прообраз. Образ Иешуа стал выдающимся достижением Булгакова.

Бродяга-философ крепок своей наивной верой в добро, которую не могут отнять у него ни страх наказания, ни вопиющая несправедливость, жертвой которой становится он сам. Его неизменная вера существует вопреки обыденной мудрости и наглядным урокам казни. В житейской практике эта идея добра, к сожалению, не защищена. Слабость проповеди в ее идеальности, но Иешуа упрям, и в абсолютности его веры в добро есть своя сила.

В своем герое автор видит не только религиозного проповедника и реформатора – образ воплощает в себе свободу духа.

В образе Мастера нам представляются чрезвычайно важными автобиографический аспект и связанное с ним понимание Булгаковым роли художника в обществе, его отношений с властью, способность отстоять свободу творчества, совершить нравственный выбор, нести ответственность и ощущать вину за принимаемое решение. Собственно говоря, Мастер посвятил жизнь Иешуа – своему герою, герою романа и одновременно сыну Бога.

Согласно христианскому догмату, человек может найти успокоение только в Боге. Именно в нем и находит свое призвание Мастер. Согласно концепции романа, Бог (в данном случае Иешуа) – это истина. Следовательно, смысл и цель жизни Мастера – в истине, которая и воплощает в себе подлинную высшую нравственность.

Главное, что объединяет этих героев, находящихся во взаимной зависимости, – это их одержимость идеей.

В характере Понтия Пилата важной является его эволюция после встречи с Иешуа, обнажившей несвободу, казалось бы, “всемогущего” прокуратора. Булгаков сохраняет черты традиционного образа, но только внешние. Автор испытывает его поступком, требующим свободного волеизъявления, поскольку самой важной представляется ему проблема свободы и несвободы человеческой личности.

Пилат признал, но не спас Христа, боясь за свое благополучие, поддаваясь дьявольскому наваждению. Он мучительно для себя разрывался между страхом и спасением, долгом и чувством.

Но он не в состоянии преодолеть страх. В то же время прокуратора охватывает смутное предчувствие, что осуждение и казнь бродячего проповедника Иешуа Га-Ноцри принесет ему в будущем большое несчастье: “Мысли понеслись короткие, бессвязные и необыкновенные: “Погиб!”, потом: “Погибли!..” И какая-то совсем неясная среди них о каком-то долженствующем, непременно быть – и с кем?! – бессмертием, причем бессмертие почему-то вызвало нестерпимую тоску”. Понтий Пилат и Га-Ноцри ведут дискуссию о человеческой природе.

Иешуа верит в наличие, добра в мире, в предопределенность исторического развития, ведущего к единой истине. Пилат убежден в незыблемости зла, неискоренимости его в человеке. Ошибаются оба. В финале романа они продолжают на лунной дороге свой.

В двухтысячелетний спор, навечно их сблизивший. Так зло и добро слились воедино в человеческой жизни. Это их единство олицетворяет Воланд – воплощение трагической противоречивости жизни.

Образ Воланда занимает особое место в романе. В разной степени он проецируется и на современный, и на “древний” пласт произведения. Воланд – сгусток противоречий.

Как и Мефистофель Гете, он часть той силы, которая вечно хочет зла и “вечно совершает благо”. Как в своей философии, так и в действиях Воланда особенно тогда противоречив, когда речь идет о нравственных вопросах. Последователен он лишь в своем доброжелательном отношении к Мастеру и Маргарите. Однако и тут есть свои противоречия.

Мефистофель Гете – более романтизирован, чем Воланд. Гете воплотил в Мефистофеле свои искания границ добра и зла, сущности мироздания и тайны истории – вопросы, на которые так и не смог найти ответа. В отличие от Гете Булгаков не стал искать грани между добром и злом.

