Новаторство поэзии В. Маяковского
Маяковский обходит мир
С “заготовками” новых дум и чувств,
Он учил мужеству выбора.
И. Эренбург
В творчестве Маяковского сочетаются лучшие традиции русской классической литературы и новаторство поэзии социалистической эпохи.
Противники Маяковского пытались представить его нигилистом, обвиняли в пренебрежительном отношении к культурному наследию. Маяковский резко возражал против этих измышлений. В ответ на обвинение в “уничтожении классиков” он в 1930 году говорил: “Никогда я этим глупым делом не занимался…”
Когда наша страна праздновала стодвадцатипятилетний юбилей со дня рождения Пушкина, Маяковский написал известное стихотворение – “Юбилейное” (1924) и в нем выразил свою глубокую любовь к великому поэту. “Я люблю вас, но живого, а не мумию!”, – страстно восклицает Маяковский, протестуя против того “хрестоматийного глянца”, который наводили на поэта псевдоученые педанты.
Высоко ценил Маяковский Лермонтова. Он защищал поэта от вульгарных критиков,
Наследуя лучшие традиции классиков, Маяковский вместе с тем выступил как поэт-новатор. Для нового содержания он нашел новые средства художественного выражения. Художественное новаторство было рождено новой эпохой в развитии человечества – эпохой пролетарской революции.
В борьбе пародов России за победу социализма сформировалась личность поэта. Революционная эпоха определила содержание и характер его лирики, своеобразие его поэтического стиля, столь органично сплавившего реалистическую точность и конкретность изображения с масштабностью поэтического видения мира.
Сближая поэзию с политикой, Маяковский поставил искусство на службу революции. Мастер политического плаката, газетного стиха, он необычайно широко и оригинально использовал в своем творчестве средства и приемы художественной условности. Его метафора не только подчиняется конкретному идейному замыслу, но и вбирает в себя важнейшие социальные ассоциации эпохи.
Так, например, рождаются образы революции-потопа, а также развернутый образ “войска стихов”. Свойственный стилю Маяковского гиперболизм становится политическим отражением характерного для революционной эпохи накала социальных столкновений и гигантского размаха социалистических преобразований страны. С невиданной ранее широтой Маяковский вводит в поэтический язык живую современную речь, социально-политическую фразеологию эпохи.
В основе его поэзии лежит разговорная речь. “Большинство тона вещей построено на разговорной интонации”, – писал Маяковский. He случайно многим своим стихотворениям он давал название: “разговор”, “рассказ”, “послание” и т. п. Чаще всего в произведениях Владимира Маяковского слышатся ораторские интонации поэта-трибуна, “агитатора, главаря”.
Маяковский постоянно боролся против ложного представления, будто существует особый “поэтический язык”, которым только и можно писать стихи. Он резко критиковал поэтов, которые писали на условно-поэтическом жаргоне.
С такой же энергией боролся против литературных штампов, избитых, омертвевших, ничего не говорящих выражений. Маяковский широко пользовался всеми богатствами русского языка. Когда это было нужно, поэт не пренебрегал старыми словами: архаизмами и славянизмами. Маяковский часто употреблял и неологизмы – слова, созданные им самим.
Их особенность в том, что они создавались на основе общеупотребительных русских слов и всегда были ясны по своему смыслу: “Молоткастый, серпастый советский паспорт”, “Я планов наших люблю громадье” и т. п. Как эти, так и другие неологизмы Маяковского имеют цель наиболее выразительно выявить содержание стихотворения, его смысл.
Очень большое значение в произведениях Маяковского имеет рифма. Ho поэт не удовлетворился старым способом рифмовки. Он часто рифмует слова, учитывая не только их окончания, но и предшествующие звуки, не только буквальные совпадения слогов, но и созвучия слов.
Рифмы Маяковского исключительно разнообразны и выразительны.
Нужно сказать, что за послеоктябрьские годы советская поэзия выдвинула многие имена, занявшие место в одном ряду с крупнейшими поэтами прошлого. И можно смело утверждать, что за всю историю русской литературы не было еще такого периода, когда за сравнительно короткий исторический срок появилось бы такое обилие и разнообразие поэтических талантов. Плеханов и Сельвинский, Пастернак и Есенин, Луговской и Заболоцкий, Багрицкий и Прокофьев, Твардовский и Леонид Мартынов, Светлов и Асеев, Маршак и Антокольский – вот далеко не исчерпывающий список имен современников Маяковского, которыми мы можем гордиться.
И это, несомненно, огромное богатство! Каждый из названных писателей – яркая самобытная поэтическая величина, каждый из них заслуженно может быть назван большим поэтом.
И среди этих поэтов мы выделяем Маяковского, называя его не только “большим”, но и великим. Этот человек завоевал особое место даже среди лучших из лучших наших поэтов.