“Неточка Незванова” – неоконченное произведение Достоевского
“Неточка Незванова” как роман – об этом со всей определенностью можно судить по переписке писателя 1846 – 1848 гг. Достоевский избрал традиционную жанровую форму – “роман воспитания”, популярный в мировой литературе XVIII – XIX вв.
Центральная героиня романа, как явствует из его названия и подзаголовка к нему в журнальной редакции (“История одной женщины”), – Неточка Незванова. О воспитании ее мыслей и чувств рассказывает роман. По замыслу Достоевского, Неточка Незванова должна была стать замечательной певицей.
Замысел
В этой трагедии повинен прежде всего сам Ефимов, но повинен в том, что слишком был уязвлен нищенской жизнью и социальной несправедливостью, необходимостью ему, вольному
Но эта повесть о музыканте уже во второй главе переходит в роман Неточки – история Ефимова становится эпизодом ее “детства” (именно так была названа первая часть в журнальной публикации; при подготовке к отдельному изданию Достоевский снял деление романа на части и их заглавия, которые чересчур наглядно обнаруживали незавершенность романа: “Детство”, “Новая жизнь”, “Тайна”). Меняется и повествовательное время: прошлое становится настоящим, жизнь начинает созидаться на глазах читателя, действительность предстает “становящейся действительностью”19. В повествование постоянно вводятся новые мотивы, рядом с “историей” Неточки завязываются “истории” княжны Кати, Александры Михайловны (в журнальную публикацию была введена еще и “история” мальчика Лари).
Каждая из этих “историй” давала свою сюжетную линию. Например, “роман” Кати и Неточки, о котором уже шла речь. Аналогичным по значению оказалось обнаруженное в романе Вальтера Скотта письмо, в котором открывался давний “роман” Александры Михайловны, – с ним связано “приключение” Неточки, ее столкновение с Петром Александровичем.
И обрывается незавершенный роман Достоевского введением еще одного мотива.
После бурного объяснения героини с Петром Александровичем по поводу письма к Неточке подходит новое лицо в романе – ранее неприметный помощник в делах Петра Александровича, некий Овров, который условился с ней о встрече и разговоре “завтра”, откланиваясь “с какою-то двусмысленною улыбкой”. “Но, – замечает героиня, – может быть, это мне так показалось. Все это как будто мелькнуло у меня перед глазами”. И это последние слова неоконченного романа, которые предвещают новый поворот сюжета.
Имеет содержательное значение в романе и его жанровая форма – “роман воспитания”: переходя из семейства в семейство, Неточка становится объектом различных педагогических экспериментов в воспитании, в том числе и новейших, начиная с Руссо (“воспитание” мадам Леотар); проблемы воспитания время от времени обсуждаются в романе – главным образом в повествовательном слове Неточки Незвановой. Но воспитывают ее не уроки, а искусство и жизнь.
В раннем детстве ее поражает личность Ефимова. Характер княжны Кати вызывает “эстетическое чувство, чувство изящного”, в душе Неточки: “первый раз сказалось оно, пробужденное красотой, и – вот вся причина зарождения любви моей”. Ромапн воспитывает ее “приключение”, в котором укрепляется чувство справедливости в характере героини – так отважно защищает она высокие нравственные принципы.
“Неточка Незванова” – незаконченное произведение Достоевского, но это незаконченный роман.