Ноздрев и Собакевич. Противопоставление типов
Иной тип “живого мертвеца” представляет Ноздрев. “Это был среднего роста очень недурно сложенный молодец с полными румяными щеками, с белыми, как снег, зубами и черными, как смоль, бакенбардами. Свеж он был, как кровь с молоком, здоровье, казалось, так и прыскало с лица его”.
Ноздрев – полная противоположность и Манилову, и Коробочке. Он непоседа, герой ярмарок, балов, попоек, карточного стола. У него “неугомонная юркость и бойкость характера”. Он буян, кутила, враль, “рыцарь кутежа”.
Он не чужд хлестаковщины – стремления
Ноздрев нечестно играет в карты, всегда готов “ехать куда угодно, хоть на край света, войти в какое хотите предприятие, менять все, что ни есть, на все, что хотите”. Однако все это не приводит Ноздрева к обогащению, а, напротив, разоряет.
Общественное значение образа Ноздрева заключается в том, что на нем Гоголь наглядно показывает все противоречие между интересами крестьянства и помещиков.
Новая ступень морального падения человека -“чертов кулак”, по выражению Чичикова, – Собакевич.
“Казалось, – пишет Гоголь, – в этом теле совсем не было души, или она у него была, но совсем не там, где следует, а, как у бессмертного кощея, где-то за горами, и закрыта такою толстою скорлупою, что все, что ни ворочалось на дне ее, не производило решительно никакого потрясения на поверхности”.
У Собакевича тяготение к старым крепостническим формам ведения хозяйства, вражда к городу и просвещению сочетаются со страстью к наживе, хищному накоплению. Страсть к обогащению толкает его на плутовство, заставляет изыскивать разные средства наживы. В отличие от других помещиков, выведенных Гоголем, Собакевич, помимо барщинной, применяет еще и денежно-оброчную систему: так, например, Ермий Сорокоплехин, торговавший в Москве, приносил Собакевичу пятьсот рублей оброку.
Рассуждая о характере Собакевича, Гоголь подчеркивает широкое обобщающее значение этого образа. Собакевичи, говорит Гоголь, бывали не только в помещичьей, но и в чиновничьей и учебной среде. И везде они проявляли свои качества “человека-кулака”: корыстолюбие, узость интересов, косность.
Related posts:
- Ноздрев и Собакевич. Характеристика автора В характере Ноздрева Гоголь выделяет его бесцельную активность, постоянную готовность заняться чем угодно. “Он предлагал вам ехать куда угодно, хоть на край света, войти в какое хотите предприятие, менять все, что ни есть, на все, что хотите”. Но ни одно начатое дело Ноздрев не доводит до конца, ибо все его начинания лишены цели и не […]...
- Манилов, Коробочка, Ноздрев, Собакевич Манилов, Коробочка, Ноздрев, Собакевич – эти герои антисоциальны, их характеры уродливы, но у каждого из них, как мы убедились при более близком знакомстве, осталось хоть что-нибудь положительное. Манилов. Этот человек немного напоминает мне самого Чичикова. “Один бог разве мог сказать, какой характер у М. Есть род людей, известных под именем: ни то, ни се, ни […]...
- Действительно, кто такие Ноздрев, Коробочка, Собакевич, Плюшкин? Третья ступень человеческого падения – “в некотором отношении исторический человек” Ноздрев. Существование его также бесцельно, что подчеркнуто убийственно-иронической фразой автора о том, что Ноздрев готов был и любое время “ехать куда угодно, хоть на край света, войти в какое хотите предприятие, менять все что ни есть на все, что хотите”. Словом, “многосторонний”, как иронически замечает […]...
- Характеристика героя Ноздрев, Мертвые души, Гоголь Ноздрев Ноздрев – разбитной 35-летний помещик из произведения “Мертвые души”, третий “продавец” душ умерших крестьян. С этим персонажем Чичиков знакомится уже в первой главе на приеме у прокурора. Позже он сталкивается с ним в трактире и тот приглашает Чичикова к себе в гости. Поместье Ноздрева в полной мере отражает вздорный характер хозяина. В кабинете нет […]...
- ЧИЧИКОВ И НОЗДРЕВ: В ЧЕМ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ ДВУХ ХАРАКТЕРОВ? ЧИЧИКОВ И НОЗДРЕВ: В ЧЕМ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ ДВУХ ХАРАКТЕРОВ? Поэма Н. В. Гоголя “Мертвые души” представляет собой крупномасштабное исследование мира “мертвых душ”, мира людей, скрывающих за маской активной жизненной позиции пошлость и низость своих истинных чувств и поступков. Два характера – Чичиков и Ноздрев – господа, не принадлежащие к породе “тонких”, но и отличные от “толстых”, […]...
