Нигилисты и их философия в русской литературе
Согласно словарю Ушакова, нигилистом называли “человека прогрессивного, радикально-демократического образа мыслей к установившимся традициям и идеологии дворянско-буржуазного общества”. Данное течение взяло свое развитие в шестидесятых годах девятнадцатого века”.
Вопреки общепринятому мнению, в русской литературе первое упоминание о нигилизме встречается не в произведении И. С. Тургенева “Отцы и дети”. В 1829 году первым прибегнул к данному термину литературный критик Н. И. Надеждин.
Его перу принадлежит литературный
Но какими чертами наделены эти персонажи? Ознакомившись с данным трактата, мы видим идейные противоречия между главным персонажем и тем кругом лиц, с которыми Тарас(как именует себя протагонист) вынужден вести беседу. Это сборище(а по другому никак их и не назовешь) людей, которые считают учение-тьмой, готовы целыми
Это действующее лицо со всей смелостью заявляет, что выдающемуся философу Шеллингу делало бы честь оказаться в “столь редкой констелляции великих умов и гениев”. Характерна говорящая фамилия данного персонажа,” в чаду” своих идей, он не приемлет других точек зрения. Рассказчик является человеком более деятельным, чем эти “ничтожества”, как он их называет, а также подводит итог беседы своими сентенциями, размышляя о доказуемости тезиса о пустом пространстве, которое представляет из себя это общество.
Однако, если посмотреть на литературу более глобально, то можно прийти к выводу, что нигилисты бывают, что называется, разной руки.
Перечитывая бессмертное произведение Тургенева “Отцы и дети”, мы понимаем, что у нигилизма есть своя философия, которая берет начало на западе. Тот же Евгений Базаров не скрывает, что на его мировоззрение повлияли труды немецкого идеолога Бюхнера, в частности “Материя и сила”. От себя добавим, что Базаров наверняка был ознакомлен с книгами убежденного нигилиста Штирнера, а также с философией позитивизма Конта.
Здесь все уходит именно в знание “матчасти”. Базаров-это не праздный человек, его жизнь посвящена трудам. Однако отрицание всегда является проблемой для консервативного общества. Базаров живет в самом себе, как завещал Тютчев.
Работает так, как ему удобно. Это заметит и один из знаменитых литературных критиков 60-х годов XIX века Д. И. Писарев. В статье “Базаров” он отметит: “Базаров везде и во всем поступает только так, как ему хочется или как ему кажется выгодным и удобным.
Им управляют только личная прихоть или личные расчеты. Ни над собой, ни внутри себя он не признает никакого нравственного закона, никакого принципа. Впереди – никакой высокой цели; в уме – никакого высокого помысла, и при всем этом – силы огромные!” Как нам кажется, Базаров является одним из основоположников не нигилизма, а мыслящего реализма в русской литературе, тем самым персонажем-репрезентатором идей Писарева.
В годы революционной реакции Базаров крайне опасен. Ему не нужно раздавать листовки и запрещенную литературу, как это делали персонажи Лескова в “Некуда”. Он не займется “хождением в народ”, подобно персонажам другой повести Тургенева “Новь”. Проблема в том, что простой народ потянется за ним сам.
Склад его трезвых суждений импонирует этому контингенту. А нигилистов во главе всех будущих шествий было очень и очень много. Скоро на смену таким, как Базаров, пришли Верховенские и Гордановы, а это, как оказалось, страшнее.
Течение людей, которые отрицают все, не является умершим и сегодня. Вокруг нас все те же Волоховы с идеями “достичь всего, но не прибегать к усилиям” или слабохарактерные Ситниковы. Любому человеку важна сила его духа, что нам наглядно демонстрирует образ Базарова или образ Райнера из романа “Некуда”.
Если и следовать течениям, то нужно все интерпретировать правильно. И тогда жить станет легче.