Новое поколение писателей Тема войны и фашизма



Большинство молодых писателей обращалось в своем творчестве к теме демократического строительства, поскольку в нем они видели реальную альтернативу прошлому. Однако уже в середине 50-х годов ремилитаризация Германии и ее вступление в НАТО потребовали вернуться к темам фашизма и войны.

Первые повести и романы, посвященные войне, были написаны с последовательных антифашистских позиций и не скрывали своих побудительных мотивов. Определяющими для этих литературных произведений были страстная полемика против восхваления войны и затушевывания

ее социальных и политических причин, а также предостережение от возрождения фашистской идеологии, приукрашенной демократической фразеологией.

Такие литературные произведения, как рассказ Ганса Пфейфера “Пещера в Бабьем яре” (1957), рассказы Карла Мундштока (род. в 1915 году) “До последнего солдата” (1956), “Солнце в полуночи” (1959) и “Час Дитриха Конради” (1958) или роман Эгона Гюнтера (род. в 1927 году) “Критская война” (1957), рисовали в остросюжетном и напряженном повествовании деформацию человеческой личности и непримиримые противоречия между жестокой реальностью и фашистскими псевдоидеалами.

1945

год, ознаменовавший собою исторический перелом в обществе и переломы в индивидуальных судьбах людей, война, процесс внутренних перемен в человеке – таковы были главные мотивы романа “Ложь” (1956) Герберта Отто (род. в 1925 г.) и других, обращавшихся к этой теме вплоть до 60-х годов.

Эти книги запечатлели события новейшей немецкой истории, удостоверяя выбор социалистических позиций. Взаимодействуя с целым ансамблем персонажей, отражающим все многообразие социальных и политических различий в обществе, главный герой романа, освобождаясь от ошибок и заблуждений, проделывал тот путь, который шел параллельно с объективным движением истории и характеризовал это движение.

В основу подобных сюжетных линий ложилась объективная обусловленность судьбы отдельного человека исторической судьбой всего общества, поэтому не случайна их перекличка с тем художественным и идейным замыслом, который осуществлялся, например, в пьесе Бехера “Зимняя битва” или романе Бодо Узе “Лейтенант Бертрам”.

Такие сюжетные линии были характерны для многих романов, которые появились в конце 50-х – начале 60-х годов, повествуя о становлении человеческой личности. Одним из наиболее показательных в этом отношении произведений стал роман в двух частях Дитера Нолля (род. в 1927 г.) “Приключения Вернера Хольта” (1960-1963).

Дитер Нолль задумал создать образ героя, “целиком определенного своей классовой принадлежностью, а именно своей отчетливой мелкобуржуазностью”, становление которого было бы “максимально однозначным по своей направленности и максимально сложным по самому процессу” 56. На этой основе возникла проникнутая событийной динамикой картина духовного перерождения того поколения, которое было обмануто фашизмом. Отказ от прежних заблуждений становится в романе Нолля отправной точкой для обретения новых жизненных позиций и перехода к активному участию в демократическом строительстве.

На примере ряда персонажей романа, различных по своим социальным и политическим характеристикам, Нолль показывает возможные, порою резко противоположные варианты личного выбора в условиях исторически переломных событий. Во второй части романа, рисующей неодинаковые по своей сложности пути становления личности уже в период

Новой эпохи в жизни общества, досто-.

Верная событийность нередко уступает место словесным прениям, и это позволяет делать вывод, что освоение новых и более комплексных проблем меньше удается прозе, главными элементами которой служат социальная репрезентативность и сюжетная динамичность.

О многообразии социальных и личных моментов, сопутствующих решающему выбору, который заставляет сделать время, повествуют также романы Юргена Бринкмана (род. в 1934 году) “Франк Мелентин” (1966), Йоахима Кнаппе (род. в 1929 году) “Моя безымянная земля” (1965), Йоахима Воль-гемута (род. в 1932 году) “Эгон и восьмое чудо света” (1962, телеэкранизация в 1964 году). Некоторые из этих книг, в том числе романы Гюнтера Хофе (род. в 1914 году) “Красный снег” (1962), “Спасибо, друг” (1970) и “Заключительный аккорд” (1974), соединяя в себе приверженность к факту с художественным вымыслом, напоминают антивоенные романы о первой мировой войне. Автобиографическая литература, начиная с книги Рудольфа Петерсхагена (1901-1969) “Совесть пробуждается” (1957), обнаруживает тяготение к анализу событий недавнего прошлого с личных позиций.

Интересным художественным экспериментом стал роман Макса Вальтера Шульца (род. в 1921 году) “Мы не пыль на ветру” (1962).

Главный герой романа – солдат Руди Хагедорн, парень из рабочей семьи. В последние недели войны он чувствует себя обманутым в своей вере в “отчизну” и “гуманность”, а кроме того, он тяжело переживает то, что его предал давнишний друг – врач Залигер, с которым он вместе учился в гимназии. В то время как Залигер, капитан фашистского вермахта, доносит эсэсовцам на подпольщиков-антифашистов, Руди Хагедорн решает по-своему закончить войну.

Постепенно в Хагедорне зреет мужественная готовность начать все сначала, в чем ему помогают прежде всего простые люди труда, налаживающие мирную жизнь. Но и философские и политические споры, услышанные Руди

Хагедорном в доме девушки, которую он любил ему разобраться в происшедших событиях.

Шульц самым тесным образом связывает личные судьбы своих героев с основными философскими и миров юности, также помогают

Воззренческими линиями немецкой истории, с традициями гуманистического воспитания. Основное внимание он уделяет критике “немецкой самоуглубленности”, выявившемуся бессилию буржуазно-гуманистических идей.

Если война и фашизм послужили основными темами перечисленных произведений, то в других книгах наметилась тенденция к охвату рамками биографического романа более широкой панорамы прошлого. Весьма характерной в этом отношении оказалась тетралогия Герберта Иобста (род. в 1915 г.) “Драматический жизненный путь Адама Пробста” (“Подкидыш”, 1957; “Воспитанник”, 1959; “Бродяга”, 1963). Последняя часть тетралогии (“Искатели счастья”, 1974) рассказывает о том, как шахтер Герберт Иобст становится писателем.

Складывающаяся заново развлекательная литература брала свой материал и героев из того же круга тем, пользуясь, кроме того, и обычными детективными, приключенческими и научно-фантастическими сюжетами.

Приобретший большую известность роман “Операция “Тундерсторм”” (1954) Вольфганга Шрейера (род. в 1927 году) как бы определил качественный уровень развлекательной литературы Германии. Местом действия последующих романов Вольфганга Шрейера (“Храм Сатаны”, 1960, позднее роман был экранизирован; “Прелюд 11”, “Желтая акула”, 1961; “Адъютант”, 1970; “Резидент”, 1974) была преимущественно Латинская Америка, и рассказывалось в них об антиимпериалистической освободительной борьбе в странах этого континента.

Начав, подобно Шрейеру, с тем второй мировой войны (“Час мертвых глаз”, 1957; “Долина семи лун”, 1960), Гарри Тюрк (род. в 1927 году) обратился затем к темам освободительной борьбы народов Азии (“Ветер умирает перед джунглями”, 1962; “Лотос на горящих заводях”, 1962; “Дождь и смерть”, 1967). Наибольший успех выпал роману Гарри Тюрка “Лицедей” (1978), изобличавшему литературного предателя. Книга, несущая в себе большой политический заряд, раскрывала механизм тайной психологической войны против социалистических стран.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Новое поколение писателей Тема войны и фашизма