- Ноздрев – характеристика персонажа Произведение: Мертвые души Ноздрев – третий помещик, у которого Чичиков пытается купить мертвые души. Это молодцеватый 35-летний “говорун, кутила, лихач”. Н. непрерывно врет, задирает всех без разбору; он очень азартен, готов “нагадить” лучшему другу без какой-либо цели. Все поведение Н. объясняется его главенствующим качеством: “юркостью и бойкостью характера”, т. е. безудержностью, граничащим с беспамятством. Н. […]...
- Ноздрев и Хлестаков: сравнительная характеристика (“Ревизор” и “Мертвые души Н. В. Гоголя) 1. “Ревизор” и “Мертвые души”: место действия. 2. Образ Хлестакова. 3. Образ Ноздрева. 4. Сходство и различия персонажей. “Ревизор”, как и “Мертвые души”, Н. В. Гоголя представляет собой галерею типичных для российской провинции характеров. Однако сразу же нужно отметить, что местом действия в “Ревизоре” является провинциальный город, тогда в “Мертвых душах” авторский взгляд охватывает и […]...
- Чичиков и Ноздрев: в чем противоположность двух характеров? (По поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души”) Приступая к работе над поэмой “Мертвые души”, Гоголь ставил перед собой цель “показать хотя с одного боку всю Русь”. Поэма построена на основе сюжета о похождениях Чичикова – чиновника, скупающего “мертвые души”. Жажда выигрыша, удачи заставляет героя-авантюриста быстро менять положение, легко передвигаться по огромным просторам страны, искать знакомств с нужными людьми, добиваться их расположения. При […]...
- Собакевич – характеристика персонажа Произведение: Мертвые души Собакевич Михайло Семеныч – помещик, четвертый “продавец” мертвых душ. Само имя и внешность этого героя (напоминает “средней величины медведя”, фрак на нем “совершенно медвежьего” цвета, ступает вкривь и вкось, цвет лица “каленый, горячий”) указывают на его могучесть его натуры. С самого начала образ С. связывается с темой денег, хозяйственности, расчета (в момент […]...
- Характеристика типов логических сочинений РАЗДЕЛ 3 СОЧИНЕНИЯ ЛОГИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА Характеристика типов логических сочинений Сочинения логического характера относятся к так называемым традиционным сочинениям. Среди них можно выделить несколько видов по типу производимого анализа: – сочинения, представляющие собой характеристику одного или нескольких образов произведения, того или иного явления, события, периода; – сочинения, в которых формулировка темы уже содержит проблемный вопрос; – […]...
- Анализ эпизода “Чичиков у Ноздрева” Высмеивая пагубное влияние крепостного строя не только на крестьян, но и на самих крепостников, Н. В. Гоголь в поэме “Мертвые души” создает целую галерею образов Помещиков, где каждое лицо выступает как яркий индивидуальный характер, и в то же время является типичным. В образе Ноздрева Гоголь показывает человека, напрочь лишенного понятия о моральных и нравственных нормах, […]...
- Многообразие крестьянских типов в поэме Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” Отправляя в путь крестьян-правдоискателей, Н. А. Некрасов не просто показывает нам людей разных сословий, составляя портрет России второй половины XIX столетия в один из переломных моментов ее развития – назревание и проведение реформы 1861 года. Главная задача поэта, пишущего для народа и говорящего от их имени, – показать русский народ, как он есть. “Я задумал […]...
- Собакевич и Чичиков Талант изображения человека через бытовое его окружение достигает у Гоголя торжества в рассказе о встрече Чичикова с Собакевичем. Этот помещик не витает в облаках, он обеими ногами стоит на земле, ко всему относясь с черствой и трезвой практичностью. Основательность и крепость отличают все в имении Собакевича: “Помещик, казалось, хлопотал много о прочности. На конюшни, сараи […]...
- Описание персонажей Гоголя: Собакевич и Чичиков О характере Собакевича говорит и внутреннее убранство дома. В гостиной висят картины с изображением греческих полководцев; все эти герои были “с такими толстыми ляжками и неслыханными усами, что дрожь проходила по телу”. Рядом с полководцами разместилась “греческая Бобелина, которой одна нога казалась больше всего туловища тех щеголей, которые наполняют нынешние гостиные”. Мебель в комнатах прочна, […]...
