Неординарная поэзия Поля Валери

Валери родился на юге Франции в семье корсиканского таможенника Бартоломея Валери и итальянской дворянки Фанни Грасси. Образование будущий поэт приобретал сначала в сетском колледже, который закончил в 1888 г. Со временем решил продолжать обучение в лицее в Монпелье. Но система и методы образования в этом учреждении оказали отрицательное влияние на такую неординарную личность, какой был Поль. “О литературе у них представление солдафонов.

Тупость и бессердечность, мне кажется, записаны в программе”, – запишет со временем Валери.

Вопреки тому, что Валери продолжал изучать право на юридическом факультете, он уже осознал свое поэтическое призвание. Именно в этот период Валери увлекся поэзией Ш. Бодлера и П.

Верлена, А. Рембо и С. Малларме, познакомился с литераторами, в частности с П. Луи и А.

Жидом. Его литературному запалу не мог помешать даже год военной службы (“По воскресеньям я спасаю свою душу, пишу стихи”). В 1890 г.

В журнале П. Луи “Раковина” были опубликованы несколько стихов юного Валери, которые в целом критика встретила одобрительно, хотя и заметила, что в них заметно влияние С. Малларме. В 21 год Валери без какой-либо

конкретной цели или каких-то планов на будущее отправился в Париж. Причиной такого неожиданного поворота в его жизни, наиболее вероятно, был душевный кризис, о чем свидетельствуют его же собственные воспоминания: “Мне было двадцать лет, и я верил во всемогущество мысли. Как-то удивительно я страдал от собственного бытия или небытия.

Иногда я ощущал в себе безграничные силы.

Из-за каких-то проблем они исчезли, и ограниченность возможностей доводила меня до отчаяния. Я был пасмурным, легкомысленным, кротким извне, упрямым в глубине души, впадал в крайности, увлекался беспредельно, легко подвергался впечатлению, убеждению не подвергался никогда… Я перестал писать стихи, я почти ничего не читал…”.

Допускают, что чтение Э. По навеяло Валери мысль о совершенном познании своего “я”, придирчивый анализ всех тех невидимых внутренних процессов, которые руководят человеком, о возможности адекватного воспроизведения собственных чувств поэтическим языком.

Тех изобразительно-выразительных средств, которые Валери перенял у символистов, было недостаточно, и в результате поэт на целых 20 лет ушел в “монастырь собственной души”, чтобы разработать самостоятельную художественную систему, – что-то на манер “нового классицизма”, обогащенного методами, заимствованными из области философии и точных наук. Правда, были и сугубо “внешние” причины для такого неординарного решения “самого темного поэта Франции”: осенью 1892 г.

Валери, гостя у своего дяди в Генуе, влюбился в женщину, которую часто встречал на улице и с которой так и не решился познакомиться. Пережив тяжелый душевный кризис, в ночь с 4 на 5 октября во время страшной грозы и бессонницы он решил навсегда посвятить себя математике.

Но еще до этой самоизоляции Валери получил славу среди французских литераторов рядом стихов, написанных в период 1891-1893 годов, которые, однако, были изданы отдельным сборником (“Альбом старых стихов” – “Album des vers anciens”,) лишь в 1920 году. Поэзия раннего периода творчества Валери удостоверила приход в литературу художника, который, отталкиваясь от позднесимволистской тематики и образности, почти нашел свой путь – путь “утонченного (отчасти гипертрофированного) интеллектуализма, который предполагал постоянный контроль умной воли над неуправляемой эмоцией” (Ю.

Стефанов). В первую очередь это касается таких его ранних стихов, как “Гелена” и “Орфей”, “Рождение Венеры” и “Дружеская роща”. Классическая простота и изысканный язык, высокое версификаторское мастерство и эмоциональная отстраненность просматриваются, например, в сонете “Цезарь”.

Отказавшись от поэзии, Валери, кроме изучения математики и физики (со временем он будет гордиться тем, что понимал самые сложные лекции Эйнштейна), казалось, вел довольно невзрачную жизнь обычного мещанина. Чтобы заработать на жизнь, он устроился работать в пресс-бюро, потом – в Военное министерство, где продолжительное время находился в ведомстве артиллерийского снабжения, а со временем исполнял обязанности личного секретаря директора телеграфного агентства “Гавас”. “Уединение. Работа для себя.

Записи, которые собираются в папки. Бракосочетание. Жизнь.

Дети” – эти строки из “Рукописи, обнаруженные в мозгу” довольно точно воссоздают (по крайней мере, внешне) размеренность жизни Валери.

“Работой для себя” Валери считал ежедневные утренние записи – т. н. “Тетради”, – которые вел на протяжении всей дальнейшей жизни, т. е. 51 год.

“Тетради” Валери – это мучительные раздумья художника-интеллектуала о истории и культуре, религии и приемах творчества, психологии и социологии, математике и поэзии. Лишь после смерти поэта 29 из “Тетрадей” были опубликованы (1957- 1961 pp.). “Работа для себя” – это и повесть “Вечер с господином Тестом” (1896), главный герой которой “проекция молодости Валери” (А. Моруа), и абстрактное воплощение мысли, это и прозаический этюд “Вступление в систему Леонардо да Винчи” (1895), в котором Валери старался уже с новой позиции – позиции “не славы” – осмыслить мир и себя в нем.

В 1900 г. Поль Валери вступил в брак с талантливой пианисткой, племянницей Э. Мане Жанной Гобийяр, которая родила ему двух детей: дочь Агату (1906) и сына Франсуа (1915). Настойчивые просьбы друзей (прежде всего А.

Жида) разрешить издать в одном сборнике его старые стихи, а потом – редактирование машинописных текстов мало-помалу вернули Валери к поэзии.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Неординарная поэзия Поля Валери