Несчастливцев – характеристика персонажа

Произведение: Лес

Несчастливцев – центральный персонаж комедии А. Н. Островского “Лес” (1870). Геннадий Демьяныч Гурмыжский, оставшийся в пятнадцать лет сиротой, учившийся “на медные деньги”, оставляет дворянское общество и идет в актеры под псевдонимом Н. Превыше всего ценящий в артистах “страсть”, “чувство”, “огонь”, Н. и сам обладает “широкой душой”, которая, по словам его товарища по искусству комика Аркашки Счастливцем, “только у трагиков и осталась”. Н.- образ, вобравший в себя типовые черты русских

провинциальных трагиков, актеров “нутра”, самоучек, воспринявших школу игры с голоса и на глаз. Среди жизненных прототипов Н. называют Н. Х. Рыбакова и К. Н. Полтавцева, провинциальных трагиков прошлого столетия, упоминаемых в пьесе в качестве безусловных авторитетов для героя.

Н. наделен громовым басом, мощным стихийным темпераментом, большими страстями, за которые удостаивается сравнения со Стенькой Разиным и Пугачевым. “Лев” по натуре, Н. “не терпит подлости”, а оттого не может ужиться ни в одном театре. Эти свойства натуры

Н. определяют его судьбу бродячего артиста, зерно его образа, подчеркнутое “говорящей” фамилией (“Несчастлив тот, кто угождать и подличать не умеет”,- говорит о себе Н.). Встреча на проселочной дороге трагика и комика, следующих “из Керчи в Вологду” и “из Вологды в Керчь”, их диалог – настоящая энциклопедия русской театральной жизни.

В их диалоге – все составляющие компоненты театральной провинции: актерские “байки”; представление об иерархии амплуа (комики – “шуты”, а трагики – “люди”); новые веяния (“образованные… на сцену лезут”); репертуар (от водевильной “дряни” с нотами до благородной драмы); актерский быт – с полной театральной географией, бенефисами на ярмарках, взлетами успеха (“Как я играл!..”), атмосферой закулисья (“Неуважение… интриги, искусства не ценят, копеечники”) и проч. Романтик театра, Н. в силу своей “индивидуальности” переносит в жизнь те благородные помыслы и чувства, которыми наделены его любимые романтические герои (“Я чувствую и говорю, как Шиллер, а ты – как подьячий!”). Он пересыпает свою речь шилле-ровскими монологами и шекспировскими репликами, что, по замечанию его тетки Гурмыж-ской, выходит “глупо” и “восторженно”. Театральная критика называет трагика Н. “российским Дон Кихотом”.

Один свой идеализм почерпнул из рыцарских романов, другой – из шиллеровской драмы. Оба смешны и неуместны, когда с “книжными” представлениями о высоком выходят в реальную жизнь. И оба – “бедный артист” и “рыцарь печального образа” – трогательны, когда выступают в защиту высоких идеалов. Финал комедии – с гневным монологом Н., направленным в защиту “благородных артистов”, против лицемерных обитателей “леса”, – это победа театра высокой поэзии над пошлой прозой жизни.

Первый исполнитель роли Н.- Ф. А. Бурдин (1871). Среди других исполнителей – Н. Х. Рыбаков (1876), М. И. Писарев (1880), Ю. М. Юрьев (1936).


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Несчастливцев – характеристика персонажа