- Мертвые души характеристика образа Собакевич Михайло Семеныч Собакевич Михайло Семеныч – четвертый (после Ноздрева, перед Плюшкиным) “продавец” “мертвых душ” Чичикову; наделен могучей “природой” – в 7-й главе жалуется Председателю палаты и Чичикову на то, что живет пятый десяток, а не болел ни разу, и за это придется когда-нибудь “заплатить”; аппетит соответствует его могучей натуре – в той же главе описано “поедание” им […]...
- ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВ КУТУЗОВА И НАПОЛЕОНА В РОМАНЕ Л. Н. ТОЛСТОГО “ВОЙНА И МИР” Роман Л. Н. Толстого “Война и мир” явля- ется, по мнению большинства известных писа- телей и критиков, величайшим романом в ис- тории человечества. “Война и мир” – это ро- ман-эпопея, повествующий о знаменательных и грандиозных событиях истории России, ос- вещающий важные стороны народной жизни, характеризующие взгляды, идеалы, быт и нравы различных слоев общества. Основным художественным […]...
- Мертвые души характеристика образа Ноздрев Ноздрев – молодцеватый 35-летний “говорун, кутила, лихач”; третий по счету помещик, с которым Чичиков затевает торг о мертвых душах. Знакомство происходит в 1-й главе, на обеде у Прокурора; возобновляется случайно – в трактире (гл. 4). Чичиков направляется от Коробочки к Собакевичу. Ноздрев, в свою очередь, вместе с “зятем Межуевым” возвращается с ярмарки, где пропил и […]...
- “Історичний” і “багатосторонній” поміщик Ноздрев Твір присвячений Ноздрьову. Яким постає Ноздрьов в авторській характеристиці? Яку рису в його характері письменник вважає головною? Слід мати на увазі, що відповісти на це питання я дещо важче, ніж у випадку з Манілова і Коробочкою, бо на відміну від Манілова, який не мав ніякого “запалу”, або Коробочки, “запал” якої цілком пов’язаний з дріб’язковим накопиченням, […]...
- 7 типов личностей, которых следует избегать. 1. Манипуляторы. Эти люди являются специалистами 7 типов личностей, которых следует избегать. 1. Манипуляторы. Эти люди являются специалистами в области манипулирования. Манипуляторы хорошо определяют слабые места человека и знают за какой рычаг необходимо дернуть, чтобы заставить остальных делать то, что выгодно им. Чем опасны: Общение с этими людьми отрицательно влияет на вашу систему убеждений и чувство собственного достоинства. Они находят способы […]...
- Анализ эпизода “Чичиков у Ноздрева” (по поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души”) Высмеивая пагубное влияние крепостного строя не только на крестьян, но и на самих крепостников, Н. В. Гоголь в поэме “Мертвые души” создает целую галерею образов Помещиков, где каждое лицо выступает как яркий индивидуальный характер, и в то же время является типичным. В образе Ноздрева Гоголь показывает человека, напрочь лишенного понятия о моральных и нравственных нормах, […]...
- ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ ИСТИННОГО И ЛОЖНОГО ПАТРИОТИЗМА В РОМАНЕ Л. Т. ТОЛСТОГО “ВОЙНА И МИР” Главная тема романа “Война и мир” – изображение подвига русского народа в Оте- чественной войне 1812 года. Автор говорит в своем романе и о верных сынах отечества, и о лжепатриотах, думающих только о своих корыстных интересах. Толстой использует прием антитезы для изображения как собы- тий, так и героев романа. Так, в первом томе он рассказывает […]...
- Собакевич – персонаж поэмы Н. В. Гоголя “Мертвые души” Фольклорные источники образа Собакевича былинные и сказочные богатыри (Еруслан Лазаревич, Илья Муромец и т. п.). Возможные литературные источники: Тарас Скотинин из комедии Д. Фонвизииа “Недоросль”, медведеподоб-ный разбойник Бурдаш из романа М. Загоскина “Юрий Милославский”. Богатырская мощь Собакевича (нога, обутая в сапог исполинского размера), подвиги за обеденным столом (ватрушки “гораздо больше тарелки”, “индюк ростом с теленка”, […]...
