Новейшие произведения Романа Федорова

Он пришел в прозу из журналистики и через журналистику. И это выразительно заметно на его первых книжках – “Октябрьская соната” (1959), “Тайна подвига” (1961), “Колумбы”, “Капеллан желтого льва” (1962). Хотя критика встретила их в целом благосклонно, но и не бралась утверждать, что в лице автора вызревает действительно серьезный прозаик.

Экзальтация, открытая дидактика, многоречивость, и слишком романтичная поляризация характеров, доведенные до схематической сухости контрасты, надуманность конфликтов, – всего этого

очень трудно лишался Роман Федоров еще и в следующих книжках “Эвшан-зилля” (1966) и “круг Аркана” (1967). Он писал очерки, похожие на рассказ, и рассказы, похожие на очерки.

Посвященный Олексу Довбушу роман в легендах “Жбан вина” (1968) стал новым этапом в творческой биографии автора. Это произведение, в котором гармонично согласовались между собой материал и стиль. Метафорическая изысканность и патетический тон не кажутся здесь неуместными, поскольку легендарный разбойник живет в народной памяти действительно романтично возвышенным, любовно реализованным.

Особенно плодотворным был для Федорова

период от начала 70-х и до конца 80-х. Именно тогда появились книжки его эссеистики и повестей “Цвел папоротник” (1970), “Колыбель из яворового дерева” (1970), “Знак киммерийца” (1972), “Яростное зерно” (1974), “Танец Чугайстра” (1984). Широкий тематический диапазон всех этих произведений: у них говорится о народном искусстве, судьбе культурных и исторических достопримечательностей, заиления источников духовности.

Почти все тогдашние повести Федорова имеют исторические сюжеты. Это неоднократно усложняло жизненную ситуацию писателя – сокрушительную “партийную” критику испытали его “Знак киммерийца”, а также повесть, “Рыжий Разбойник” (1984).

Монументальным, действительно эпическим полотном из жизни Галицкой Руси конца XII века стал роман “Отчий светильник” (1976). Двое людей увековечивают деяния княжеские в “Отчем светильнике”. Первый – Ян – плетет паутину лести, изображая правителя самым храбрым, самым мудрым, самым честным, самым справедливым и т. п. И его ничуть не волнует, что он презирает правду.

Антипод Яна – Иван Русин – трудно, в сомнениях и муках, доискивается правды, видит много непонятного в окружающей жизни: “Странно мне, что временами мудрые окружают себя дураками, странно мне, что временами милосердные милосердие делают жестокими руками”. Выразительная пульсация в произведении таких “вечных” морально-этических вопросов, богатая инвариантность человеческих характеров, высокая художественная пластика, – все это действительно дает право поставить “Отчий светильник” в ряд наивысших художественных достижений украинского исторического роману.

Параллельно с другими книжками создал Р. Федоров и романную тетралогию – “Каменное Поле” (1978), “Жернова” (1983), “Гадание человеческое” (1987) и “Иерусалим на горах” (1993). Хоть в “Иерусалиме…” не встречаем героев из трех предыдущих романов, все же произведение родственно с ними и проблематикой, и острыми коллизиями, которые, прежде всего, связаны с вопросами духовного бытия народа и сохранения его исторической памяти. Р. Федоров любит разворачивать рассказ несколькими потоками. Это видим во всех четырех романах о судьбе западно-украинского села XX ст.

Здесь имеется современная для пересказчика событийная плоскость, а кроме того, существует и “нижний ярус” – ретроспективная линия, которая многое просветляет в судьбах героев и всей логике событий. Именно в этой широкой ретроспективе обстоятельно воспроизведена драматичная история правдоискателя Якова Розлуча, которому не суждено было переделать мир, и он засомневался, можно ли добротой изменить его.

Критика постоянно относила Р. Федорова к последовательным и ярким представителям “причудливой” прозы. Этим не во всем точным определением охватывались писатели, склонные к метафорически яркой стилистике, фольклорным аналогиям, разным параллелям и приемам сказочной фантастики. Все эти приметные черты прозы писателя не потерялись и в его новом романе “Иерусалим на горах”, хотя здесь автор не зашифровывает текст, а, как говорят, называет вещи их именами. В произведении идет речь и о преследованиях людей, которые пытаются беречь нашу историю и культуру, и о жестоких расправах коммунистического режима с ними, и о лживо-демагогической советской пропаганде, и об обреченности тех, кого называли диссидентами (погибает главный герой роману в неравном поединке с власть предержащими).

Если “Каменное Поле”, “Жернова” и “Гадание человеческое”, для упрощения определений можно назвать “романами вопросов”, то “Иерусалим на горах” в таком случае можно назвать “романом ответов”.

Новейшие произведения Романа Федорова – романы “Чудо святого Георгия о змие” (в кн. “Черная свеча от Илены”, 1996), “Лисы воют на щиты”. Вдумчивому читателю “Отчего светильника” название последнего произведения напомнит слова из манускрипта Ивана Русина, который в финале “Отчего светильника” написал: “Князь умер… Что теперь будет с землей галицкой?

Хотел бы я верить присягам и крестному целованию боярскому, хотел бы… и не могу, не имею права. Предчувствую: лисы воют на… щиты”. Как художник Федоров верен своей творческой заинтересованностью, последовательный в своих замыслах и их воплощении в художественные произведения.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Новейшие произведения Романа Федорова