Опыт одного урока подготовки к ЕГЭ
Всякий раз, готовя учеников к сочинению в рамках ЕГЭ (а это именно та часть экзамена по русскому, где ученик должен проявить литературные навыки), сталкиваешься с одним и тем же. Тексты, представленные в пособиях, не интересны, эмоционально учеников не затрагивают, посвящены одним и тем же проблемам, над которыми уже не хочется размышлять, или вовсе лишены проблемности. Сами одиннадцатиклассники о текстах ЕГЭ отзываются одним словом: убогие. Не хочется по таким текстам сочинение писать.
Но, конечно, пишут. А куда деваться: тренироваться же на чем-то надо.
Вот об этом на чем-то и пойдет речь. Где брать приличные тексты? Не про духовность, не про нравственность, не про назначение искусства. Мне показалось интересным попытаться найти хорошие тексты в наших профессиональных изданиях, к коим отношу в первую очередь газету «Литература».
Особенно перспективной кажется мне рубрика «Интервью у классной доски», в которой происходят встречи с писателями, поэтами, литературоведами. Но больше всего удивило интервью с доктором физико-математических наук Владимиром Андреевичем Успенским (
- Види текстів: текст-розповідь, текст-опис, текст-міркування. Складання тексту-міркування й тексту-опису Мета: ознайомити дітей з видами текстів, їх характерними особливостями; вчити визначати вид тексту, розрізняти їх між собою, складати текст-міркування і текст-опис; розвивати вміння працювати з текстом; виховувати уважність, спостережливість. Обладнання: малюнок зайця. ХІД УРОКУ I. Організаційний момент II. Актуалізація опорних знань і мотивація навчання 1. Перевірка домашнього завдання (вправа 103) Завдання 2 перевірити у вигляді ... Читать далее...
- Текст — сочетание предложений, связанных между собой по смыслу и грамматически Текст характеризуется единством темы, замысла, основной мысли и смысловой законченностью. У текста так же есть определенная композиция (внутренняя структура). Она состоит из Зачина, основной части и заключения. Наличие в тексте основной части обязательно. Вступление И Заключение — факультативно. Во всех частях последовательно раскрывается содержание текста. По функционально — смысловым особенностям Выделяют следующие типы речи: Повествование. ... Читать далее...
- «Погружение» в текст Теоретическое обоснование опыта Художественный текст живет в сознании читателя как единое, нерасчленимое, эстетически значимое, духовно продуктивное явление, когда читатель напрямую соотносит свои впечатления от прочитанного текста с теми, которые он получил от реальных, произошедших лично с ним событий. «Погружение» в текст — это и есть одна из возможностей постижения органической природы текста. «Магия» текста поистине ... Читать далее...
- Сонет Арвера: текст — «Sonnet d’Arvers» Сонет Арвера: текст — «Sonnet d’Arvers» Mon ame a son secret, ma vie a son mystere; Un amour eternel en un moment conçu: Le mal est sans espoir, aussi j’ai dû le taire, Et celle qui l’a fait n’en a jamais rien su. Helas! J’aurai passe pres d’elle inaperçu, Toujours a ses cotes, et pourtant ... Читать далее...
- Как на уроке читать текст драматического произведения? Слово драматурга — звучащее слово. Оно рассчитано на произнесение. В чтении реализуются заложенные в тексте мысли, чувства, настроения героев. Поэтому при изучении драматического произведения учителю необходимо самому прочесть отдельные сцены или предложить ученикам прослушать отрывки из звуковых записей спектаклей. Читая текст драматического произведения, учитель как бы от третьего лица воспроизводит содержание диалогов, обозначая легкими изменениями ... Читать далее...
- Помогити составитьт текст миниатюру сочинения про тоскливый дождь Осенний дождь навевает грусть и тоску. Он очень отличается от весеннего и летнего дождя, которые приносят радость нам и обновление природе. Осенний же дождь подобен слезам, природа словно плачет, прощаясь с теплым летом. Но таковы ее законы, и даже она не в силах противостоять им. Жаркое лето сменяется холодной осенью, вместо теплых солнечных дней наступают ... Читать далее...