- Противопоставление Максима Максимыча Печорину Противоречивость и раздвоенность Печорина еще отчетливее выступает при его сопоставлении с Максимом Максимычем. Максим Максимыч – рядовой офицер, воспринявший привычки и взгляды тех людей, с которыми прожил свою нелегкую жизнь. Он всех горцев считает “мошенниками”, “плутами”, “разбойниками” и “бестиями”. Но в этих оскорбительных, на первый взгляд, определениях нет ни презрения, ни ненависти к горцам. Сам […]...
- Противопоставление образа Татьяны другим героям Онегину и Ленскому, воспитанием и культурой оторванным от народа, Пушкин противопоставляет Татьяну Ларину. Татьяна для Пушкина -“милый идеал”. Что же ценил в Татьяне Пушкин, почему он с такой теплотой нарисовал этот образ? Прежде всего, Татьяна – это цельная натура. Белинский разъясняет это так: “Натура Татьяны не многосложна, но глубока и сильна. В Татьяне нет этих […]...
- Противопоставление Обломова и Штольца в романе Гончарова “…после прочтения всего романа вы чувствуете, что в сфере вашей мысли прибавилось что-то новое, что к вам в душу глубоко запали новые образы, новые типы. Они вас долго преследуют, вам хочется думать над ними, хочется выяснить значение их отношения к вашей собственной жизни, характеру, наклонностям…” – пишет известный критик Н. А. Добролюбов о романе И. […]...
- Сочинение на тему: “Мертвые души. Сюжет, герои, проблематика” Н. В. Гоголь написал величайшее произведение – “Мертвые души”. В нем он попытался показать все, что есть на Руси: нравы, быт обычаи. Гоголь показал нам насколько может быть скупой и бедной человеческая душа. В первой главе автор показывает нам провинциальный губернский город и знакомит читателей с действующими лицами поэмы. В следующих пяти главах перед нами […]...
- Противопоставление – художественный принцип романа А. С. Пушкина “Евгений Онегин” 1. Противопоставление столичного и сельского образа жизни. 2. Онегин и Ленский. 3. Противопоставление Татьяны и Ольги. 4. Татьяна – неопытная деревенской барышня и светская дама. Легко заметить, что одним из основных принципов, которыми руководствовался А. С. Пушкин при написании своего романа в стихах “Евгений Онегин”, является противопоставление. Это и противопоставление характеров героев, и противопоставление двух […]...
- “НЕТ ВЕЛИЧИЯ ТАМ, ГДЕ НЕТ ПРОСТОТЫ, ДОБРА И ПРАВДЫ” (противопоставление Кутузова и Наполеона в романе-эпопее “Война и мир”) “НЕТ ВЕЛИЧИЯ ТАМ, ГДЕ НЕТ ПРОСТОТЫ, ДОБРА И ПРАВДЫ” (противопоставление Кутузова и Наполеона в романе-эпопее “Война и мир”) В основе построения сюжета романа-эпопеи Л. Н. Толстого “Война и мир” лежит прием резкого противопоставления, контраста, антитезы. Этот контраст звучит уже в названии произведения. Военным действиям, войне, разрушению, злу автор противопоставляет мирную жизнь людей с ее заботами, […]...
- Характеристика героя Собакевич, Мертвые души, Гоголь Собакевич Собакевич Михайло Семенович – один из персонажей произведения Н. В. Гоголя “Мертвые души”, четвертый “продавец” мертвых душ. Внешность этого героя как нельзя лучше соответствует его характеру. Это крупный, немного угловатый и неуклюжий помещик с “бульдожьей” хваткой, похожий “на средней величины медведя”. Отсюда и имя с фамилией – Михайло Собакевич. Глядя на него, Чичикову кажется, […]...
- Что общего у Гоголевских помещиков и чем они не похожи друг на друга? “Мертвые души” – роман, названный поэмой. Постоянный житель всех хрестоматий по русской литературе. Произведение классики, которое сегодня так же злободневно и актуально, как и полтора века назад. “Попробуйте детально вспомнить сюжет и финал “Дубровского”, – заметил один из исследователей. – Это намного сложнее, чем забыть хотя бы одного помещика из “Мертвых душ”. Действительно, в разработке […]...
- Владельцы усадеб Рисуя владельцев усадеб, Гоголь напоминает, что каждый из них не является исключением. Манилов принадлежит к людям “так себе, ни то ни се”. Коробочка -“одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи” и “набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки”. Таких людей, как Ноздрев, “приходилось всякому встречать немало. Они называются разбитными малыми…”. Собакевичи встречаются не […]...
