Новаторский характер Василия Теркина – сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны (По поэме А. Т. Твардовского “Василий Теркин”)
Поэма Александра Твардовского “Василий Теркин” не случайно входит в число интересных и вместе с тем уникальных произведений XX века. О художественных достоинствах этой книги, о богатстве и образности ее языка, о ее роли в истории нашей страны уже было написано немало критических статей, опубликовано сотни научных трудов. В числе тех, кто высоко оценил поэму Твардовского, были Бунин, Солженицын и многие другие.
Своей популярности поэма или, как называл ее сам автор “Книга про бойца”, обязана центральному образу – Василию Теркину.
Но вскоре разразилась Великая Отечественная война. Твардовский был назначен на должность корреспондента в газету “Красная Армия” и уехал на фронт. Твардовский вернулся к начатому произведению, только, по сути, это была уже другая поэма о другой
Автор сосредоточился на характере Теркина, на его фронтовой судьбе, на его роли в жизни других персонажей поэмы.
Фронтовая “биография” Василия Теркина такова: он начинает воевать во время финской кампании, вновь оказывается в действующей армии в июне 1941 года, вместе со своей армией отступает, несколько раз оказывается в окружении, потом переходит в наступление и завершает свой путь в глубине Германии. Уже при первом упоминании фамилия Теркин указывает на особенность характера ее обладателя. Василий – бывалый человек, “тертый калач” или, как сказано в поэме, “жизнью тертый человек”.
В целом образ Василия Теркина – образ символический, это собирательный русский тип. Не случайно, автор подробно останавливается на его фронтовой “биографии”, а о личной не говорит практически ничего. Он человек мирный, гражданский, солдат по необходимости. Обычная размеренная жизнь Теркина в колхозе прервана войной, а война для простого рабочего человека – стихийное бедствие.
Поэтому вся поэма пронизана мечтой о мирной, спокойной жизни.
Как уже было сказано выше, образ Теркина – это обобщенный образ, автор наделяет своего героя стандартной славянской внешностью, избегает портретных примет:
Теркин – кто же он такой?
Скажем откровенно:
Просто парень сам собой
Он обыкновенный.
С одной стороны, он яркая незаурядная личность, а с другой – включает в себя черты многих людей, как бы многократно повторяется в других. Не случайно, например, в “Книге о бойце” есть и такая глава: “Теркин-Теркин”. Как оказалось, в поэме два Теркина, один – Василий, другой – его однофамилец Иван. Они, несомненно, похожи, но не двойники.
Второй Теркин по профессии бронебойщик, рыжий и не курит. Разрешается ситуация, как и положено на войне, “строгим старшиной”:
Что вы тут не разберете,
Не поймете меж собой?
По уставу каждой роте
Будет придан Теркин свой.
Что касается военной профессии Теркина, то в разных ситуациях он оказывается и связистом, и стрелком, и разведчиком. Таким образом, прослеживается принадлежность героя к самому массовому роду войск – пехоте, вынесшей на своих плечах тяжесть войны. Теркин, несомненно, – герой конкретной войны с немцами, но в то же время в нем есть то, что сближает его с русским солдатом всех времен. В образе главного героя явно прослеживаются интернациональные корни, и в первоначальной версии поэмы есть и такие строки:
И в своей шинели мятой,
Похудевший, бородатый,
В самый раз походит он
На российского солдата
Всех кампаний и времен.
Образ Василия Теркина близок фольклорным героям: и богатырям былин или сказаний, и народным героям из бытовой солдатской сказки. Автор часто делает акцент на “фольклорности” своего героя, в этом отношении характерна глава “Поединок”, построенная на перекличках с былинным эпосом. В этой главе Теркин вступает в единоборство с противником, превосходящим его по силе:
Как на древнем поле боя,
Грудь на грудь, что шит на щит, –
Вместо тысяч бьются двое,
Словно схватка все решит.
Твардовский придает поединку максимум масштабности, особенно удачны строки, ставшие рефреном поэмы:
Страшный бой идет, кровавый,
Смертный бой не ради славы,
Ради жизни на земле.
В то же время Василий Теркин в поэме не только былинный, общенациональный тип, но и личность. Фольклорные герои на протяжении всего сказания даны в неизменной форме. Образ Теркина дан в эволюции: чем ближе конец произведения, тем больше тревожных раздумий тревожат героя. В первых главах Василий – балагур, веселый и жизнерадостный, но никак не беспечный, не теряющий самообладания ни при каких обстоятельствах.
Эти качества Теркина были особенно важны в тяжелые дни войны. В финале главы “На Днепре” Теркин молча курит в стороне от радующихся товарищей, и последние строки показывают его с неожиданной стороны:
– Что ж ты, брат, Василий Теркин, Плачешь вроде?..
– Виноват…
Как известно, герой большинства произведений Твардовского прежде всего – крестьянин, мечтающий о счастье и благоденствии на родной земле. Но финская и Великая Отечественная война открыли автору новый мир, дали ему целый пласт впечатлений и размышлений. Поэтому в главном герое “Книги о бойце” Василии Теркине органично сплелись черты, характерные как для простого крестьянина, так и для воина, защитника отечества.
Образ Василия Теркина многогранный, емкий, яркий и запоминающийся, а рифма “Василий – Россия”, несколько раз повторенная в тексте, подчеркивает, что этот герой является воплощением богатырства русского народа.