- Французский текст и его функции в романе «Война и мир» Реферат Елены Колесник посвящен изучению роли французского текста в романах XIX века. Исследовательская работа получила диплом I степени на региональной конференции «Шаг в будущее». Мы печатаем фрагмент реферата, касающийся романа Л. Н. Толстого «Война и мир». Большое количество иностранных реплик в толстовском романе ощущается читателем как самостоятельный текст, введенный в ткань русского повествования. При включении ... Читать далее...
- Учим читать постмодернистский текст Лабораторная работа по рассказу Виктора Пелевина «Ника» Каждое художественное слово тем и отличается от нехудожественного, что вызывает бесчисленное множество мыслей, представлений и объяснений. (Л. Н. Толстой) Магия русского слова такова, что нам, преподавателям-словесникам, очень трудно избавиться от убеждения, что читать можно и нужно только классиков, то есть «светлые книги, которые только и писались в прошлом ... Читать далее...
- Произведение — это оригинальный связный текст Цель: совершенствовать умение учеников писать произведения-раздумья на предложенную тематику, которая охватывает знания учеников содержания уже изученных программных произведений художественной литературы (И. Котляревского «Энеиды», «Наталка Полтавка»; Г. Квитки-Основьяненко «Маруся», «Конотопская ведьма»); развивать память, внимание, наблюдательность, умение грамотно излагать в письменной форме собственные мысли, мотивировать свои суждения, приводить убедительные аргументы, строить заключения; воспитывать уважение к художникам слова; ... Читать далее...
- Петербургский текст русской литературы Эта тема необычайно многообразна и может стать предметом отдельного исследования. В нашей же работе мы коснемся произведений только двух фотохудожников: Бориса Смелого и Дмитрия Кондрата. Трагическая двойственность, «диссонансность» петербургской культуры по-прежнему является основным контекстом творческих поисков. Различны методы преломления реальности. Различны и результаты. Однако и раньше, и теперь, художников завораживает, манит не только парадный и ... Читать далее...
- Петербургский текст русской живописи Первый портрет Петербурга был сделан, когда городу исполнился всего год. Автор этой гравюры — Питер Пикарт. Петропавловская крепость и заросший лесом Березовый или Городовой остров (нынешняя Петроградская сторона) с его строениями отделены от первого плана такой широкой рекой, что видны где-то на самом краю земли. Огромный едва обозримый простор Невы, текущей вровень с берегами, явно ... Читать далее...
- Вчитываясь в текст поэмы Гоголя «Мертвые души» Гоголь тщательно и с любовью изучает русский Народный язык, он вносит в свои «Записные книжки» разнообразные просторечные слова и выражения черпает их оттуда для своих произведений полными пригоршнями. Множество народных слов и выражений, подслушанных Гоголем в жизни и введенных в поэму, сообщают ей не только еще большую реалистическую достоверность, да и несомненную народность. Это дополняется ... Читать далее...
- Тема урока. Текст и его основные признаки Цели: углубить теоретические знания о признаках текста при его разборе; развивать навыки грамотного построения и анализа текста; учить систематизации полученных сведений, стремясь к их обобщению; воспитывать уважение к традициям и обычаям русского народа, расширять кругозор учащихся. оборудование: таблицы понимания (рм); карточки для работы в 4 группах. Ход урока I. Опрос по домашнему заданию Сообщения учащихся ... Читать далее...
- Как вы понимаете текст комедии Ревизор Тема комедии — жизнь провинциального русского города начала XIX века. Первым сообщил о ревизоре городничий, он получил письмо, в котором его знакомый сообщил о том, что в губернию, особенно в их уезд, направляется человек с тайными предписаниями о проверке. Все поверили этому сообщению, потому что за ними водятся грешки, внутренне чиновники опасались, потому что плохо ... Читать далее...
- Тренировочный текст по пьесе Горького «На дне» Г Отовясь к сочинению по драме Горького «На дне», можно предложить ученикам тренировочный текст, задача которого — не только представить в обобщенном виде полученные на уроках сведения (что зачастую бывает довольно трудно для самих учащихся), но и дать возможность повторить основные правила орфографии и пунктуации, а также правила оформления цитат. Текст распечатывается для каждого ученика ... Читать далее...