В образе Воланда автор заявил, что добро и зло в жизни неразделимы и являются вечными оппозициями жизни. Авторская ирония ни разу не касается Воланда. Даже в том затрапезном виде, в котором он предстает на балу, сатана не вызывает улыбки. Воланд олицетворяет вечность.

Он – вечно существующее зло, которое необходимо для существования добра.

При всем при том Воланд признает то редкое, то немногое, что по-настоящему велико, истинно и нетленно. Он знает настоящую цену творческому подвигу Мастера и раскаянию Пилата. Любовь, гордость и чувство собственного достоинства Маргариты вызывают у него холодную симпатию и уважение.

Воланд понимает, что ему неподвластно то, что помечено обобщенным названием “свет”, – все то, что противопоставлено “тьме”. И он считает неприкосновенным для себя подвиг Иешуа Га-Ноцри. Такого дьявола в мировой литературе до Булгакова не было.

Бесконечная любовь и беззаветная преданность любимому человеку – главная черта булгаковской Маргариты. Она – символ женственности, верности, красоты, самопожертвования во имя любви.

В образе Маргариты отражены творческая смелость, дерзкий вызов Булгакова устойчивым эстетическим законам. С одной стороны, в уста Маргариты вложены самые поэтические слова о Творце, о его бессмертии, о прекрасном “вечном доме”, который станет ему наградой. С другой – ведь это именно возлюбленная Мастера летает на половой щетке над бульварами и крышами Москвы, крушит оконные стекла, запускает “острые когти” в ухо Бегемота и называет его бранным словом, просит Воланда превратить домработницу Наташу в ведьму, мстит ничтожному литературному критику Латунскому.

Булгаковскую Маргариту часто сравнивают с гетевской. Однако последняя – лишь слабая женщина, отказавшаяся от борьбы за любовь и любимого человека. У Булгакова Маргарита борется за свое счастье до конца, готова на все, даже на сделку с самим Сатаной.

Совершенно недвусмысленно она готова отдать за любимого свою душу. “После всех волшебств и чудес… она уже догадывалась, к кому именно в гости ее ведут, но это не пугало ее. Надежда на то, что тем ей удастся добиться возвращения своего счастья, сделала ее бесстрашной”: “Ах, право, дьяволу бы я заложила душу, чтобы только узнать, жив он или нет!”

Очень ярко проявляется характер Маргариты во взаимоотношениях с Воландом. Ее человеческая натура, с душевными порывами, преодолением соблазнов и слабостей, раскрывается как сильная и гордая, совестливая и честная. Именно такой Маргарита предстает на балу. Такая же она, когда приходит время расплаты: “Черная тоска как-то сразу подкатила к сердцу Маргариты…

Никакой награды за все ее услуги на балу никто, по-видимому, ей не собирался предлагать, как никто ее и не удерживал… Попросить, что ли, самой, как искушающе советовал Азазелло?.. “Нет, ни за что”, – сказала она себе”. И далее: “Мы вас испытывали, – продолжал Воланд, – никогда и ничего не просите!

Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами все дадут! Садитесь, гордая женщина!”

И затем именно в любви женщины, а не в себе черпает душевные силы Мастер, вновь возвращенный в свою квартиру в арбатском переулке. “Довольно, – говорит он Маргарите. – Ты меня пристыдила. Я никогда больше не допущу малодушие и не вернусь к этому вопросу, будь спокойна. Я знаю, что оба мы жертвы своей душевной болезни, которую, быть может, я передал тебе…

Ну что же, вместе и понесем ее”.

Все главные герои романа вызывают у читателя несомненную симпатию. Они далеко не идеальны, но в них живет глубокая вера в непреложные нравственные законы. Вслед за Кантом писатель считает, что нравственный закон заключается внутри человека и не должен зависеть от религиозного страха перед грядущим возмездием.

Проблемы любви и равнодушия, трусости и раскаяния, добра и зла раскрыты во всем блеске мастерства Булгакова-художника.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Нравственно философское и художественное богатство романа М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита”