Николай Степанович Гумилев

Николай Степанович Гумилев родился 15 апреля 1886 года, в Кронштадте. Его отец, выходец из духовного сословия. служил там морским врачом. Мать – из рода тверских дворян Львовых.

Вскоре отец вышел в отставку, и семья переехала в Царское Село – город муз, город, где сам воздух был, казалось, напоен поэзией, город, где прошли детские годы поэта.

Потом некоторое время Гумилевы жили на Кавказе – в Тифлисе. Здесь и появилась первая публикация молодого поэта: в 1902 году газета “Тифлисский листок” напечатала его стихотворение “Я в лес

бежал из городов…”. В 1903 году семья вернулась в Царское Село, и Николай поступил в седьмой класс гимназии.

В этом же году он познакомился с гимназисткой Анной Горенко, тоже дочерью военного моряка, которая позже станет женой Гумилева, а весь мир узнает ее как русскую поэтессу Анну Ахматову. Еще будучи царскосельским гимназистом, Гумилев издает свою первую книгу “Путь конквистадоров” (1905 г. ). При неизбежной для юного поэта подражательности (Гумилев не любил и никогда не переиздавал сборник), в книге было и нечто “свое” – в некоторых вещах твердость и картинная живость. В 1906 году Гумилев окончил

гимназию и надолго уехал в Париж, где посещал лекции в Сорбонне, изучал французскую литературу, особенно поэзию, и живопись. Завел многочисленные знакомства: с М.

А. Волошиным, О. Э. Мандельштамом, Н.

К. Рерихом, Е. С. Кругликовой, А. Н.

Толстым. Последний вспоминал в 1921 году: “В кафе под каштанами мы познакомились и часто сходились и разговаривали – о стихах, о будущей нашей славе, о путешествиях в тропические страны, об обезьянках, о розысках остатков Атлантиды на островах близ Южного полюса, о том, как было бы хорошо достать парусный корабль и плавать на нем под черным флагом”. Жилось поэту в Париже трудно, голодно.

Он очень скучал, мучительно переживал свою, тогда еще неразделенную любовь к Анне Горенко.

Весной 1907 года Гумилев вернулся в Россию, а осенью морем опять отправился во Францию. В Париже он выпустил три номера тоненького журнала “Сириус”. На родине его начинают печатать в журналах и газетах.

В Париже на собственные средства издает свою вторую книгу “Романтические цветы” (1908 г. ). В мае 1908 года Гумилев опять в России, но уже “признанный” Вячеславом Ивановым, Брюсовым, другими знаменитыми писателями. Литературный Петербург становится для поэта “своим”. Тогда же он поступил на юридический факультет Петербургского университета, но вскоре перевелся на историко-филологический.

В 1909 году он бросил университет. Стихи, рассказы, критические заметки Гумилева появляются на страницах “солидных” изданий. Осенью 1908 года состоялась первая поездка в Африку, в Египет.

А на следующий год он на несколько месяцев уехал в Абиссинию. По возвращении издает сборник “Жемчуга”.

Гумилев принимает самое деятельное участие в организации журнала “Аполлон”, в котором до 1917 года печатал свои стихи, переводы и вел постоянную критическую рубрику “Письма о русской поэзии”. Его короткие критические разборы были блестящи, догадливы и, за редчайшим исключением (лирика Бунина), совершенно справедливы. Он сумел сказать нечто существенное о Блоке и Анненском, Сологубе и Бальмонте, Брюсове и Вячеславе Иванове, Клюеве и Хлебникове, Волошине и Цветаевой, Ахматовой и Г. Иванове, Кузьмине и Ходасевиче…

В апреле 1910 года Гумилев венчается с А. А. Горенко. После свадебного путешествия в Париж супруги поселились в Царском Селе. Осенью того же года он на несколько месяцев отправляется в Абиссинию.

Сознание, разделяемое частью тогдашней высокоталантливой поэтической молодежи, необходимости творческого преодоления окостеневших канонов Символизма, обновления русского стихотворного лиризма на путях ясности и точности слова, логической продуманности композиции произведения приводит Гумилева к созданию осенью 1911 года “Цеха поэтов”, а чуть позднее Акмеизма. Эта небольшая по числу участников (Гумилев, Городецкий, Ахматова, Мандельштам, Зенкевич, Нарбут, Г. Иванов, Адамович) поэтическая школа – славное и замечательное явление в русской словесности XX века. В статье “Наследие символизма и акмеизм”, опубликованной в 1913 году в журнале “Аполлон”, Гумилев объявил акмеизм органично-достойным и законным наследником лучшего, что дал Символизм, но имеющего собственные духовно-эстетичесие основания – верность живописно-зримому миру, его пластической предметности, повышенное вниманиестихотворной технике, строгий вкус, цветущая праздничность жизни.

Достоинство такой позиции оправдано. Заслуга Акмеизма (и Гумилева) не в теориях, не в мистически-иррациональных “озарениях”, а в самом существенном – с ним связано творчество крупнейших русских поэтов. Потому согласиться со скептическим отношением к Акмеизму, “тепличному растению”, многих замечательных художников той поры (особенно Блока) просто невозможно.

Сделанное акмеистами говорит само за себя. В перспективе исторического времени это особенно очевидно. В 1912 году появляется книга Гумилева “Чужое небо”.

Книга взыскательного мастера. Пора ученичества кончилась.

Авторитет Гумилева значителен. С ним вынуждены считаться и литературные противники. Весной 112 года Гумилев и Ахматова в Италии.

Ровно через год поэт возглавил длительную научную экспедицию Российской Академии наук в Африку. Недавно опубликованный путевой дневник Гумилева раскрывает многое в складе этой героической личности – “нужно самому творить жизнь…

Тогда она станет чудесной”. С началом первой мировой войны Гумилев поступил добровольцем в действующую армию. Он служил в кавалерийских частях.

Его смелость, находчивость поражали многих.

Но не стоит преувеличивать “воинский пафос” Гумилева. Поэт писал с фронта Федору Сологубу: “Искусство для меня дороже войны и Африки”. В начале 1916 года издан сборник “Колчан”.

Стихи Гумилева о войне отличаются особой правдивостью, “антибатальностью”. Получив в 1916 году чин прапорщика, Гумилев отправляется в русский экспедиционный корпус на Салоникский фронт, но до начала 1918 года застревает в Париже. Здесь он сдружился с художниками М. Ф.

Ларионовым и Н. С. Гончаровой. В парижском “заточеньи” Гумилев много работает. Вещи, написанные в это время, создания высокого порядка.

В 1918 году Гумилев опять в России, в Петрограде. Он сотрудничает в горьковском издательстве “Всемирная литература”, читает лекции в многочисленных студиях и художественных объединениях. Он – учитель и любимец тогдашней петроградской поэтической молодежи.

Его неистовое просветительство питается сознанием, что “литература и народ любовно тянутся друг к другу”. С 1918 по 1921 гг. выходят лучшие стихотворные книги Гумилева: “Костер”, “Шатер”, “Фарфоровый павильон”, “Огненный столп”, рассказы, пьесы, превосходные переводы вавилонского эпоса “Гильгамеш”, французской и английской народной поэзии, произведений Вольтера, Колриджа, Саути. Смерть “остановила” эту жизнь “в высшем звуке”.

В августе 1921 года Гумилев был расстрелян якобы за участие в контрреволюционном заговоре. В ряде авторитетных публикаций 1980-х гг. в журнале “Новый мир” аргументировано доказывается неправомочность этого чудовищного злодейства.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Николай Степанович Гумилев