Нравственная проблематика одного из произведений современной отечественной прозы

В. М. Шукшин явился продолжателем лучших традиций классической русской литературы. Он всегда считал, что главное в жизни русской интеллигенции – стремление помочь людям. И писатель пытался, прежде всего, помочь людям найти правду, сохранить истинные духовные ценности.

Герои В. Шукшина, подобно героям Л. Толстого, проходят путь нравственных исканий. Писатель стремился раскрыть суть своих героев в кризисные моменты их жизни.
Нравственные идеалы Шукшина воплощаются в характерах героев, унаследовавших все лучшее, что было свойственно

русскому человеку. Все они стремились обрести свое место в жизни страны, найти приложение своим силам. Герой произведения “Живет такой парень” – Пашка Колокольников – живет так, как может, не задумываясь о том, как следует жить.

Но при этом он полон внимания к людям. Этот герой вообще живет не разумом, а чувством, и сердце его не обманывает. Иван Расторгуев – хранитель русской земли. Люба Байкалова (“Печки – лавочки”) сочетает в себе ум, сердечность, верность нравственным устоям семьи.

Она не обретает счастье в жизни,

но сохраняет идеалы добра, чистоты, душевности.
Герои Шукшина размышляют о вечном, о добре и зле, о смысле жизни, призвании человека. Многие из них склонны к максимализму, не готовы к компромиссам. Они свято верят в реальность своего идеала, готовы до последнего защищать его.
Поиск истины для героев Шукшина начинается с познания окружающего мира. Самые активные споры начинаются тогда, когда речь заходит о роли и назначении человека в жизни, о его душевных качествах.
Рассмотрим рассказ “Срезал”. Привычная для Шукшина деревенская обстановка, виденные неоднократно его мужики, неторопливо беседующие на завалинке или в сельской избе… Но как меняется характер главного героя, его цели и авторская интонация. Обычно герои писателя – чудики, решающие глобальные, мировые проблемы.

Их не интересует собственный неустроенный мир и убогий быт. Автор повествует об этих людях с легкой теплотой, юмором. Здесь же все иначе.
Герой этого рассказа, Глеб Капустин, “начитанный и ехидный” мужик. Свою неустроенность и неудовлетворенность жизнью Глеб вымещает на земляках, достигших определенных результатов в жизни: “И как-то так повелось, что когда знатные приезжали в деревню на побывку, когда к знатному земляку в избу наваливался вечером народ – слушали какие-нибудь дивные истории или сами рассказывали про себя, если земляк интересовался, – тогда-то Глеб Капустин приходил и срезал знаменитого гостя”.
В этом рассказе мы не слышим мягких и теплых интонаций автора. Нет, он не высказывает впрямую своего отношения к герою, но чувствуется его неприязненное отношение к нему, граничащее с презрением.
Откуда такое злобное отношение к людям, достигшим успеха, сделавшим в жизни чуть больше тебя? Глеб – “типичный деляга-кляузник”, хотя не написал ни одного анонимного письма, по его собственному признанию. Но его желание “растоптать” успешных людей, смешать их с грязью, чтобы не высовывались, знали свое место, вызывает резкое неприятие автора.
Шукшин рассуждает, вернее, дает почву для рассуждения на тему: посредственность агрессивна и потому вредна и опасна? Глеб немного начитаннее окружающих: он нахватался верхушек, отдельных фраз. Герой бросается громкими и непонятными словами: “натурфилософия”, “стратегическая философия”, он спутал науку лингвистику с философией – “филфак” принял за философский факультет.

Но это ему не важно. Капустин считает себя вправе унижать человека только за то, что он живет в городе, достиг определенного положения, “посмел приехать в деревню на такси”. Его мелкое самолюбие тешится, когда земляки говорят: “Срезал ты его…” И в ответ звучит почти сакраментальная фраза Глеба: “Ничего, это полезно.

Пусть подумает на досуге. А то слишком много берут на себя…” И все… Дальше читателям открывается простор додумать, почему это Глеб решает, кому что полезно?
Шукшин ставит перед человеком главную задачу – избавиться от эгоизма. Автор выступает против любой косности, давления на человеческую личность. Высокая творческая сила есть всегда сила глубоко сознательная.

Подлинный художник всегда отдает себе отчет не только в том, что он делает, но и хорошо понимает при этом, для чего он это делает. Мы можем с уверенностью сказать, что для В. Шукшина величайшей целью литературы, искусства было помогать человеку понимать самого себя.
В русской литературе неоднократно изображались герои, раздираемые внутренними противоречиями. Как правило, это были представители высшего класса, интеллигенты. Шукшин же приводит совершенно иного героя – деревенского мужика.

Он объясняет и доказывает, что человек думает и переживает одно и тоже, живет ли он в городе или в деревне, пашет землю или решает научные проблемы. Есть разность в образовании, в культурном уровне, но вот общечеловеческие вопросы, желание докопаться до истины присуще вне зависимости от “места жительства”.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Нравственная проблематика одного из произведений современной отечественной прозы