“Нет более просветляющего, очищающего душу чувства, как то, которое ощущает человек при знакомстве с великим художественным произведением” (М. Е. Салтыков-Щедрин). (По произведениям И. А. Гончарова)

Русская литература 2-й половины XIX века
“Нет более просветляющего, очищающего душу чувства, как то, которое ощущает человек при знакомстве с великим художественным произведением” (М. Е. Салтыков-Щедрин). (По произведениям И. А. Гончарова)

Художественная литература, особенно русская, оказывает огромное влияние на умы и души читателей. Радость от знакомства с книгой нельзя сравнить ни с каким иным чувством. Именно об этом размышляет известный писатель-сатирик XIX века М. Е. Салтыков-Щедрин.
Как ни странно, это высказывание

великого мастера более всего подходит к произведениям И. А. Гончарова “Обыкновенная история” и “Обломов”. Когда разочаровавшийся в большом городе, своих мечтах и амбициях Александр случайно попадает на концерт знаменитого скрипача и там, стоя за кулисами, слышит уносящиеся ввысь благодатные звуки скрипки, то в его сознании меняется что-то. Автор со скрупулезной точностью передает нам переживания героя. Гончаров описывает, как страдания, застывшие комом в горле, вырываются со слезами наружу и герой не в состоянии сопротивляться этому порыву.

Он плачет, его буквально душат рыдания. В этот миг он

взрослеет, и прежний провинциальный юноша навсегда уходит со страниц романа, его сменяет повзрослевший, сознательный, очнувшийся молодой человек, способный поставить перед собой цель и достичь ее.
Адуев в корне меняет свое отношение к жизни. Под звуки скрипки с героем происходит катарсис, и прежние ценности отступают, им не место в душе молодого человека, как не место и наивному провинциалу в жестокой, холодной столице. Александр меняется сам, меняет свой способ мышления, образ жизни.

Человек на самом деле что-то теряет, но это происходит не во вред ему. Он становится более приспособленным к социуму, более прагматичным, он способен брать на себя ответственность за свои поступки, и это определяет его взросление. Теперь герою многое по плечу, и даже бесспорный авторитет родного дяди не застилает видимости этого мира, истинного положения дел.

Только человек, “спустившийся на землю”, вспомнивший свою земную, а не “мечтательную” суть, может закрепиться на земле. И, как ни странно, искусство в данном случае играет роль “лифта вниз”, то есть пробуждает именно земное начало в герое, провоцирует его взросление.
Этот факт можно объяснить особенностями человеческих ощущений. На слабый раздражитель организм реагирует сильнее, чем на ударную дозу, а переизбыток стимулятора приводит к обратному эффекту. То есть Александр, перманентно пребывающий в мечтаниях, сталкивается с действительным стимулятором духовного роста – искусством. Эффект поразительный.

Его душевные (эмоциональные) сферы и без того перегружены, но искусство, затрагивая доселе не востребованный пласт духовного, помогает личности выстроиться. Все лишнее уходит со слезами, все полезное прорывается наружу, и человек, становясь совершенно очищенным духовно, начинает новую жизнь с нуля. Перед нами уникальный пример духовного формирования личности. Адуев-младший не просто очищается, он становится на ступень выше относительно себя самого.

Он отбрасывает лишнее и включает в работу полезное. Человек истинный, правильный, гармоничный – это человек, у которого одинаково эффективно работают все сферы его сущности: и физическая, и душевная (эмоциональная), и духовная. Только тогда, когда все выстроено и способно функционировать во взаимодействии, человек получает возможность реализации себя как личности, реализации в социуме, что так ярко и показано в судьбе главного героя романа “Обыкновенная история”.
История самая что ни на есть обыкновенная. Человек стремится к совершенству, но не знает ни что это такое, ни как этого достичь. Он мается, ему не место ни в городе, ни в деревне, он страдает от одиночества, ломки представлений о мире и не осознает, что единственное, что ему необходимо, – это самому изменить себя.

Тяжелое требование совершенствования – отказ от былой сущности. С ней комфортно, мы к ней привыкли, без нее не представляем своей жизни. И действительно, тяжелый выбор – добровольно согласиться смотреть на этот мир другими глазами или оставить все по-прежнему и страдать, что условия не те.

Самая странная особенность данного выбора заключается в том, что, изменяя себя, человек не изменяет себе, он как раз выполняет свое предназначение – постоянную реализацию. Жизнь преподносит требования, для выполнения которых человек обязан измениться.
Обломов, герой одноименного романа, меняется, слушая пение Ольги Ильинской. Обломов, как человек более взрослый и независимый в сравнении с Александром из “Обыкновенной истории”, не может уловить необходимость личностного роста. Даже его друг Штольц не является в этом смысле идеалом. Важен итог – меняется человек или нет.

Исполнение минимальных требований дисциплины становится для Обломова открытием нового спектра ощущений. Так, отказавшись от ужина и начав совершать пешие прогулки, он физически почувствовал себя лучше. Однако невозможность увидеть для себя смысл в происходящем сталкивает его в прежнюю пучину рефлексии.

Человек не понимает, что смысл не в добыче чего-либо, а в движении к идеалу, в постоянном совершенствовании. Здесь искусство также играет свою роль, эффект же другой оттого, что человек слаб.
Произведения искусства при верном к ним прикосновении способны изменить сущность любого, самого отчаявшегося человека. Потому что искусство, вбирающее в себя духовные чаяния мастера, имеет непосредственный контакт с божественным промыслом, иначе это не искусство, это продукт широкого потребления. Гениальный же шедевр, будучи наполнен благодатью, меняет человеческую сущность, и единственное, что требуется от человека, не пугаться этих перемен, а следовать своему предназначению – постоянному совершенствованию.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

“Нет более просветляющего, очищающего душу чувства, как то, которое ощущает человек при знакомстве с великим художественным произведением” (М. Е. Салтыков-Щедрин). (По произведениям И. А. Гончарова)