Новая эпоха литературы в Испании
Новая эпоха началась в Испании не по календарю, – о ней возвестил грохот орудий. Испано-американская война 1898 г., по определению В. И. Ленина, “крупнейшая веха империализма, как периода”‘, для Испании означала окончательный крах ее как колониальной державы; по парижскому мирному договору Испания лишилась своих последних заокеанских колоний. Эта война обнаружила глубочайший кризис правящих классов страны, всей складывавшейся веками системы их господства.
Однако было в этих событиях нечто и более значительное, что затронуло широчайшие
Монархия, отмеченная каиновой печатью вырождения; государственный аппарат, разъедаемый коррупцией и всеобщей продажностью; буржуазные политические партии, уже давно подменившие борьбу принципов мелкой драчкой за теплые местечки; дворянство, кичливое и праздное;
Под “Поколением 1898 года” имеется в виду широкое идейное и культурное движение в среде испанской интеллигенции, возникшее в результате осознания глубокого кризиса испанского буржуазно-помещичьего государства на рубеже веков. Поэтому к числу представителей этого течения относят деятелей литературы и искусства (живописцев Хосе Гутьерреса Солану и Игнасио Сулоагу), историков (Рафаэля Альтамиру), ученых (Рамона Менендеса Пидаля, Америке Кастро и др.), Рамиро Маэсту, Хасинто Бенавенте, Мигель де Унамуно, Рамон дель Валье-Инклан. Позднее к ним присоединились поэты Антонио Мачадо, Хуан Рамон Хименес, философ и теоретик искусства Хосе Ортега-и-Гас-сет и другие.
Они никогда не составляли единой, сплоченной группы, хотя в первом десятилетии XX в. иногда и демонстрировали относительную общность позиций, например в чествовании памяти Мариано Хосе де Ларры. С самого начала в их общественных идеалах и философских воззрениях, представлениях об искусстве и творческих устремлениях было немало существенных различии. С годами эти различия лишь углублялись. И тем не менее, по крайней мере на первом этапе их деятельности, примерно до конца первого десятилетия XX в., для них были характерны и некоторые общие черты.
Так, все писатели “Поколения” начинают с неприятия и резкого отрицания современной им Испании. Никаких утешительных иллюзий и лицемерных недомолвок; зло проникло во все поры жизни, его надо бичевать, подвергать уничтожающей критике.
Конечно, это страстное неприятие официальной Испании, обличение ее пороков у большинства писателей “Поколения” было лишь оборотной стороной их любви к родине. В центре мучительных раздумий “Поколения” всегда стояла Испания, ее прошлое, настоящее и будущее. Только человек, буквально одержимый любовью к родине, мог воскликнуть подобно Унамуно: “У меня болит Испания” (Me duele la Espafia).
Подобная любовь заставляла писателей вдумываться в прошлое, анализировать факты истории, чтобы понять истоки, обнаружить ранние симптомы болезни, которая поразила все части общественного организма страны. Патриотическое чувство не ослепляло их, а обостряло зрение. “Мы отбрасывали… все, что было связано с одряхлевшей Испанией. И мы стремились к глубокому и любовному контакту с другой Испанией, вечной и стихийной…
Мы с упоением читали стихи старых поэтов: Берсео, Хуана Руиса, Манрике…” – вспоминал Асо-рин.
Уже здесь, в этих словах, возникает тема двух Испании. Но Асорин противопоставляет “вечную” Испанию великих образцов культуры “Испании одряхлевшей”, славное прошлое – безрадостному настоящему. А Унамуно в своей теории “интраистории”, Антонио Мачадо в стихах из книги “Поля Кастилии” приходят к выводу о том, что и в истории и сейчас противоборствуют Испания правящих классов – эгоистическая, агрессивная и бесплодная, и Испания народа – мужественная, стойкая и духовно щедрая.
Заслугой “Поколения” было не только открытие многих драгоценных страниц в истории испанской культуры, но и признание духовного богатства народа, в частности его поэтического творчества.
Одним из проявлений патриотического чувства “Поколения 1898 года” был подлинный “культ Кастилии”. Это тем более примечательно, что многие деятели “Поколения” не были кастильцами по рождению: Унамуно и Бароха были баски, Валье-Инклан – галисиец, Мачадо – андалузец, Асорин – левантиец. Судьбы родного края не были безразличны ни одному из них, но, даже обращаясь к любовному воспроизведению природы и быта своей “малой родины”, они были весьма далеки от регионализма.
С этим связан и отказ Валье-Инклана, Барохи и Унамуно от родного языка в своем творчестве. Они были твердо убеждены, что свою задачу как писателей – будить совесть испанцев – смогут в полной мере осуществить только с помощью испано-кастильского языка. И это поняли многие их современники. “Вы, люди нового поколения, благодаря серьезности и искренности своих усилий вновь открыли внутренний дух кастильского искусства в новом понимании его языка, понимании его строгости, сдержанности…” – писал каталонский поэт Джоан Марагал Асо-рину в 1901 г.
Новое понимание языка писателями “Поколения”, пожалуй, нигде не обнаруживалось так ярко, как в их произведениях, посвященных пейзажу Кастилии. Именно потому, что язык стал для писателей средством проникновения в сокровенную суть, самую душу испанского народа, “пейзаж в книгах Унамуно, Асорина, Мачадо не просто эмоционален – пейзаж идеологичен”, – справедливо отмечает русская исследовательница И. А. Тертерян, поясняя далее смысл этого процесса: “…история опрокидывается на природу, мысль писателя об истории, о национальном складе характера пронизывает пейзаж, претворяет его в особый одухотворенный мир”.
История в творчестве писателей “Поколения” опрокидывалась не только на природу, – она присутствует всегда. “Поколение 1898 года” было буквально одержимо чувством истории. Оно рождалось из боли, которую вызвало в их сердцах настоящее Испании, и порождало постоянную озабоченность ее будущим. Предшественники “Поколения” указали на два возможных пути обновления отчизны.
Одни – это были краузисты Франсиско Хинер де лос Риос и его единомышленники – видели спасение Испании в том, чтобы, выражаясь фигурально, “снести Пиренеи”, “европеизировать Испанию”, приобщить ее к “благам” буржуазной цивилизации. Ко уже Анхель Ганивет (Angel Gani-vet, 1862-1898), предтеча и один из самых ранних выразителей настроений “Поколения”, в своем труде “Испанекая идеология” (Idearium espanol, 1896) обращал внимание на оборотную сторону медали – торжество буржуазной пошлости и корысти и, не отрицая необходимости научного и экономического прогресса, призывал “запереть границы Испании на тройной замок”, ибо только возврат к исконным традициям, возрождение “жизненной силы нации” способны обеспечить восстановление былого величия родины.