- Текст Н. Михайлова о детской одаренности Кто из родителей не желает, чтобы его ребенок вырос умным и талантливым человеком? Но, как гласит одна мудрость: «Гениями не рождаются, ими становятся!» Именно об этом рассказывает Н. Михайлов. Даже Чуковский считал, что если бы мы не утратили детскую любознательность, то каждый из нас смог бы стать гением. Но это зависит не только от нас. ... Читать далее...
- Текст про искусство. (ЕГЭ по русскому) Взаимоотношения между людьми прежде всего строятся на взаимопонимании, отсутствие которого ведет к трещинам и разрывам в отношениях. Недопонимание именно та проблема, которую затрагивает автор в данном тексте. Чтобы раскрыть свою мысль, публицист приводит реальную историю из своей жизни. Молодая радиослушательница написала письмо, в котором рассказывается, что она недавно вышла замуж. Муж добрый, заботливый, непьющий, одна ... Читать далее...
- Часть С (текст В. А. Закруткина) Что вызывает в нас ненависть? Можно ли отказаться от этого чувства, подавить желание мести? Над этими вопросами заставляет задуматься нас, читателей, текст Виталия Александровича Закруткина. Марию, героиню романа, охватили «ненависть и горячая, слепая злоба», когда она встретила живого немца, солдата вражеской армии, принесшей ей «смерти мужа и сына», «мученические дни и ночи». Но даже в ... Читать далее...
- Фашизм (Текст Л. Гинзбурга) Оглядываясь на XX век и вспоминая великие достижения и значимые события этого столетия, мы, к сожалению, не можем отрицать Вторую мировую войну, а вместе с ней и главную ее причину — фашизм. Проблема фашизма не выходит из сознания людей и по сей день. С самого детства мы знаем, что фашизм — это ужас, страдания, страх. ... Читать далее...
- Н. А. Некрасов Примерный текст сочинения Н. А. Некрасов о роли и назначении поэта Особенность русской литературы состоит в том, что она всегда была теснейшим образом связана с актуальными проблемами общественной жизни. Великих писателей России глубоко волновали судьбы родины и народа. Патриотизм, гражданственность и гуманность были основными чертами поэзии Пушкина, Лермонтова и Некрасова. Все они видели смысл своего творчества в служении ... Читать далее...
- «Султанка Мисафир» (ответы на прочитанный текст) Как восприняла Роксолана весть о наказании султаном ее обидчиков? («Она видела себя в зеркале в той волне, когда ей донесли о сем слуги. Была сим оживленная и скрепленная, как растение, которое во времени жары поливают водой. В, так как и она пережила горячий день! Казалось ей, что плыла шаткой лодкой по Днепру и переплыла его ... Читать далее...
- Текст Германа Рогова о Мировом Океане Сможет ли человечество в случае глобальных земных катаклизмов найти возможное спасение в водных просторах Мирового океана, акватория и глубины которого изучены пока куда меньше, нежели бездны космоса… Именно об этом и рассуждает в своем тексте Герман Рогов. Размышляя по проблемной теме, при обсуждении которой автор цитирует диаметрально противоположные точки зрения. Он не навязывает свое мнение, ... Читать далее...
- Рецензия на текст Василия Белова про пробуждение природы Василий Белов — известный талантливый прозаик. Все его рассказы поражают языком и очевидной талантливостью их автора, завораживают пленительной, медвяной чистотой, пахучей вязью истинно народной речи. Они наполнены любовью к родной природе, к русской сельщине, к отчей деревне. Перед нами текст Василия Белова: в работе автора все предложения связаны между собой грамматически и по смыслу. Текст ... Читать далее...
- Недавно прочитанная книга — текст-рассказ для 5 класса Три варианта рассказа про книгу: «Питер Пэн» Недавно я закончил читать книгу «Питер Пэн». В ней рассказывается о приключениях трех детей Венди, Джона и Майкла после их знакомства с необычным мальчиком Питером Пэном. Он никогда не взрослеет и всегда оставался мальчиком. На острове у Питера есть личная фея Динь-Динь. Вен стала мамой для всех ребят. ... Читать далее...
