Новые литературные общества в России в первой половине восемнадцатого века

Новыми литературными интересами была вызвана организация новых литературных обществ. Еще в самый разгар деятельности “Арзамаса”, в 1816 г., по инициативе либерально настроенной группы молодежи организуется Вольное общество любителей российской словесности. Некоторое время в направлении общества не было необходимой ясности и определенности.

Шла идейная борьба между правым и левым его флангами. Но в 1819г., после избрания председателем общества Ф. Н. Глинки, руководящее положение завоевывает группа дворянских революционеров: К. Ф. Рылеев,

А. А. Бестужев, Н. А. Бестужев, В. К. Кюхельбекер, Н. И. Тургенев. Вольное общество становится видным центром общественной борьбы за прогрессивную русскую литературу и культуру.

На закрытых и публичных заседаниях общества были прочитаны и обсуждены многие произведения передовой литературы того времени (стихотворение Кюхельбекера “Поэты”, отрывок из поэмы Рылеева “Войнаровский” и др.).

Периодическим органом Вольного общества был “Соревнователь просвещения и благотворения” (1818-1825). Открывая журнал, издатели обещали основное внимание уделять “всему отечественному”. Борьба умеренных

и радикальных тенденций, разделившая членов Вольного общества на партии, отразилась и в журнале. Первоначально на первый план выдвигались просветительные задачи.

Но более близкое участие в “Соревнователе” Рылеева, А. Бестужева, Кюхельбекера придало журналу декабристское направление. Здесь печатались думы Рылеева, стихи Кюхельбекера, Ф. Глинки, статья О. М. Сомова о романтизме. Печатался в “Соревнователе” и А. С. Пушкин.

Интерес журнала к “отечественному” открыл его страницы для множества статей о русской народной поэзии и для публикации многочисленных ее образцов.

В соответствии с уставом “Союза благоденствия”, рекомендо-. вавшим членам организации создавать вольные общества для распространения легальными средствами освободительных идей, был организован, по-видимому, в 1819 г. литературный кружок “Зеленая лампа”.

Название это (оно произошло от лампы под зеленым абажуром, висевшей над столом в квартире Н. В. Всеволожского, где собирались члены общества) получило политическое значение: зеленый цвет, цвет надежды, символизировал вольнолюбивые чаяния членов общества. Здесь мы встречаем С. П. Трубецкого, Ф. Н. Глинку, Н. И. Гнедича, А. А. Дельвига, В. В. Энгельгардта, А. Д. Улыбышева и др. Частым посетителем собраний “Зеленой лампы” был Пушкин, который называл членов общества рыцарями “любви, свободы и вина” (“К Ф. Ф. Юрьеву”), Беспечно шумная форма собраний позволяла членам общества маскировать свои серьезные цели.

Для политических настроений участников “Зеленой лампы”, которую Пушкин в том же послании называет “лампой надежды”, характерно произведение Улыбышева “Сон”. В этой своеобразной утопии будущая свободная Россия представляется в виде конституционной монархии. В том же произведении нашла выражение литературная программа, характерная для русского прогрессивного романтизма: необходимость создания национально-самобытной литературы путем отказа от подражательности и обращения к “плодоносной и почти нетронутой жиле нашей древней народной словесности”. Большое внимание члены “Зеленой лампы” уделяли русскому театру, который, по их мнению, нуждался в появлении хорошей национальной комедии.

Театральные интересы членов “Зеленый лампы” нашли яркое выражение в статье Пушкина “Мои замечания об русском театре” (1820, опубл. 1895). “Зеленая лампа” просуществовала недолго и в 1820 г., из опасения возможных репрессий, прекратила свои собрания.

Организуя литературные общества, декабристы распространяли, передовые идеи в широких общественных кругах и оказывали свое влияние на литературную борьбу. Это отметил А. Бестужев в обзоре литературы за 1823 г.: “Нередко те, которые приезжают туда,- писал критиК. декабрист о литературных обществах,- чтобы других посмотреть или показать себя, возвращаются домой с новыми понятиями и с полезнейшею охотою”. Его показания следственной комиссии по делу декабристов позволяют понять политический смысл этих осторожных выражений: Бестужев рассказал, как иногда, возвращаясь с Рылеевым после собрания Вольного общества любителей российской словесности, они “мечтали вместе” о предстоящем изменении общественно-политического строя.

Русское романтическое движение, как уже говорилось, было возглавлено Пушкиным. Великий поэт разделял и развивал литературно-эстетические воззрения декабристов, как и их общественно-политические идеи. Однако были и некоторые расхождения со взглядами декабристов, вызванные тем, что в эстетике Пушкина очень рано начали складываться принципы реализма.

Не было полного единства в литературной программе и среди декабристов. Так, Кюхельбекер с его культом “высокой”, по-своему архаизированной поэзии занимал позицию, несколько отличную от позиции Рылеева и А. Бестужева. Однако на основе общих политических задач, объединявших всех дворянских революционеров, сложились и общие для них литературно-эстетические принципы – принципы революционного романтизма.

Литературная программа дворянских революционеров соответствовала их политической программе. Продолжая и развивая традиции Радищева и других передовых русских писателей конца XVIII – начала XIX в., поэты-декабристы в соответствии с общественно-политическими задачами своего времени высоко подняли знамя борьбы за национально-самобытную, героико-патриотическую, революционно-освободительную русскую литературу.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Новые литературные общества в России в первой половине восемнадцатого века