Несчастливцев и Счастливцев – антиподы?

С большой любовью и теплотой изображал Островский артистов, с жизнью и характерами которых был хорошо знаком. Прослушаем сообщение ученика “Образы артистов в пьесах “Лес”, “Бесприданница” и “Без вины виноватые”. На первый взгляд, Несчастливцев и Счастливцев – антиподы: Несчастливцев вышел из дворянской, Счастливцев из мещанской семьи; Несчастливцев – трагик, Счастливцев – комик, один отдает последние деньги Аксюше, устраивает ее свадьбу, другой способен лишь на мелкие пакости (“Пойду, поброжу по саду, хоть георгины все переломаю, все-таки легче”).

На контрастность образов, казалось бы, намекают и театральные псевдонимы. Однако в судьбе героев много общего, а псевдоним Аркадия – Счастливцев – в контексте пьесы воспринимается нами как горькая ирония над его скитальческой, полной лишений жизнью.

Несчастливцева и Счастливцева роднит отвращение к мещанской, внешне благопристойной жизни. Несчастливцев ушел из дворянской усадьбы – Счастливцев сбежал из дома дяди. Эти бездомные бродяги по своему нравственному облику оказываются несравненно выше помещиков и купцов. “Комедианты”, – пренебрежительно пожимая плечами, говорит о них Гурмыжская.

И Несчастливцев ей отвечает: “Комедианты? Нет, мы артисты, благородные артисты, а комедианты – вы. Мы коли любим, так уж любим; коли не любим, так ссоримся или деремся; коли помогаем, так уж последним трудовым грошом. А вы?

Вы всю жизнь толкуете о благе общества, о любви к человечеству. А что вы сделали? Кого накормили? Кого утешили?

Вы тешите только самих себя, самих себя забавляете. Вы комедианты, шуты, а не мы”.

Островский не идеализирует своих героев. В поведении Несчастливцева много театральной позы. Он и в жизни зачастую играет, как на сцене.

Видимо, ни он, ни Счастливцев не являются большими художниками. Несчастливцев принадлежит к числу артистов старой, ложно-романтической школы, которые “рвут страсть в клочья”. Счастливцев – фигляр на сцене, “…паясничать-то хитрость не велика”, – говорит о его игре Несчастливцев. В образе Счастливцева Островский показывает, как принижает человеческое достоинство необеспеченная жизнь бедного провинциального артиста.

Аркадий готов унижаться перед людьми, от которых зависит.

Еще в большей степени эти черты будут подчеркнуты в образе Счастливцева – Робинзона (“Бесприданница”). Счастливцев в “Бесприданнице” расстался с театром и живет при богатых барах и купцах, переходя из рук в руки: от купеческого сынка Непутевого к Паратову, от Паратова к Вожеватову. Он готов выполнять любые причуды своих покровителей, играть любую роль: дикаря, Робинзона, английского лорда. Положение приживала губительно сказалось на его нравственном облике: он беспринципен, лжив, труслив.

Однако Робинзон вызывает у нас не только смех, но и горечь за поруганное человеческое достоинство. Этот образ помогает автору раскрыть основной мотив пьесы – мотив протеста против издевательства над человеком – и в этом отношении дополняет образы Ларисы и Ка-рандышева. На долю Робинзона выпадают свои искушения и разуверения.

Паратов искушал Ларису “возвратом нежности своей”, Кнуров предлагал ей богатство, роскошь, Париж. По горькой иронии судьбы, Вожеватов также искушает Робинзона Парижем, а затем оказывается, что это очередная шутка, очередной розыгрыш, что он имел в виду всего лишь трактир “Париж”.

На образе Робинзона раскрывается положение артиста, поступившего в услужение буржуазии. “Применяйся к обстоятельствам, бедный друг мой! – советует ему Паратов. – Время просвещенных покровителей, время меценатов прошло; теперь торжество буржуазии, теперь искусство на вес золота ценится, в полном смысле наступает золотой век. Но, уж не взыщи, подчас и ваксой напоят, и в бочке с горы, для собственного удовольствия, прокатят – на какого Медичиса нападешь”.

Поистине талантливая артистка изображена Островским в одной из последний его пьес – комедии “Без вины виноватые”. Любовь Ивановна Отрадина, пережив глубокое личное горе – измену любимого человека, потерю ребенка – становится актрисой Еленой Ивановной Кручининой. Ее личный горький жизненный опыт теперь воплощается в яркие и правдивые сценические образы, “…я столько пережила и перечувствовала, – рассказывает она, – что для меня едва ли какое-нибудь драматическое положение будет новостью”, “Лавры-то потом, а сначала горе да слезы”.

Нелегким был во времена Островского путь артиста к известности и славе. Ему приходилось постоянно сталкиваться с интригами, завистью, коварством, неблагодарностью. Островский ярко рисует артистическую среду: мелких завистников Коринкину и Миловзорова, беспринципного Шмагу, готового “за грош продать лучшего своего друга и благодетеля”.

Все они смотрят на искусство лишь как на средство прокормиться, “…жалованье небольшое, так не стоит очень стараться-то”, – цинично заявляет Миловзоров. Все благородные чувства, побуждения и порывы они пренебрежительно называют “философией”. Нужно было иметь большое сердце, чтобы, живя среди таких людей, ежедневно сталкиваясь с ними на сцене, не потерять веру в добро, не ожесточиться, не разочароваться в избранной профессии. Но Кручинина “и артистка необыкновенная и женщина необыкновенная”.

Она хорошо знает условия жизни провинциальных артистов, знает, каким унижениям они постоянно подвергаются, и стремится пом. очь им, поддержать их. По-матерински ласково относится она к болезненно самолюбивому, легко ранимому Незнамову, и сердце Незнамова оттаивает под этой лаской” Финал пьесы, при всем его мелодраматизме, воспринимается нами как справедливое вознаграждение Кручининой за несчастья ее прошлой жизни, за деятельную любовь к людям.

Во всех рассмотренных нами пьесах отразился демократизм Островского. Его положительные герои – это люди из народа или же те, кто отрекся от привилегий своего класса и выбрал тернистую дорогу труда и лишений. Творчество Островского и в этом отношении развивалось в русле демократической литературы второй половины XIX века.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

Несчастливцев и Счастливцев – антиподы?