- Сочинение на ГИА 2013 года по тесту 24 текст В. Тендрякова Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Георгия Яковлевича Солганика: «Художник мыслит образами, он рисует, показывает, изображает. В этом и заключается специфика языка художественной литературы». «Художник мыслит образами, он рисует, показывает, изображает. В этом и заключается специфика языка художественной литературы»,- так считает Георгий Яковлевич Солганик. Попробую доказать на примере текста В. Тендрякова. Художественный текст отличается образностью, писатель ... Читать далее...
- Сравните «Бородино» Лермонтова и текст песни «Моя Москва» Сравните «Бородино» Лермонтова и текст песни «Моя Москва». Сравните «Бородино» Лермонтова и текст песни «Моя Москва». Определите общую тему и то, как она выражена в каждом произведении. Оба стихотворения написаны о войне, причем войне Отечественной. Они говорят о защите Родины ее сыновьями-солдатами. И хотя первое стихотворение говорит о войне 1812 года, а во втором речь ... Читать далее...
- НУжна ли человеку способность к состраданию? (Текст С. Львова) Нужна ли человеку способность к состраданию? Именно этим вопросом, который не может не волновать современного человека, задается С. Львов в своем тексте. Автор говорит о том, что сочувствие — великая человеческая способность и потребность, благо и долг. В качестве доказательства своих мыслей С. Львов приводит историю старого врача, сочувствующего своим пациентам и пришедшего к мысли ... Читать далее...
- Рецензия на текст В. Я. Лакшина про книги в нашей жизни Книга — важнейший источник информации, огромный сгусток энергии и источник человеческого наслаждения. Об этом пишет В. Я. Лакшин в рецензируемой работе. В работе автора все предложения связаны между собой грамматически и по смыслу. Текст Лихачева полностью соответствует публицистическому стилю. Рассуждения логичны; выводы автора вытекают один из другого. В своем тексте автор поднимает актуальную проблему — ... Читать далее...
- Рассмотрите «петербургский текст» поэмы А. С. Пушкина «Медный всадник» Рассмотрите «петербургский текст» поэмы А. С. Пушкина «Медный всадник». Создавая сочинение на предложенную тему, укажите, что тема Северной столицы стала сквозной для классической русской литературы. Вспомните произведения А. С. Пушкина, в которых Петербург предстает в самых разных образах и реалиях: светский и трудовой — в романе «Евгений Онегин», город русской славы и грандиозный памятник самодержавию ... Читать далее...
- Мини текст на тему мой любимый писатель небольшой если можно Мой любимый автор — это русский классический писатель Николай Гоголь. Я люблю читать его рассказы из цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки». В них есть неподражаемый юмор, смешные персонажи, загадки и таинственность. В рассказах Гоголя, например, «Сорочинской ярмарке», «Пропала грамота», «Ночи перед Рождеством», соседствуют правда и сказки, народные поверья и легенды. Рядом с людьми у ... Читать далее...
- Если неудача сопутствует тебе. По сборнику Н. А. Сениной, текст 24 Как нужно поступать, если неудача сопутствует тебе — вот вопрос, над которым размышляет С. Л. Львов. Автор с глубоким сожалением повествует о том, как юноша в школьные годы на вечере потерпел неудачу во время танца с девушкой. Сбившись несколько раз и наступив на ногу своей партнерше, он «бросил ее посреди зала и вышел из круга», ... Читать далее...
- Н. А. Некрасов Примерный текст сочинения. Краткое изложение текста Н. А. Некрасов о роли и назначении поэта Особенность русской литературы состоит в том, что она всегда была теснейшим образом связана с актуальными проблемами общественной жизни. Великих писателей России глубоко волновали судьбы родины и народа. Патриотизм, гражданственность и гуманность были основными чертами поэзии Пушкина, Лермонтова и Некрасова. Все они видели смысл своего творчества в служении ... Читать далее...
