Новая тематика творчества Антуана Экзюпери

Человек волнующей профессии, человек дела, Антуан де Сент-Экзюпери (1900-1944) свои небольшие книжки (“Ночной полет”, 1931; “Земля людей”, 1939 и др.) писал между делом и об этом именно деле, о летчиках, полетах. Однако они принесли ему известность вовсе не потому, что речь в них шла об увлекательных приключениях, хотя, таковых там немало. Сент-Экзюпери сумел связать рассказ о своей профессии с большими человеческими проблемами, как Мартен дю Гар сумел увидеть в профессиональных занятиях врача Антуана Тибо социальные, нравственные вопросы своего

времени.

Мало того, от книг Сент-Экзюпери веяло поэзией сурового долга и дела, что как раз характерно для 30-х годов, когда к активному гуманизму выходили многие зарубежные писатели, прощавшиеся с прошлым, с иллюзиями созерцательности и отвлеченности. “Быть человеком – значит чувствовать свою ответственность”,- писал Сент-Экзюпери, и эти слова воспринимаются как знамение времени.

Необычайно своевременным творчество Сент-Экзюпери было благодаря и непривычной, новой тематике (авиация, полеты, дальние страны, небесные просторы) и новому герою – мужественному, самоотверженному. Все, вплоть

до сдержанности и динамичности стиля писателя, создает ощущение суровой мужественности и деловитости. И в то же время Сент-Экзюпери чужд практицизму, эмпиричности – это летчик-мыслитель, писатель-мыслитель, и самолет не уносит его героев в мир экзотический, а “погружает человека во все старые проблемы”. Поэтому естественно было появление таких, внешне резко отличных от жанра “записок пилота” произведений, как “Цитадель”,- незаконченной книги (хотя она писалась с 1936 года), в которую автор время от времени заносил свои размышления.

Совсем в иной, поэтической и иносказательной, форме философичность, лиризм Сент-Экзюпери раскрылись в сказке “Маленький принц” (1943). Может быть, это лучшая книга писателя – в силу своей органичности, в силу того, что гуманизм Сент-Экзюпери нашел для себя эстетический эквивалент. Несомненно, в острые моменты Сент-Экзюпери занимал четкую политическую позицию – он выступал против фашизма, был патриотом, боролся против оккупантов.

Но, протестуя против попыток “измерить человека”, он обнаруживал отвлеченность своей концепции, в которой преобладало самодовлеющее духовное начало.

Где-то за пределами хорошо известного Сент-Экзюпери и реалистически воспроизводимого им мира начинался мир, плохо известный, мир, в котором было много проблем, много вопросов, а писателю недоставало ответов. Но все же Сент-Экзюпери, даже не всегда умея ответить, задавал вопросы. Эта взбудораженность, эти поиски сами по себе – замечательное качество писателя и черта времени.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Новая тематика творчества Антуана Экзюпери