- Многообразие народных типов в поэме H. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” 1. Лучшие человеческие качества, воплотившиеся в образах людей из народа. 2. Образ Матрены Тимофеевны Корчагиной. 3. Голь и холопы. 4. “Крестьянский грех”. В своей поэме “Кому на Руси жить хорошо” Н. А. Некрасов показывает обширную панораму народной жизни, характеров и судеб. Мотив странствия семерых крестьян, задавшихся целью выяснить, кому же “вольготно, весело живется на Руси”, […]...
- ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ ИСТИННОГО И ЛОЖНОГО ПАТРИОТИЗМА В РОМАНЕ Л. Н. ТОЛСТОГО “ВОЙНА И МИР” Главная тема романа “Война и мир” – изображение подвига русского народа в Отечественной войне 1812 года. Автор говорит в своем романе и о верных сынах отечества, и о лжепатриотах, думающих только о своих корыстных интересах. Толстой использует прием антитезы для изображения как событий, так и героев романа. Так, в первом томе он рассказывает о войне […]...
- Сопоставление или противопоставление образов Обломова и Штольца по роману Обломов (Гончаров И. А.) Удивительный, гротескный, почти неправдоподобный образ создал Гончаров. Имя Обломова стало нарицательным. Сказать по правде, нарицательными становятся именно гротескные фигуры, в которых подчеркнуты, выведены за пределы натуральности определенные черты. От них происходят наименования самих этих черт, особенностей: гамлетизм, донкихотство, обломовщина и пр. Жизнь Обломова в сущности несложна. Как подметил Добролюбов, в начале произведения мы видим его […]...
- Образ и характер помещика Ноздрева по поэме Мертвые души (Гоголь Н. В.) С одной стороны, герой поэмы ”Мертвые души” Ноздрев предстает в произведении бойким, активным и неугомонным человеком, но с другой стороны, его можно назвать ”мертвой душой”. Жизнь этого помещика абсолютно бездуховна. Гоголь передает это через изображение усадьбы Ноздрева, его кабинета, где ”не было заметно следов того, что бывает в кабинетах, то есть книг или бумаги; висели […]...
- Противоположность характеров Чичикова и Ноздрева Осенью 1835 г. Гоголь принимается за работу над “Мертвыми душами”, сюжет которых, как и сюжет “Ревизора”, был ему подсказан Пушкиным. “Мне хочется в этом романе показать, хотя с одного боку всю Русь”, – пишет он Пушкину. Объясняя замысел “Мертвых душ”, Гоголь писал, что образы поэмы – “ничуть не портреты с ничтожных людей, напротив, в них […]...
- Сочинение Противопоставление истинного и ложного патриотизма в романе Толстого “Война и мир” Противопоставление истинного и ложного патриотизма в романе Л. Н. Толстого “Война и мир” Один из основных вопросов, который волнует Толстого, – вопрос о патриотизме. и героизме русского народа – рассмотрен в романе очень глубоко. При этом Толстой не впадает в ложно-патриотический тон повествования, а смотрит на события сурово и объективно, как писатель-реалист. Автор говорит о […]...
- ЧИЧИКОВ – ДЕЛЕЦ-ПРИОБРЕТАТЕЛЬ (вариант 1) Гоголевский Чичиков – образ необыкно- венный, наполненный какой-то сверхмагиче- ской силой. Отношение Гоголя к Чичикову – это отношение писателя к России того време- ни. Вопрос, куда идет Россия, – центральный в поэме. На протяжении почти всего первого тома Чичиков неуловим как для полиции, так и для людей, с которыми ему приходилось сталкиваться. С самого начала […]...
- Противопоставление двух миров в стихотворении “Когда за городом, задумчив, я брожу” Противопоставление двух миров дано в блистательном стихотворении “Когда за городом, задумчив, я брожу” Образы двух кладбищ – столичного и деревенского – позволили поэту не только изобразить существование двух враждебных миров, двух типов культуры, по и откровенно выразить свою позицию. Лживость, лицемерие общества чиновников и купцов увековечены ими даже на кладбище. Оглядывая Решетки, столбики, нарядные гробницы, […]...
- Противопоставление образов Луки и Сатина по пьесе На дне (Горький А. М.) Произведение Максима Горького “На Дне” можно определить, как социально-философскую драму. О наличии в пьесе социальной проблематики свидетельствует не только яркое и говорящее название, но и облик ее персонажей. Герои произведения – люди опустившиеся, изгои общества, по разным причинам лишившиеся своего места в цивилизованном обществе. При чуть более внимательном чтении становится очевидно, что этим людям совершенно […]...