- «Уродишь первородного сына Роксоланы» (ответы на прочитанный текст) Прокомментируйте эпиграф к этой части произведения: «Ребенок — сие в сохранности будущее, опертое на прошлому». Чему, на ваш взгляд, Настя, отказавшись от христианской веры, не выбросила свой серебряный крестик, а оставила его? Какие вещи на упоминание о своей неволе сохраняла Настя? («…Серебряный крестик», «…невольницкая одежда, в которой ее впервые увидел властитель трех частей мира», «любимый ... Читать далее...
- Примерный текст сочинения «Обломов и обломовщина». Краткое изложение текста Образ Обломова — это величайшее создание И. А. Гончарова. Этот тип героя, в общем-то, не нов для русской литературы. С ним мы встречаемся и в комедии «Лентяй» Фонвизина, и в гоголевской «Женитьбе». Но наиболее полным и многогранным его воплощением стал образ Обломова из одноименного романа Гончарова. Сам характер этого героя предопределяет его заурядную, неинтересную судьбу, ... Читать далее...
- Роксолана «…А красная кровь на рученьках твоих…» (ответы на прочитанный текст) Как охарактеризовали взаимоотношения султана и Хуррем наилучшие жители сераю? («…Что не было в нем до сих пор лучшей и милейшей женщины. А падишах приходил к ней каждого ребенка по совещаниям Дивану. Постоянно заседал к столу только с ней и отдыхал при ней душой. В сераю говорили, что сияй женщине не отвечает отказом падишах ничего и ... Читать далее...
- Роксолана «И два свадьбы, одного мужа…» (ответы на прочитанный текст) Как гарем падишаха воспринимал отношения его с Роксоланой? («Будто черная туча над землей, висела ненавистью над большим гаремом падишаха. Ненависть всех женщин и одалисок к бледной чужеземке, невольницы Хуррем, «христианской собаки», что пленила сердце десятого султана») Который «подарок» приготовили соперницы Хуррем? («На второй день по приезду следующим увидела она вечером, как к ее комнате вбежала ... Читать далее...
- Краткое изложение «песен» Бояна включенный в текст «Слова о полку Игореве» Известный пересказ «песен» Бояна о Всеславе Полоцком, включенный в текст «Слова о полку Игореве», неоднократно привлекал внимание различных исследователей, пытавшихся выяснить исторические предпосылки определенных эпизодов, восстановить последовательность и причины реальных событий или реставрировать общий комплекс представлений о загадочном князе-оборотне. Следует отметить, что в большинстве случаев в центре внимания оказывались «темные места», возможные варианты их толкований ... Читать далее...
- Раскрыть смысл высказывания Джанджаковой: Художественный текст заставляет обратить внимание не только (ЕГЭ по русскому) По утверждению Е. В. Джанджаковой, «художественный текст заставляет обратить внимание не только и не столько на то, что сказано, но и на то, как сказано». Что означает эта фраза, и какие приемы используют мастера пера для яркого выражения своих мыслей? Писателям в этом помогают изобразительно-выразительные единицы языка, лексические, а также синтаксические средства. Из художественных произведений ... Читать далее...
- Морфологический разбор слова: жолаушылар разбор на казахском языке Введите слово или предложение и получите морфологический разбор с указанием части речи, падежа, рода, времени и т. д. (adsbygoogle = window. adsbygoogle || []).push({}); Начальная форма : ЖОЛАУШЫЛАР Часть речи : существительное Грамматика : единственное число, именительный падеж, мужской род, неодушевленное Формы : жолаушылар, жолаушылара, жолаушылару, жолаушыларом, жолаушыларе, жолаушылары, жолаушыларов, жолаушыларам, жолаушыларами, жолаушыларах Начальная форма ... Читать далее...
- Есенин, Поет зима — аукает… . Докажите, опираясь на текст, что в стихотворении использованы фольклорные приемы Докажите, опираясь на текст, что в стихотворении использованы фольклорные приемы. Стихотворение С. А. Есенина использует приемы народной песни: сама зима у него «поет». В этой ее песне многие образы, слова, приемы перекликаются с привычными в фольклоре, но у поэта они собственные и очень выразительные: зима, баюкающая мохнатый лес; седые облака, плывущие в страну далекую. Не ... Читать далее...
Нескучный текст