НОВАТОРСТВО “ЭПИЧЕСКОГО ТЕАТРА” Б. БРЕХТА

Каждый выдающийся драматург ХХ столетия был еще и теоретиком театра, который старался разработать принципиально новые способы сценического воплощения жизни. Чехов и Ибсен, Беккет и Йонеска не только яркие художники, но и тонкие критики, которые прекрасно умели не только создавать, но и “объяснять” свои произведения. Выдающийся немецкий драматург Б. Брехт вошел в историю литературы как теоретик и практик “эпического театра”.

Подобно Б. Шоу, который традиционной драме противопоставил пьесу-дискуссию, Брехт традиционному театру

противопоставлял театр “эпический”. В чем же заключается отличие “эпического театра” Брехта от театра традиционного? Прежде всего, Брехт стремился подчеркнуть условность самого сценического действа: зритель должен помнить, что сценическое действие – это не жизнь, а именно театр.

Очень важным фактором, к которому стремился Брехт, была отсутствие эмоциональной реакции у зрителей.

Пьеса не должна волновать, вызвать слезы или какие-то другие эмоции, она должна принудить зрителя думать. Зритель не должен проникаться судьбой героя, он должен оценивать поступки героя, быть ему судьей. В таком

театре нет положительных и отрицательных героев – это каждый зритель определяет сам для себя. Главное для Брехта, чтобы этот зритель начал думать над тем, что происходит на сцене.

В таком театре ведущей есть роль автора, для которого все действие – лишь повод для начала дискуссии со зрителем. Произведения Брехта имеют довольно откровенный подтекст. Так, знаменитейшая пьеса “Матушка Кураж и ее дети” создавалась в то время, как Гитлер начал Другу мировую войну.

И хотя исторической основой этой истории есть события Тридцатилетней войны, самая пьеса, а особенно образ ее главной героини, приобретают вневременное звучание. По сути это произведение о жизни и смерти, о влиянии исторических событий на жизнь человека.

В центре пьесе – маркитантка Анна Фирлинг, которая больше известная как матушка Кураж. Для матушки Кураж война – это способ существования: она тянет вслед за армией свой фургон, где каждый может купить ее нехитрый товар. Война принесла ей трех детей, которые родились от солдат разных армий; война стала для нее нормой.

Ей безразлично, что является причиной этой войны, кто будет победителем, за которые идеи воюют армии. Эта же война и все отнимает у матушки Кураж: один за одним гибнут ее трое детей, и она остается сама. Пьеса Брехта завершается такой сценой: матушка Кураж уже самая тянет свой фургон вслед за армией, которая отходит.

Даже в самом финале матушка Кураж не изменила свои мысли о войне. Для Брехта важно, чтобы прозрение пришло не к герою, а к зрителю. В этом и заключается смысл “эпического театра”: зритель сам должен осудить или поддержать героя. Так, в пьесе “Матушка Кураж и ее дети” автор все подводит к тому, чтобы главная героиня осудила войну, поняла в конце концов, что война губительная и беспощадная ко всем и всему.

Но “прозрение” матушки Кураж не происходит. Больше к тому, самая “профессия” матушки Кураж предусматривает существование за счет войны. И в финале пьесы она остается верной своей “профессии”.

Несмотря на то что война забрала ее детей, матушке Кураж нужна война, война – это единый способ ее существования.

“Эпический театр” Брехта дал возможность заставить зрителя анализировать то, что происходит на сцене, сделал его активным участником действия. И это одно из главных достижений “эпического театра”.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (2 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

НОВАТОРСТВО “ЭПИЧЕСКОГО ТЕАТРА” Б. БРЕХТА